Судоустройство и судопроизводство по реформе 1864 года.

Судебная система и процесс базировались на началах, которые были закреплены в основных документах этой реформы, а это Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Уложение о наказаниях, полагаемых мировыми судьями и некоторые другие акты.

Уставы закрепили новые буржуазные принципы судоустройства и судопроизводства:

1. Принцип всесословности (бессословности) построения судебной системы.

2. Принцип отделения суда от администрации и подчинения его только закону.

3. Несменяемость судей. Теперь судью без его согласия в определенных ситуациях было запрещено перемещать с должности на должность.

4. Принцип непрерывности, когда одно дело рассматривалось судом в одном составе.

5. Принцип выборности судей в системе мирового суда.

6. Состязательность судебного процесса.

7. Организация российской прокуратуры.

8. Гласность судопроизводства. Разумеется, определенные категории дел рассматривались при закрытых дверях.

9. Устность судопроизводства.

10. Реорганизация российской прокуратуры, которая получила новые полномочия в сфере судопроизводства (контроль за органами предварительного следствия и дознания, поддержание государственного обвинения в судебном процессе, надзор за исполнением выносимых приговоров и решений).

11. Создание нотариата.

Суды в России были поделены на местные и общие.

Местные суды.

К местным судам относились волостные суды, которые занимались незначительными делами, сторонами которых были крестьяне. Волостные суды были созданы в ходе крестьянской реформы, т.е до судебной реформы, и они противоречили принципу бессословности суда, так как действовали по отношению к одной категории населения – крестьянам. Волостные суды сохранили возможность применения телесных наказаний.

Была создана система мирового суда. В уездах и городах создавались участки мировых судей. Мировые судьи избирались земскими собраниями и городскими думами и к ним предъявлялся целый ряд цензовых требований:

1. Не моложе 25 лет.

2. Мужчина.

3. Необходимо было закончить гимназию. Высшего юридического образования не требовалось.

4. Если высшее юридическое образование отсутствовало, а было лишь среднее (гимназия), тогда вступал в действие служебный ценз. В течении 5 лет необходимо было проработать на должности в судебном ведомстве, причем на должности, которая давала возможность приобрести опытность в ведении судебных дел.

5. Имущественный ценз. Необходимо не менее 400 десятин земли либо движимого имущества, стоимостью не менее 15 тысяч рублей.

При отсутствии имущества у кандидата на должность можно было учитывать имущество родителей, жены. В определенной ситуации кандидат мог не обладать имуществом вообще, но если этот кандидат в силу его личных качеств, профессионально уровня весьма популярен среди местного населения, то имущественный ценз не требовался.

6. Ценз оседлости (не менее 2-х лет). Но этот ценз не был жесткий.

Наряду с участковыми мировыми судьями на этих участках действовали почетные мировые судьи. Это были люди, которые отказывались от государственного обеспечения и выполняли работу на общественных началах. Почетный мировой судья рассматривал дела либо по желанию сторон, либо замещая участковых мировых судей по причине их болезни и т.д.

Компетенция мирового суда:

1. Достижение примирения сторон.

2. Компетенция мирового суда в уголовной сфере была незначительной – это в основном дела частного обвинения, которые рассматривались исключительно по заявлению потерпевшей стороны. По уголовным делам в качестве наказания могли назначаться штрафы до 300 рублей, лишение свободы до 1 года, в исключительных ситуациях – 1.5 года, выговор, замечание, внушение, порицание.

3. По гражданским делам мировые суды рассматривали дела по исковым требованиям не более 500 рублей.

Апелляционной инстанцией по отношению к участковым мировым судьям являлся съезд мировых судей. Съезд мог начинать действовать если на нем присутствовало не менее 3-х участковых судей. На съезде мировых судей участвовал товарищ прокурора окружного суда, который давал консультации, разъяснять различные вопросы. Постановления съезда мировых судей можно было обжаловать в кассационный департамент Сената. В это время существовало две формы обжалования вынесенных решений и приговоров: апелляционная (основывалась на очень широком круге оснований) и кассационная (если апелляционное обжалование уже имело место и не удовлетворило обжаловщика, но это можно было в том случае, если он мог принести факты, указывающие на прямое нарушение закона, либо на неправильное применение закона, в силу неверного его толкования).

Никаких отношений соподчиненности между местными и общими судами не существовало.

Общие суды.

К общим судам относились окружные суды и судебные палаты. Судебным округом окружного суда являлась территория губернии.

