Предупреждение преступлений инспекциями по делам несовершеннолетних.
Задачи инспекции по делам несовершеннолетних: предупреждение безнадзорности, оказание на них необходимого воспитательного воздействия, обеспечение надлежащих условий для их воспитания и обучения.
Инспекции проводят работу по предупреждению преступлений среди следующих категорий несовершеннолетних:
1 освобожденных из мест лишения свободы;
2 осужденных условно или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
3 в отношении которых исполнение приговора к лишению свободы отсрочено;
4 совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного воздействия или вследствие акта амнистии, а также совершивших общественно опасные действия до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
5 вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
6 совершивших правонарушения, влекущие меры общественного или административного воздействия;
7 употребляющих спиртные напитки, наркотические или психотропные вещества;
8 систематически самовольно уходящих из семьи, в возрасте до 16 лет, или самовольно уходящих из специальных учебно-воспитательных учреждений;
9 злостно уклоняющихся от учебы, работы;
10 систематически занимающихся азартными играми, а также ведущих иной антиобщественный образ жизни.
34. Роль специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений в профилактике преступлений несовершеннолетних.
В специальные учебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет. В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, которые имеют особенности психофизического развития, либо которые страдают заболеваниями, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, либо которые состоят в порядке, установленном законодательством, на наркологическом учете.
Руководители специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений в соответствии с законодательством:
организуют образовательный и воспитательный процессы, создают и реализуют специальные условия воспитания;
информируют органы внутренних дел по месту нахождения этих учреждений и по месту жительства воспитанников о случаях их ухода из специальных учебно-воспитательных учреждений или специальных лечебно-воспитательных учреждений без разрешения руководителей указанных учреждений и совместно с органами внутренних дел принимают меры по их обнаружению и возвращению в эти учреждения;
направляют в комиссии по делам несовершеннолетних и в органы внутренних дел по месту жительства воспитанников извещения о прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях не позднее чем за один месяц до их выпуска, а также характеристики таких воспитанников и свои рекомендации о необходимости проведения с ними индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;
организуют проведение личного досмотра воспитанников, досмотра их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, осмотра территории этих учреждений, жилых и других помещений и находящегося в них имущества, выявление и изъятие предметов в соответствии с законодательством;
подают заявления в суд о переводе воспитанников из специальных учебно-воспитательных учреждений в специальные лечебно-воспитательные учреждения, о досрочном прекращении пребывания воспитанников в этих учреждениях до истечения установленного судом срока пребывания в них, о продлении этого срока;
применяют к воспитанникам меры педагогического воздействия;
осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.
К мерам педагогического воздействия кроме мер, предусмотренных законодательством об образовании, относятся:
запрещение выхода за пределы специального учебно-воспитательного учреждения, специального лечебно-воспитательного учреждения;
помещение в комнату реадаптации.