Права и обязанности органов национальной безопасности

Органы национальной безопасности в пределах своих полно­мочий обязаны:

1. информировать Президента Республики Казахстан, Парла­мент Республики Казахстан, Правительство Республики Казахстан об угрозах безопасности страны;

2. осуществлять разведывательную деятельность в интересах Республики Казахстан;

3. осуществлять контрразведывательную работу по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной направ­ленной на нанесение ущерба безопасности Республики Казахстан деятельности специальных служб и организаций иностранных го­сударств, а также отдельных лиц;

4. выявлять, предупреждать и пресекать терроризм и иную дея­тельность, направленную на насильственное изменение конститу­ционного строя, нарушения целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан;

5. выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступле­ния, отнесенные законодательством к ведению органов националь­ной безопасности;

6. оказывать содействие государственным органам в предупре­ждении и пресечении деятельности на территории Республики Казахстан незаконных военизированных формирований, полити­ческих партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование полити­ческих партий и профессиональных союзов иностранными юри­дическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями;

7. разрабатывать и осуществлять меры по контрразведыватель­ной защите сведений, составляющих государственные секреты в государственных органах, воинских формированиях, частях и ор­ганизациях, а также контролировать их деятельность в указанной сфере. Проводить специальную проверку в отношении граждан Республики Казахстан, оформляемых на допуск к информации, составляющей государственные секреты;

8. участвовать в разработке и осуществлении мер по обеспече­нию безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энер­гетики, транспорта и связи, объектов жизнеобеспечения регионов и других стратегических объектов, перечень которых определяет Правительство Республики Казахстан;

9. проводить мероприятия по обеспечению безопасности ди­пломатических представительств и иных государственных органи­заций Республики Казахстан за рубежом;

10. принимать во взаимодействии с другими компетентными органами меры по обеспечению безопасности представительств иностранных государств и международных организаций на терри­тории Республики Казахстан;

11. участвовать по указанию Президента Республики Казахстан совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности глав государств, правительств зарубежных стран и руководителей международных организаций на период их пребы­вания в Республике Казахстан, а также проводимых на территории страны важных общественно-политических мероприятий;

12. обеспечивать охрану и защиту государственной границы Республики Казахстан и т.д.

Органы национальной безопасности для выполнения возложен­ных на них обязанностей имеют право:

1. проводить общие и специальные оперативно-розыскные ме­роприятия, экспертно-криминалистические исследования, при­влекать к работе граждан Республики Казахстан на добровольной основе в качестве внештатных оперативных сотрудников в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступле­ний, расследование которых отнесено законодательством к веде­нию органов национальной безопасности;

2. осуществлять проникновение в специальные службы и орга­низации иностранных государств, преступные группы, цели и дей­ствия которых направлены на подрыв безопасности государства, нарушение целостности Республики Казахстан, насильственное изменение конституционного строя;

3. решать совместно с компетентными государственными ор­ганами вопросы о закрытии въезда и выдворении из Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства, которые своими действиями создают угрозу или наносят ущерб безопас­ности общества и государства;

4. при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании пре­ступлений, отнесенных законодательством к ведению органов на­циональной безопасности давать обязательные для исполнения по­ручения другим органам в пределах, предусмотренных уголовно- процессуальным законодательством;

5. вызывать в органы национальной безопасности граждан по материалам, находящимся в производстве, получать от них объ­яснения, справки, документы и снимать с них копии; подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову;

6. в соответствии с законодательством проверять у граждан при обоснованном подозрении в совершении преступлений до­кументы, удостоверяющие их личность. Производить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществлять проверку документов, личный досмотр задержанных и их транс­портных средств, а также изъятие находящихся при них вещей и документов;

7. осуществлять административное задержание лиц, совершив­ших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных и иных объектов, незаконно пребывающих в погранич­ной зоне. Проверять документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, изъятие вещей и документов;

