Формы (источники) права в рб.

ЦЮГА

1.Понятие юриспруденции. Теоретическая и правовая юриспруденция. Юриспруденция (лат. jūrisprūdentia — «правоведение», от лат. jūs, род.п. jūris — «право» и лат. prūdentia — «предвидение», «знание») — это комплексная наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки. Таким образом, под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий: - науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества. - совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью. - практическое применение юридических знаний, деятельность юристов. В общетеоретическом плане характеристика юриспруденции как науки требует прежде всего определения ее предмета и метода. В общем виде можно сказать, что объектами юридической науки являются право и государство, а ее предметом - основные сущностные свойства права и государства. Функции юриспруденции - это основные направления теоретического освоения права. Система юриспруденции - есть совокупность наук, изучающих право во всех его проявлениях. Причем эти науки образуют определенную структуру. Схематично ее можно представить следующим образом: 1. Общетеоретические науки (теория и история государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений). 2. Отраслевые науки (конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права, трудового права, уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и др.). 3. Межотраслевые науки (экологического права, судоустройства и др.). 4. Науки международного права (международного публичного права, международного частного права, космического права). 5. Наука сравнительного права. 6. Прикладные юридические науки (криминалистика, криминология, юридическая психология, судебная медицина, судебная психиатрия, и др.) Практическая же задача юриспруденции - это построение единого правового порядка в обществе. В целом, система юриспруденции дает представление об уровне, способах правовой организации общественной жизни. Конечно, сама система юриспруденции постоянно меняется, пополняется. Но в то же время существует и некая постоянная схема системы юриспруденции, которая присутствует во все времена и во всех странах. Это сам каркас юриспруденции, который неминуемо присутствует там, где есть государство и право.

Виды НПА в РБ.

К видам нормативных правовых актов относятся:1) Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшуююридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений; 2) решение референдума - нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом; 3) программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам; 4) кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений; 5) закон Республики Беларусь - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений;6) декрет Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений; 7) указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы; 8) постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента - Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь; 9) постановление Совета Министров Республики Беларусь - нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь;10) акты Конституционного Суда Республики Беларусь (заключения), Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;11) постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности;12) регламент - нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов; 13) инструкция - нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений;14) правила - кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам; 15) устав (положение) - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности;16) приказ - нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления. 17) решения органов местного управления и самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Таким образом, нормативные правовые акты, образуя стройную систему, чрезвычайно разнообразны по своим видам.

Закон: понятие и виды.

Закон -это нормативный акт, принятый в особом порядке органов законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Виды законов в РБ:1. Законы программные и обычные. К программным относятся законы об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики; военной доктрины. Они принимаются двумя третями голосов членов Парламента. Обычными являются все остальные законы. 2. Законы, санкционирующие иные источники права, и законы, устанавливающие собственные нормы. Например, к законам, санкционирующим иные источники, можно отнести законы о ратификации и денонсации международных договоров. 3. Законы постоянного, временного и ситуационного характера. Большинство законов устанавливают нормы, рассчитанные на постоянное действие. Временный характер присущ законам об утверждении республиканских бюджетов. Ситуационные законы занимают промежуточное положение между постоянными и временными законами, - это законы о правовом режиме военного и чрезвычайного положения. 4. Нормативные и ненормативные законы. В большинстве случае закон носит нормативный характер. Однако Парламент принимает законы для оформления не только нормотворческой, но и других своих функций, в том числе контрольной. Например, законы об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета. 5. Первичные и вспомогательные законы. Первичные законы регулируют общественные отношения, а вспомогательные - определяют черты конкретных первичных законов. К вспомогательным можно отнести законы о толковании, а также о введении в действие других законов. 6. Целостные (новые) законы и законы о внесении изменений, дополнений, признаны утратившими силу ранее принятых законов. Все законы в Республике Беларусь принимаются Парламентом либо народом на референдуме.

Пределы действия НПА в РБ.

