Система международного права
В советской юридической литературе теоретические проблемы международного права исследовались и преподавались в отрыве от национальных правовых систем при искусственном их противопоставлении в связи с тем, что сущность права вообще преподносилась как возведенная в закон воля господствующего класса в духе марксистской идеологии, а ее никак нельзя было обнаружить в международном праве. Поэтому международное право оказывалось за бортом права в целом и интерпретировалось как отрасль особого рода в русле лишь международного публичного права, а международное частное право было сослано большинством советских авторов в национальные правовые системы. Освобождение общей теории права от классовой идеологии дает возможность рассматривать международное право в системе права вообще, как того и требует системный метод исследования.
Международное право как система зарождается в догосударственный период в условиях первобытного строя. Непосредственным системообразующим фактором, обусловившим появление международных правовых норм, была потребность самосохранения племен на основе мирного сосуществования и взаимной выгоды. Сношения такого рода были возможны только на основе неуклонного соблюдения единых взаимоприемлемых правил. Иных правил, кроме обычаев, в те времена не существовало. Обычай тогда означал то, что сейчас выражается понятием «справедливость», «необходимость», «интерес», «разум», «добродетель», «обязанность», «правило». Именно обычаи, приемлемые для общающихся между собой племен, явились источником возникающего международного права, его системным элементом. Изначальные внешние сношения установились между народами и, конечно же, не случайно древнеримские юристы нарекли его правом народов, и не случайно теперь рассматриваемая правовая система именуется не межгосударственным, а международным правом.
Системообразующими факторами международно-правовых обычаев в конечном счете были объективно обусловленные потребности первобытных людей, сопряженные с совместным использованием сил и веществ природы, разделением общественного труда, взаимовыгодным обменом создаваемой продукции, удовлетворением других интересов в духе существовавших представлений о том, как должно быть.
С разложением устоев первобытнообщинного строя у различных народов появляется еще один системообразующий фактор – государство как организация универсальная для всего населения, по своему характеру политическая, призванная управлять им по пути прогресса, выражая и защищая его интересы. С этого момента отношения между народами становятся преимущественно межгосударственными. Отношения между государствами обусловили их публично-политическую природу. Однако это не означает, что они обрели только публичный характер, утратив изначальный частный, основанный на объективной потребности обмена, торговли, удовлетворения других интересов с целью использования достижений разделения труда и его эффективности в создании материальных и прочих благ человечества. Скорее наоборот. Возможности народов, создавших свои государства, позволили осуществлять международные отношения глобальнее, организованнее, эффективнее, надежнее, реализуя интересы как сугубо политические (в русле сформировавшейся отрасли международного публичного права, например, по надежному обеспечению мира между народами), так и преимущественно экономические (в пределах отрасли международного частного права), удовлетворяя частные интересы субъектов хозяйствования, зиждущиеся в основном на взаимоприемлемых устоях цивильной отрасли национальных правовых систем.
Нормы системы международного права облекаются в многообразные формы их выражения. Являясь по своему содержанию добровольным волеизъявлением, соглашением, нормы международного права выражаются в форме договоров, пактов, конвенций, регламентов, резолюций, хартий, уставов и других источников права. При этом международно-правовой обычай остается одним из устойчивых, основных источников права, особенно в посольском праве, покоящемся на многовековой практике. И все-таки нормативный межгосударственный договор (двусторонний или многосторонний) становится возобладающим источником.
Наряду с политическим системообразующим фактором (государством) все большее значение для развития международно-правовой системы приобретает наука международного права, которая своими обобщениями практики сношений между народами, выводами и положениями непосредственно влияет на формирование научного, наиболее авторитетного правосознания – одного из элементов системы международного права. И хотя наука международного права официально не признается источником права, тем не менее, она оказывает существенное воздействие на выработку его принципов, а в ряде случаев – и отдельных норм для упорядочения еще не урегулированных международным правом отношений, но нуждающихся в юридическом разрешении особенно при возникновении некоторых спорных вопросов во взаимоотношениях между государствами. Исследованиями наиболее авторитетных теоретиков международного права обычно руководствуются при подготовке особо важных международно-правовых документов. В числе международно-правовых системообразующих факторов немалую роль играют и национальные правовые системы, закрепленные в них общеправовые принципы, их гуманистические, демократические устои и соответствующие нормы, о чем убедительно свидетельствует их перемещение в международно-правовые акты (например, принципов, содержащихся в знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина, Конституции США и других актах национальных систем права).
Существующая система международного права свидетельствует о том, что ее основными источниками, а значит и элементами, являются: 1) международно-правовые обычаи; 2) международные нормативные договоры; 3) нормативные акты международных организаций; 4) общеправовые принципы; 5) наука международного права; 6) выработанная опытом международных отношений практика правоустановительных процедур и учреждаемых международных структур.
В общих чертах международно-правовую систему характеризуют как особую правовую систему, состоящую из принципов и норм, регулирующих отношения между его субъектами. «Система международного права – это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм международного права (договорных и обычно-правовых), решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов международного права, института правопреемства в отношении договоров, института международной ответственности и другие)»[191]. Конкретнее ее определяют те исследователи, которые привязывают международное право к специфике предмета его регулирования. В частности, Д. И. Фельдман полагает, что международное право представляет собой «совокупность согласованных юридических норм, регулирующих более или менее автономно-международные отношения определенного вида, совокупность, характеризуемую соответствующим предметом правового регулирования, качественным своеобразием, существование которой вызывается интересами международного общения»[192]. Однако при такой отраслевой интерпретации международного права оставляются в стороне многие его элементы как системы, а значит и специфические признаки.
Международно-правовая система – это закономерная целостность взаимопризнанных процедур установления и функционирования взаимоприемлемых международных структур, принципов и норм, вытекающих из практики международных отношений, общеправовых устоев и выводов науки международного права, выражающихся в международных нормативных договорах и иных источниках (формах) права, предназначенных для урегулирования международного общения с целью обеспечения социального прогресса.
Для системы международного права характерны следующие особенности:
· определяющим системообразующим фактором ее являются принципы международного права;
· она формируется на основе согласованного волеизъявления (консенсуса) субъектов международно-правовых отношений;
· процедура установления правовых норм, форма их выражения (источники) и их реализация зиждется на международных обычаях и общеправовых принципах;
· по юридическому содержанию большинство источников международного права представляют собой нормативный двусторонний или многосторонний договор;
· субъектами международного права выступают государства и их органы, государственно-подобные организации, компании, фирмы и др.;
· реализация международного права гарантируется добровольным их соблюдением и исполнением непосредственными участниками международно-правовых отношений;
· в исключительных случаях реализация особо важных международно-правовых норм обеспечивается принудительной силой (решения Совета Безопасности, Международного трибунала).
Специфика международной правовой системы вытекает из особенностей ее системообразующих факторов, обусловленных их международной масштабностью, своеобразием приоритетов, глобальностью проблем и интересов, совокупным воздействием национальных правовых систем, авторитетом наиболее цивилизованных государств, их правовых и политических систем, мировой правовой, политической и общей культурой, мировыми объективно-обусловленными тенденциями в регулируемых сферах международных отношений.