8. использовать средства связи, транспортные средства, при­надлежащие организациям, воинским формированиям и частям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в совершении престу­плений, доставления задержанных лиц к месту их содержания, а также для проезда к месту происшествия и доставления нуждаю­щихся в срочной медицинской помощи граждан в лечебные учреж­дения. По требованию владельцев органы национальной безопас­ности возмещают в установленном законодательством Республики Казахстан порядке причиненный в результате этого фактический ущерб;

9. беспрепятственно входить на территорию и в помещения организаций, воинских формирований и частей, жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки в целях пресечения преступлений, преследо­вания лиц, подозреваемых в их совершении, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, нанести ущерб безопасности страны. О случаях насильственного вхожде­ния в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения орга­ны национальной безопасности уведомляют прокурора в течение двадцати четырех часов;

10. иметь следственные изоляторы для содержания в установ­ленном законодательством Республики Казахстан порядке лиц, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключе­ние под стражу или задержанных органами национальной безопас­ности по подозрению в совершении преступлений. В отдельных случаях, по согласованию с органами национальной безопасно­сти,— задержанных и арестованных другими правоохранительны­ми органами и судами, а также осужденных;

11. осуществлять контроль, оказывать методическую и практи­ческую помощь по вопросам обеспечения сохранности государ­ственных секретов, коммерческой, банковской и иной охраняемой законом тайны, безопасности специальных видов связи и шифро­вальной работы в государственных органах, воинских формирова­ниях, частях и организациях;

12. вносить в государственные органы, воинские формирова­ния, части и организации обязательные для исполнения представ­ления об устранении причин и условий, способствующих реализа­ции угроз безопасности Республики Казахстан, совершению пре­ступлений, расследование которых отнесено законодательством Республики Казахстан к ведению органов национальной безопас­ности;

13. пресекать использование на территории Республики Казах­стан передающих радиоэлектронных средств, используемых с на­рушением установленных правил или законодательства Республи­ки Казахстан о защите государственных секретов;

14. получать безвозмездно и с соблюдением установленных за­конодательными актами Республики Казахстан требований к раз­глашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, от государственных органов, воинских формирований, частей и организаций информацию, не­обходимую для выполнения задач, возложенных на органы нацио­нальной безопасности и др.

Кадры органов национальной безопасности составляют во­еннослужащие, рабочие и служащие. Военнослужащим органов национальной безопасности может быть гражданин Республики Казахстан, добровольно изъявивший желание служить в органах национальной безопасности, способный по своим деловым и мо­ральным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

Для решения задач по обеспечению безопасности государства военнослужащие органов национальной безопасности могут быть прикомандированы к государственным органам, а также органи­зациям с согласия их руководителей в установленном порядке с оставлением на действительной воинской службе.

Законные требования военнослужащих органов националь­ной безопасности обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Военнослужащие органов национальной безопасности не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии.

Военнослужащим органов национальной безопасности раз­решается хранение и ношение табельного оружия, специальных средств. Запрещается применять: специальные средства и приемы в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения, угро­жающего жизни и здоровью окружающих, группового нападения либо оказания вооруженного сопротивления; оружие в отношении женщин и несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного нападения, оказания вооруженного сопротивления, захвата заложников, транспортных средств, в том числе воздушно­го судна, либо группового нападения[45].

ГЛАВА 8

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

8.1. Основные задачи, принципы и структура
органов внутренних дел

В системе правоохранительных органов центральное место в обеспечении охраны порядка и безопасности личности, общества и государства занимают органы внутренних дел, которые выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением,
выявлением и пресечением правонарушений.

Органы внутренних дел являются специальными государственными органами исполнительной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.

Охрана правопорядка и борьбы с преступностью была и остается важной неотъемлемой частью задачи упрочения власти почти каждой существующей страны.

Как известно, на первом этапе после победы Октябрьской революции Декретом о суде № I от 22 ноября 1917 года были упразднены ранее существовавшие дореволюционные судебные органы, адвокатура, институты судебных следователей и прокурорского
надзора. Взяв власть в свои руки, рабочие и крестьяне практически, исходя из местных условий и опыта революционной борьбы, создавали различные вооруженные формирования, которые обеспечивали полновластие их Советов и охраняли общественный порядок. Наиболее распространенной формой вооруженных формирований трудового народа в первые месяцы Советской власти стали отряды Красной гвардии.