Действие нормативного правового акта во времени: Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц: Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь. Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

ЦЮГА

1.Понятие юриспруденции. Теоретическая и правовая юриспруденция. Юриспруденция (лат. jūrisprūdentia — «правоведение», от лат. jūs, род.п. jūris — «право» и лат. prūdentia — «предвидение», «знание») — это комплексная наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки. Таким образом, под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий: - науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества. - совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью. - практическое применение юридических знаний, деятельность юристов. В общетеоретическом плане характеристика юриспруденции как науки требует прежде всего определения ее предмета и метода. В общем виде можно сказать, что объектами юридической науки являются право и государство, а ее предметом - основные сущностные свойства права и государства. Функции юриспруденции - это основные направления теоретического освоения права. Система юриспруденции - есть совокупность наук, изучающих право во всех его проявлениях. Причем эти науки образуют определенную структуру. Схематично ее можно представить следующим образом: 1. Общетеоретические науки (теория и история государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений). 2. Отраслевые науки (конституционного права, административного права, гражданского права, уголовного права, трудового права, уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и др.). 3. Межотраслевые науки (экологического права, судоустройства и др.). 4. Науки международного права (международного публичного права, международного частного права, космического права). 5. Наука сравнительного права. 6. Прикладные юридические науки (криминалистика, криминология, юридическая психология, судебная медицина, судебная психиатрия, и др.) Практическая же задача юриспруденции - это построение единого правового порядка в обществе. В целом, система юриспруденции дает представление об уровне, способах правовой организации общественной жизни. Конечно, сама система юриспруденции постоянно меняется, пополняется. Но в то же время существует и некая постоянная схема системы юриспруденции, которая присутствует во все времена и во всех странах. Это сам каркас юриспруденции, который неминуемо присутствует там, где есть государство и право.

Формы (источники) права в РБ.

В юридическом смысле формы (источники) права - это способы объективации (официального выражения, закрепления) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы. Юридической науке известно несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права. Наиболее распространенные это: правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания. На ранних этапах становления права преобладающим источником права повсеместно являлся юридический обычай. Нормативно-правовой акт (закон) начинает вытеснять обычай по мере развития и укрепления государства. Наряду с правовым обычаем и нормативно-правовым актом в некоторых государствах мира большое место в качестве источника права занимает юридический прецедент. Правовой обычай - это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права. Правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством в качестве общеобязательного правила поведения и вследствие этого подпадают под его защиту. Нормативно-правовые акты являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира. Нормативно-правовой акт - это официальный письменный документ субъектов правотворчества, содержащий правовые нормы. Это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов, по их поручению негосударственных организаций или непосредственно народа (при референдумах), который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Нормативно-правовой акт - это официальный документ, в котором содержатся общеобязательные правила поведения, обращенные к относительно неопределенному кругу субъектов (например, граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля и т.д.) и который действует постоянно, до его официальной отмены. По сравнению с другими источниками права, нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ: общеобязательные правовые предписания формулируются четко и ясно, в письменном виде, что предопределяет большую доступность их содержания для населения. В силу специфики тщательно отработанных письменных текстов нормативно-правовым актом легко пользоваться при разрешении различных юридических дел, вносить в него уточнения и дополнения в случае необходимости, осуществлять контроль за его исполнением и т.д. Юридический прецедент (судебная практика) - более распространенный источник права в современном мире. Под юридическим прецедентом понимается судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение. Различаются судебный и административный прецедент. Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при последующем разрешении подобных дел. Прецедентная форма права широко используется в Англии и Соединенных Штатах Америки. В качестве одной из форм (источников) права выступает договор с нормативным содержанием. Как известно, договор - это соглашение двух или более сторон по урегулированию какой-либо жизненной ситуации. Источником права является только такой договор, в котором содержатся правила общего характера. Нормативный договор - это соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. В настоящее время нормативные договоры как источник права применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве. Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Это учения, обобщенные научные выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых-правоведов. Например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Прокула, Помпония, Ульпиана, Гая, Модестина и др.) имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения, использовались судами при разрешении юридических дел. Юридические доктрины как источники права известны индусскому и мусульманскому праву. В настоящее время юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов не выступают как непосредственные источники права. Но они являются источниками юридических знаний, идейным источником права и играют, несомненно, большую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны. Роль юридических воззрений, концепций, доктрин чрезвычайно важна в формировании модели правового регулирования, в выработке правовых понятий, в правообразовании, совершенствовании законодательства. Аналитические труды и разъяснения ученых играют важную роль и оказывают заметную помощь в процессе реализации правовых норм. На определенных этапах истории развития общества роль источников права играли религиозные писания. Догматы церкви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общества. Суды строго руководствовались их предписаниями. Под действие религиозных канонов подпадала значительная часть семейных, наследственных отношений. В настоящее время религиозные тексты потеряли прежнее значение источников права, однако они не утратили его полностью. В ряде мусульманских стран по-прежнему достаточно распространенными источниками права остаются тексты священных мусульманских религиозных книг. В них содержатся положения, которым придается общеобязательный характер. Белорусская правовая система складывалась как система писанного права. Национальной правовой системой Республики Беларусь используются в качестве форм (источников) права нормативный правовой акт, нормативный договор и правовой обычай. Доминирующее положение занимает нормативный правовой акт. Правовой обычай действует лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения нормативно урегулированы не полностью и когда применяемые обычаи оговариваются в законодательстве. Широко используется в международном праве, во внешней торговле. Более широкое распространение получил нормативный договор. Также широко используется в международном праве. В качестве примера коллективный договор - заключается между нанимателями и коллективами наемных работников в лице профсоюзов или иных выборных органов для регулирования взаимных обязательств в сфере трудовых и социально-экономических отношений и имеет локальных характер. К разновидностям нормативного договора следует отнести и соглашения по поводу условий труда, занятости и социальных гарантий, которые заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное) и местном (местное) уровнях. В частности, сторонами генеральных соглашений выступают правительство, федерация профсоюзов и объединения предпринимателей. В этих соглашениях (как и в отраслевых, и в местных) содержатся согласованные установления, имеющие характер общей нормы, а следовательно, они обладают всеми признаками нормативного договора. Таким образом подводя итоги можно сказать, что в правовой системе Республики Беларусь используются три вида форм (источников) права: правовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт. Доминирующее положение занимает нормативно-правовой акт. Остальные известные формы (источники) права не входят в систему источников права Беларуси.