В состав окружного суда входили: председатель, его товарищ и судьи окружного суда, которые назначались императором по представлению министра юстиции. Кроме этого в состав окружного суда входи прокурор окружного суда, его товарищи и судебные следователи. При окружном суде создавался и функционировал суд присяжных. Присяжными заседателями могли быть все, за исключением лиц, не достигших 25-летнего возраста и лица старше 70 лет, военнослужащие, священники, полицейские чины, лица находящиеся под опекой, опороченные лица и т.д.

В судебном округе окружного суда создавался общий список всех тех, кто мог быть привлечен к деятельности суда присяжных. Потом создавался годовой список, потом – месячный, куда включались присяжные из годового списка, которые могли призываться в течении данного месяца, а из месячного списка создавался служебный список из 12 присяжных и 2-х запасных. На каждом этапе формирования суда присяжных применялся жребий. Присяжные решали два основных вопроса: имело ли место быть преступление и виновен или невиновен? Присяжные, вынося вердикт о виновности, могли указать судье на некоторые моменты, которые по их мнению могли послужить основанием для смягчения наказания. Суд присяжных применялся исключительно по уголовным делам. Как только суд присяжных выносил оправдательный приговор, подсудимый сразу освобождался в зале судебного заседания, а если присяжные выносили обвинительный приговор, то коронные суд удалялся в комнату для определения наказания.

Приговор, вынесенный с участием присяжных заседателей можно было обжаловать только в кассационном порядке.

Окружные суды рассматривали основную массу гражданских и уголовных дел, выходящих за пределы компетенции местных судов. Они не рассматривали только те дела, которые относились к компетенции судебных палат.

Судебным округом судебных палат были территории нескольких губерний. Судебная палата являлась апелляционной инстанцией по отношению к окружным судам.

В структуру судебной палаты входили: палата по уголовным делам, палата по гражданским делам, председатель, товарищ, судьи, следователи, канцелярия. Члены суда назначались императором по представлению министра юстиции.

И судьи окружных судов, и судьи судебных палат должны были иметь высшее юридическое образование и не менее 5 лет работы в судебных ведомствах.

В качестве суда первой инстанции судебные палаты рассматривали дела о государственных и должностных преступлениях, а также преступления против должностных лиц, дела о печати.

Высшей апелляционной и кассационной инстанцией в России являлся Сенат.

Судебная контрреформа.

Со второй половины 60-х годов правительством осуществляется ряд мероприятий свидетельствующих о намерении отступить от тех принципиально важных положений, которые закреплялись в судоустройстве и судопроизводстве уставами 1864 года.

Уже в 1868 указом было установлено положение, которое изымало из ведения окружных судов дела о преступлениях о печати, то есть данные дела стали рассматриваться без участия присяжных заседателей. В 1881 году в стране было введено положение «Об охране». Его суть заключалась в том, что военные суды получили возможность рассматривать политические дела при закрытых дверях. В 1887 году царским указом министру юстиции было предоставлено право своим решением закрывать двери любого судебного процесса, для этого требовалось лишь одно но - если министр юстиции усматривал, что гласное рассмотрение дела в суде нанесет ущерб достоинству государства. В России в соответствии с этим указом гласность рассмотрения судебных дел по закону была заменена гласностью по усмотрению министра юстиции. При голосовании за этот законопроект в госсовете 31 член госсовета проголосовал против, а 20 – «за», тем не менее этот законопроект был принят.

В 1885 году практически была сведена к нулю норма о несменяемости судей, поскольку закон 1885 года учредил высшее дисциплинарное присутствие в Сенате, состоящее из сенаторов, – это был орган, который получил возможность удалять или перемещать любых судей по своему усмотрению и по представлению министра юстиции.

В 1889 году в значительной степени сокращалась юрисдикция суда присяжных заседателей, поскольку из круга дел, которые подлежали рассмотрению судами с участием присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц.

1889 году был принят закон «О земских начальниках». Этот закон заменял мировую юстицию земскими начальниками. Причем этот закон на низовом уровне покончил с провозглашенной независимостью суда от администрации, поскольку земские начальники обладали помимо судебных полномочий и полномочиями административными. Кроме этого, данный закон покончил с элементами выборности судей в системе мирового суда, поскольку земские начальники не избирались, а назначались. Земские начальники на окраинных территориях Российской Империи выполняли и функции следователей. С появлением земских начальников несколько странно выглядел принцип бессословности суда, так как земские начальники назначались исключительно из дворян. Закон 1889 года на определенное время покончил с системой мировых судов. Было покончено и с гласностью, когда речь идет о политических процессах, поскольку закон 1881 года запретил печатать отчеты о политических процессах.

В 80-е годы было запрещено посещать судебные процессы учащимся и студентам ВУЗов, за исключением студентов юридического факультета, но только при условии, если характер рассматриваемого дела соответствовал учебному плану.