Однако жизнь скоро подсказала необходимость образования постоянных, штатных органов поддержания революционной законности и порядка в стране.

В целях борьбы с контрреволюцией, мародерством, саботажем и другими опасными преступлениями были созданы революционные трибуналы, избираемые губернскими и городскими Советами.

Начальным актом, узаконившим организацию пролетарской милиции, явилось постановление Наркомата внутренних дел от 28 октября (10 ноября) 1917 года, изданное по уполномочию Советского правительства. Оно предусматривало образование Советами рабочих и солдатских депутатов отрядов рабочей милиции, которые, как правило, опирались на вооруженные отряды Красной гвардии.

В октябре 1918 г. наркоматы по внутренним делам и юстиции
совместным постановлением утвердили Инструкцию «Об организации Советской Рабоче-крестьянской Милиции». С этого момента советская милиция действовала уже как штатный аппарат социалистического государства.

26 августа 1920 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и Совет Народных Комиссаров (СНК) PСФCP издали декрет «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Социалистической Советской Республики», положившей начало советской государственности казахского народа. В сентябре 1919 года был образован Отдел внутренних дел Ревкома Киргизского края. В октябре 1919 года в составе Отдела внутренних дел Ревкома в качестве подотдела было создано Управление
рабоче-крестьянской милиции Киргизского края, просуществовавшее до 8 августа 1920 г., после чего оно было преобразовано в Главное управление милиции Киргизской (Казахской) АССР.

В октябре 1920 года при Главном управлении милиции республики в качестве подотдела было образовано Центральное управление уголовного розыска. Во всех крупных городах организовывались уголовно-розыскные отделения. Становление советской милиции происходило в сложных условиях острой классовой
борьбы уничтожения старого строя и упрочения нового социалистического общественного и государственного строя.

Дальнейшее совершенствование структуры, форм и методов деятельности милиции происходит в связи с образованием на основе Постановления ЦИК СССР от 10 июля 1934 года Народного комиссариата внутренних дел СССР[46], в подчинение которому передавались органы государственной безопасности и милиция.

Впоследствии в феврале 1941 года происходит разделение Наркомата внутренних дел СССР на два самостоятельных народных комиссариата: Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопасности. Аналогичные структурные преобразования происходят в органах внутренних дел союзных и автономных республик, краев и областей.

В послевоенные годы в милицию пришли бывшие фронтовики, рабочие, служащие — лучшие представители коллективов трудящихся, молодежи.

2 марта 1959 г. Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране»[47], которым регламентировались новые формы привлечения рабочих, служащих, широкой общественности к работе по профилактике правонарушений и укреплению правил социалистического общежития. В указанный период происходит расширение прав и обязанностей товарищеских судов и других самодеятельных организаций населения. История советской милиции — неотъемлемая часть истории всего государства.

В настоящее время правовой основой деятельности органов внутренних дел составляют Конституция Республики, Закон «Об органах внутренних дел Республики Казахстан» от 21 декабря 1995 года № 2707 и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.

Деятельность органов внутренних дел строится на принципах законности, единоначалия, единства системы органов внутренних дел, гласности, взаимодействия с правоохранительными и другими государственными органами, должностными лицами, организациями и гражданами.

Задачами органов внутренних дел являются:

1. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, в том числе, в условиях чрезвычайного или военного положения;

2. предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие и расследование преступлений, а также розыск преступников;

3. осуществление предварительного следствия, дознания и административного производства в пределах их компетенции, установленной законодательством;

4. исполнение административных взысканий;

5. обеспечение правопорядка и поддержание режима содержания лиц в местах содержания административно арестованных;

6. выявление и пресечение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7. в необходимых случаях оказание содействия органам государственной противопожарной службы в обеспечении пожарной безопасности;

8. государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения;

9. государственный контроль за оборотом наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров;

10. государственный контроль гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему;