Виды НПА в РБ.

К видам нормативных правовых актов относятся:1) Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшуююридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений; 2) решение референдума - нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом; 3) программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам; 4) кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений; 5) закон Республики Беларусь - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений;6) декрет Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений; 7) указ Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы; 8) постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента - Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь; 9) постановление Совета Министров Республики Беларусь - нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь;10) акты Конституционного Суда Республики Беларусь (заключения), Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь - нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;11) постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) - нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности;12) регламент - нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов; 13) инструкция - нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений;14) правила - кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам; 15) устав (положение) - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности;16) приказ - нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления. 17) решения органов местного управления и самоуправления - нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Таким образом, нормативные правовые акты, образуя стройную систему, чрезвычайно разнообразны по своим видам.

Закон: понятие и виды.

Закон -это нормативный акт, принятый в особом порядке органов законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Виды законов в РБ:1. Законы программные и обычные. К программным относятся законы об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики; военной доктрины. Они принимаются двумя третями голосов членов Парламента. Обычными являются все остальные законы. 2. Законы, санкционирующие иные источники права, и законы, устанавливающие собственные нормы. Например, к законам, санкционирующим иные источники, можно отнести законы о ратификации и денонсации международных договоров. 3. Законы постоянного, временного и ситуационного характера. Большинство законов устанавливают нормы, рассчитанные на постоянное действие. Временный характер присущ законам об утверждении республиканских бюджетов. Ситуационные законы занимают промежуточное положение между постоянными и временными законами, - это законы о правовом режиме военного и чрезвычайного положения. 4. Нормативные и ненормативные законы. В большинстве случае закон носит нормативный характер. Однако Парламент принимает законы для оформления не только нормотворческой, но и других своих функций, в том числе контрольной. Например, законы об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета. 5. Первичные и вспомогательные законы. Первичные законы регулируют общественные отношения, а вспомогательные - определяют черты конкретных первичных законов. К вспомогательным можно отнести законы о толковании, а также о введении в действие других законов. 6. Целостные (новые) законы и законы о внесении изменений, дополнений, признаны утратившими силу ранее принятых законов. Все законы в Республике Беларусь принимаются Парламентом либо народом на референдуме.

Пределы действия НПА в РБ.

Действие нормативного правового акта во времени: Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц: Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь. Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Наши рекомендации