Земская реформа 1854 года.

Подготовка к этой реформе была начата в 1859 году под давлением развивающейся российской буржуазии.

1 января 1854 года было принято положение «О губернских и уездных земских учреждениях». Этим положениям создавались земские органы местного самоуправления, которые должны были решать вопросы, касающиеся местного хозяйства. До этого положения эти вопросы относились к компетенции достаточно многочисленных государственных, бюрократических учреждениях, которые действовали на местах. К вопросам местного хозяйства относились:

1. Строительство и ремонт дорог и мостов.

2. Народное продовольствие.

3. Общественное призрение, т.е. общественные заведения, которые были связаны с деятельностью приютов, ночлежек и т.д.

4. Взаимное страхование.

5. Борьба с падежом скота, эпидемиями в сельском хозяйстве и т.п.

6. Попечение о местной торговле и промышленности.

7. Забота о народном образовании, народном здравии.

8. Забота о тюрьмах, арестных домах.

Для решений, относящихся к ведению земских учреждений, эти органы наделялись правом взимания местных налогов и платежей.

Предусматривалось создание губернских и уездных земских органов, которые состояли из распорядительных, директивных земских органов (губернские и уездные земские собрания) и исполнительных органов (губернские и уездные земские управы). И собрания, и управы были выборными органами. Выборы в уездное земское собрание производились на 3-х избирательных съездах:

· Съезд землевладельцев.

· Съезд городских избирателей.

· Выборные от сельских обществ.

Количество гласных (выборных) земских органов в каждом уезде было различным – от 10 до 96.

Гласные губернских земских собраний избирались также как и уездные сроком на 3 года. Губернские гласные избирались на губернских земских собраниях из расчета 1 губернский гласный на 6 уездных гласных. Среди губернских гласных большинство имели выборные от дворян - 74%, а 11% - выборные от крестьян. Земские собрания (губернские и уездные) собирались 1 раз в год, обычно на несколько дней и как правило осенью, после окончания сельхоз работ. А председательствовали на этих собраниях уездные и губернские предводители дворян.

Земские учреждения не обладали какой-либо самостоятельной властью и могли проводить в жизнь свои решения только через исполнительные государственные органы, то есть в основном через полицию.

Земские органы были созданы только в 35 губерниях центральной России, а на удаленных территориях не было даже идеи создания земских органов (Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ). В дальнейшем, по мере усиления консервативной политики правительства, функции земских органов сокращаются: были ограничены права земств на налогообложение, был установлен запрет на координацию деятельности земских учреждений между собой, т.е земства не могли тесно взаимодействовать между собой, земствам без разрешения губернатора запрещалось печатать отчеты о своей деятельности. В 1890 году принимается новое положение о губернских и уездных земских собраниях. Это уложение вводило новые ограничения на деятельность земских органов (были повышены цензовые требования и др.). Это было сделано для уменьшения представительства крестьян и для увеличения гласных, избираемых от городской буржуазии, дворян.

Было установлено три избирательные курии по сословному принципу:

· Выборные от дворян (потомственных и личных).

· От городских состояний.

· От крестьян.

По новому положению крестьяне уже не выбирали своих гласных напрямую. На волостных сходах крестьяне выбирали кандидатов, а из числа кандидатов губернатор назначал гласного от крестьян.

Кроме гласных, которые избирались местным населением, в уездные земские собрания входили представители ведомств государственных имуществ и уделий, которые назначались министром. Кроме этого, сюда входил депутат от духовного ведомства и городской глава уездного города, а также председатель и члены уездной управы. Иногда по решению министра внутренних дел созывались чрезвычайные земские собрания. Кроме того, председатель и члены земской управы после выборов утверждались правительством.

В земские органы не могли избирать и быть избранными лица состоящие под судом или следствием, лица, подвергавшиеся суду за преступления, влекущие лишение или ограничение прав состояний или лица, исключенные со службы (т.е. опороченные), а также лица, состоящие под «гласным» надзором полиции, лица, лишенные духовного сана за различные пороки и лица, исключенные из сословных обществ.

Положение 1890 года признавало земских гласных состоящими на государственной службе, т.е. правительство распространило все положения о государственных служащих на земских гласных, и таким образом воздействовало на них, т.к. уездные и губернские гласные получили возможность приобретать чины, получать государственные награды, выплаты и пенсии.

Говоря о земских органах в целом, следует отметить, что в своей деятельности они смогли добиться значительных успехов, несмотря на то, что законодательство всячески ограничивало их самостоятельность.


Наши рекомендации