11. государственный контроль за деятельностью субъектов, осуществляющих охранную деятельность, а также монтаж, наладку и техническое обслуживание средств охранной сигнализации;

12. охрана государственных и иных объектов, физических лиц, конвоирование арестованных и осужденных, участие в пресечении актов терроризма, освобождении заложников;

13. осуществление визовой работы, контроль за соблюдением иностранными гражданами правил пребывания на территории Республики Казахстан;

14. выполнение отдельных задач в системе территориальной обороны Республики Казахстан в военное время;

15. участие в проведении совместно с иными государственными органами карантинных, санитарных и природоохранных мероприятий, в том числе при чрезвычайных ситуациях, содействие природоохранным органам в борьбе с браконьерством;

16. осуществление лицензионной и разрешительной деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

17. осуществление режимных и охранных мероприятий на особо важных и особорежимных объектах, территориях республики;

18. осуществление международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению органов внутренних дел;

19. осуществление государственной политики в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими[48].

Министерство внутренних дел является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство системой органов внутренних дел Республики Казахстан, а также в пределах, предусмотренных законодательством,
межотраслевую координацию в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Министерство имеет территориальные органы в областях, городах Астане и Алматы, районах, городах, районах в городах и на транспорте, а также ведомства: Комитет внутренних войск. Комитет по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков.
Следственный комитет, Комитет криминальной полиции. Комитет административной полиции и Комитет дорожной полиции.

Министерство возглавляет Министр внутренних дел Республики Казахстан, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Казахстан по представлению Премьер-министра республики.

Министерство в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

1. обеспечивает проведение государственной политики в области охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью;

2. разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты и нормативные документы по вопросам своей компетенции;

3. осуществляет правовое обеспечение системы органов внутренних дел;

4. организует и осуществляет международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности и по иным вопросам, отнесенным к ведению органов внутренних дел;

5. разрабатывает меры, направленные на совершенствование организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;

6. разрабатывает и реализует государственные программы в сфере охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью;

7. определяет основные направления развития ведомственной науки в сфере борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

8. определяет государственную кадровую политику в системе органов внутренних дел;

9. организует оперативно-розыскную и криминалистическую деятельность, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел;

10. обеспечивает межведомственную координацию деятельности государственных органов и иных организаций по вопросам профилактики и противодействия наркомании и незаконному обороту наркотиков;

11. осуществляет руководство подразделениями специального назначения органов внутренних дел и внутренних войск;

12. организует совместные действия с Вооруженными Силами Республики Казахстан, другими войсками и воинскими формированиями по осуществлению территориальной обороны Республики Казахстан;

13. организует специальные и военные перевозки;

14. осуществляет и другие функции, предусмотренные Положением о Министерстве внутренних дел Республики Казахстан, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года № 607.

Органы внутренних дел взаимодействуют с иными правоохранительными органами, в том числе со специальными государственными органами, осуществляющими дознание и следствие, а также с населением и средствами массовой информации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Комитет внутренних войск является ведомством Министерства внутренних дел, органом военного управления внутренними войсками в мирное и военное время. Основными задачами Комитета является реализация государственной политики в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Комитет по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков осуществляет в пределах компетенции Министерства внутренних дел специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции, а также координацию в области
государственного регулирования оборота наркотических средств,
психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими.

Следственный комитет создан для реализации государственной политики в сфере уголовного судопроизводства. Основными задачами Комитета являются предупреждение, выявление и раскрытие преступлений, а также осуществление предварительного
следствия и дознания в пределах компетенции, установленной законодательством для органов внутренних дел.

