Право и национальная структура общества

Важнейшими элементами общественных отношений являются составные части национальной структуры общества. Наряду с классами и другими социальными группами социальную структуру общества составляют исторически сложившиеся общности людей: племена, народности, нации, которые имеют огромнейшее значение. Таким образом, национальная структура изначально лежит в основе общественных отношений, что предопределяет актуальность и важность ее рассмотрения.
Современное человечество представлено примерно двумя тысячами различных народов, а в нашей стране их больше ста. В то же время независимых государств в мире насчитывается около 200. Следовательно, большинство народов проживает в многонациональных государствах. И значит, сколько бы ни была дорога нам историческая память о своих национальных корнях, нам важно понимать и другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нac особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей. Тем более что у разных народов больше общих черт, чем различий, и их общность постоянно нарастает, поскольку усиливаются взаимозависимость, взаимосвязанность и целостность мира. Конечно, сближение народов не означает отрицания их национальных особенностей. Напротив, именно своеобразие их культуры служит живым источником духовного богатства всего человечества, бесконечного многообразия мировой культуры.

Основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможною и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от всех других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для всех тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.
Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена.

Право регулирует отношения между различными национальными группами в обществе

Право и экономика

В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса - экономической структуры общества ("экономического строя"), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки - идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием. Экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки. Базис общества обусловливает необходимость правового регулирования в целом (т.е. существование права как такового), определяет тот или иной тип права, а также конкретные черты права любой страны в данный исторический период.
Современные связи права и экономики следует оценивать, учитывая необходимость как государственно-правового регулирования экономических процессов, так и соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей.
В настоящее время вопрос об отношениях между экономикой и правом, о государственно-правовом регулировании экономики (особенно в сфере распределительных отношений) решается через идею социального государства.
Большое значение правовое регулирование экономики имеет в период перехода к рынку, поэтому оно особенно важно для Беларуси. В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы:
o определение целей экономического развития;
o закрепление равноправия всех форм собственности;
o определение круга субъектов рыночных отношений;
o вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;
o продуманная налоговая политика;
o формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;
o установление юридических санкций за экономические правонарушения.
Таким образом, взаимосвязь права и экономики в этот период определяется необходимостью:
" создания правовыми средствами условий для нормального развития рыночной экономики;
" обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.
Законодательно гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а также признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иные форм собственности.
Последствия соотношения прав и экономики могут быть:
- позитивными, когда право способствует развитию экономики, соответствует естественному ходу развития общества, объективным экономическим законам.;
- негативными, когда право тормозит развитие экономики, противоречит объективным экономическим законам..





Право и политика

Право имеет политическую природу, так как по своей сути является нормативной формой согласования воли и интересов больших социальных групп.
Взаимоотношения права и политики должны быть следующими:
" право должно быть средство осуществления государственной политики в различных сферах общественной жизни,
" политическая деятельность всех субъектов политики должно быть регламентировано правом и не выходить за установленные им рамки

В литературе советского периода существовал такой подход: в праве опосредствуется только государственная политика, причем не вся, а лишь та ее часть, которая для своей реализации нуждается в общеобязательной форме и государственной охране, т.е. возведении в закон
Вместе с тем право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости (т.е. пока право используется государством в соответствии с его природой). Как только государство начинает использовать власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников исчезает и в руках государства остается бессодержательная' юридическая форма ("неправовой закон"). Нет достаточных оснований для того, чтобы говорить о служебной роли права по отношению к политике, тем более о верховенстве политики над правом. А в правовом государстве политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства.

Наши рекомендации