Комитет в установленном законодательством порядке:

1. организует реализацию государственной политики в области предупреждения, выявления и раскрытия преступлений, а также осуществления предварительного следствия и дознания в пределах компетенции, установленной законодательством для органов внутренних дел;

2. осуществляет предварительное следствие и дознание по преступлениям, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, а также оперативно-розыскную деятельность по воинским преступлениям и преступлениям, совершенным военнослужащими;

3. организует расследование преступлений, носящих межрегиональный и межгосударственный характер, производимое органами внутренних дел, при необходимости создает межрегиональные следственные группы;

4. проводит расследование уголовных дел по тяжким и особо тяжким преступлениям, совершенным организованными преступными группами, преступлений межобластного и межгосударственного характера;

5. в соответствии с международными договорами Республики Казахстан в установленном законодательством порядке организует исполнение запросов компетентных органов зарубежных государств об оказании правовой помощи по уголовным делам;

6. рассматривает в пределах своей компетенции предложения, заявления и жалобы граждан, обращения должностных лиц, принимает по ним решения в соответствии с законодательством;

7. совместно с учебными заведениями Министерства внутренних дел и другими учреждениями осуществляет исследование проблем совершенствования предварительного следствия и дознания;

8. анализирует следственную практику и результаты деятельности подразделений предварительного следствия и дознания, оперативных служб военно-следственных органов, разрабатывает меры по повышению качества предварительного следствия и дознания, определяет основные направления совершенствования
работы, внедряет в практику достижения науки и техники, положительный опыт, в том числе международный;

9. осуществляет контроль за деятельностью военно-следственных органов;

10. осуществляет контроль за охраной жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц.

Комитет для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право в установленном законодательством порядке:

1. принимать нормативные правовые акты по вопросам своей компетенции;

2. вносить предложения по разработке, совершенствованию и реализации нормативных правовых актов по вопросам деятельности предварительного следствия и дознания;

3. запрашивать и получать необходимую информацию от государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан;

4. организовывать и проводить совещания, семинары, конференции, в том числе международные, по" вопросам, входящим в его компетенцию;

5. в пределах своей компетенции взаимодействовать с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертную, криминалистическую деятельность, прокурорский надзор, а также другими министерствами, ведомствами, организациями и правоохранительными органами иностранных государств.

Комитет криминальной полиции осуществляет выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений; организацию розыска лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести
пропавших и в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Комитет в установленном законодательством порядке:

1. организует оперативно-розыскную деятельность, осуществляет разработку и проведение оперативно-розыскных мероприятий в сфере борьбы с преступностью;

2. организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификацию
неопознанных трупов;

3. в пределах своей компетенции организует и осуществляет выявление, пресечение, предупреждение и раскрытие преступлений;

4. реализует программы в сфере борьбы с преступностью;

5. организует и осуществляет международное сотрудничество по вопросам, отнесенным к ведению Комитета;

6. обеспечивает защиту жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц;

7. формирует специализированные учеты;

8. формирует и использует информационно-аналитические системы для раскрытия преступлений и установления преступников и их связей;

9. организует осуществление контроля за проведением оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций;

10. организует осуществление оперативного контроля за поведением лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел.

Комитет в пределах своей компетенции имеет право в установленном законодательством порядке:

1. принимать нормативные правовые акты по вопросам своей компетенции;

2. вносить предложения по разработке, совершенствованию и реализации нормативных правовых актов по вопросам деятельности криминальной полиции;

3. запрашивать и получать необходимую информацию от государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Комитет административной полиции является ведомством, осуществляющим в пределах компетенции Министерства внутренних дел реализацию государственной политики в сфере охраны общественного порядка, безопасности объектов, подлежащих
государственной охране, соблюдения миграционного законодательства, осуществления охранной деятельности, обеспечения соблюдения прав и законных интересов лиц, содержащихся в специальных учреждениях.

Комитет в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

1. обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны общественного порядка, общественной безопасности, борьбы с преступностью, безопасности особо охраняемых и режимных объектов, соблюдения миграционного законодательства, рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики
Казахстан, осуществления охранной деятельности, обеспечения соблюдения прав и законных интересов лиц, содержащихся в специальных учреждениях;

2. разрабатывает меры, направленные на совершенствование охраны общественного порядка и общественной безопасности, профилактики правонарушений и преступлений;

3. организует осуществление мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение экологических правонарушений;

4. разрабатывает меры по противодействию незаконной миграции в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5. организует деятельность специальных строевых подразделений по борьбе с незаконной миграцией;

6. рассматривает материалы по приему в гражданство Республики Казахстан и выходу из гражданства;

7. осуществляет в рамках своей компетенции оформление выезда за границу на постоянное жительство граждан Республики Казахстан, выдачу виз иностранным гражданам;

8. организует содержание в специальных учреждениях органов внутренних дел задержанных и арестованных по подозрению либо обвинению в совершении преступлений, лиц без определенного местожительства и документов, административно арестованных, конвоирование подозреваемых и обвиняемых, исполнение в отношении них постановлений, определений и приговоров органов, ведущих уголовный (административный) процесс, а также содержание в центрах временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних лиц;

9. организует обеспечение охраны режимных, особо охраняемых объектов и объектов, подлежащих государственной охране;

10. взаимодействует с Комитетом регистрационной службы Министерства юстиции по вопросам обмена информацией об изменении гражданской принадлежности лиц, постоянно проживающих в Республике Казахстан, а также граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих за границей, о регистрации и документировании населения Республики Казахстан;

11. принимает меры по защите государственных секретов и контролю за соблюдением режима секретности в области охраны общественного порядка, общественной безопасности и борьбы с преступностью в органах внутренних дел;

12. организует осуществление контроля за поведением лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел;

13. осуществляет и другие функции, предусмотренные Положением.

Комитет для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право в установленном законодательством порядке:

1. принимать нормативные правовые акты по вопросам своей компетенции;

2. вносить предложения по разработке, совершенствованию и реализации нормативных правовых актов по вопросам деятельности административной полиции;

3. запрашивать и получать информацию от государственных органов, иных организаций, должностных лиц и граждан.

Комитет дорожной полиции — это ведомство, осуществляющее в пределах компетенции Министерства внутренних дел специальные исполнительные и контрольные функции в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Основными задачами Комитета являются обеспечение реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечение функций по организации государственного контроля за обеспечением безопасности дорожного
движения в Республике Казахстан; обеспечение функций по координации обеспечения безопасности дорожного движения.

Комитет в установленном законодательством Республики Казахстан:

1. разрабатывает порядок проведения профилактических мероприятий и обучения населения правилам и требованиям безопасности дорожного движения;

2. участвует в организации научных исследований и научно-технических разработок в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

3. разрабатывает порядок государственной регистрации и учета легковых, грузовых автомобилей и автобусов, включая изготовленные на их базе специальные автомобили, мотоциклов, мотороллеров, а также прицепов, предназначенных для движения в составе с автомобилями (далее — автомототранспортные средства и прицепы к ним), в том числе зарегистрированных в других государствах и ввезенных на территорию Республики Казахстан на срок свыше двух месяцев;

4. разрабатывает порядок проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;

5. вносит предложения по разработке мер по предупреждению и пресечению дорожно-транспортных происшествий;

6. организует осуществление сопровождения транспортных средств;

7. осуществляет деятельность, связанную с лицензированием в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

8. разрабатывает образцы государственных регистрационных номерных знаков, свидетельств о регистрации транспортных средств и прицепов, водительских удостоверений и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении;

9. реализует программы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

10. организует государственный надзор и контроль за обеспечением безопасности дорожного движения и выдает обязательные для исполнения предписания:

11. осуществляет и другие функции, предусмотренные Положением.

12. Комитет для осуществления возложенных на него задач и функций имеет право в установленном законодательством порядке:

13. издавать нормативные правовые акты по вопросам своей компетенции;

14. вносить предложения по разработке, совершенствованию и реализации нормативных правовых актов по вопросам деятельности дорожной полиции;

15. запрашивать и получать информацию от государственных органов, иных организаций, должностных лиц и граждан.

Функции и права Комитета внутренних войск и Комитета по борьбе с наркобизнесом и контролю за оборотом наркотиков регламентированы Положениями, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 июня 2005 года №
607.

Положения о Следственном комитете, о Комитете криминальной полиции, о Комитете административной полиции, о Комитете дорожной полиции, утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 апреля 2006 года №313'.

Наши рекомендации