Вопрос 33. Демократические основы (принципы) правосудия в РФ. Понятие, отличительные признаки, система.

Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.

Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками).

1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).

Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение.

2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е. они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили.

3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения.

4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других.

Демократические основы (принципы) правосудия – это общие руководящие, исходные идеи, положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида гос.деятельности, которые закреплены в действующем законодательстве, и в первую очередь в Конституции РФ, это основные начала, руководящие положения, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность судов, называемая правосудием.
== В Конституции РФ принципы правосудия в основном закрепляются в Главе 1. Основы конституционного строя; Главе 2. Права и свободы человека и гражданина; Главе 7. Судебная власть.

== Обязательны не только для граждан, должн.лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов.

== (=истоки) Рождены практикой развития и совершенствования правосудия в РФ. Они также учитывают положительный опыт других стран, а также опыт международного сотрудничества.

== Относительно стабильны.

1. Принцип законности (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Законность – это соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и соответствующих им иных правовых актов всеми гос. и негос. учреждениями и организациями, их служащими и должн.лицами, гражданами, иными лицами, находящимися на территории РФ. Это универсальный, самый общий из принципов правосудия. Речь идет о действиях суда и о решениях суда. Нарушение любого другого принципа правосудия автоматически влечет за собой и нарушение принципа законности.

2. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия (ст. 2 Конституции РФ).

Речь идет о неприкосновенности личности (жизнь, здоровье, произвольный арест), частной жизни, жилища.

3. Осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ)

4. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда (ст. 18, 45, 47, 119, 121 и 123 Конституции РФ)

Средства, обеспечивающие эти свойства, объединяются в три группы правил:

- правила, регламентирующие порядок наделения судей, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая требования к кандидатам на эти должности,

- правила определения суда, где должно рассматриваться конкретное дело (подведомственности), а также его состава (подсудимости),

- правила, соблюдения которых гарантирует объективность и беспристрастность судей, принимающих решения по существу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам.

5. Принцип независимости судей и заседателей и подчинения их только закону (ст. 120 Конституции РФ)

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ. Суд должен иметь реальную возможность принимать решения без вмешательства извне, только на основе ФЗ. Независимым должен быть как сам гос.орган - суд, так и судьи, которые наделяются конкретными полномочиями по осуществлению правосудия. Независимость судьи должна гарантироваться на всех уровнях: в отношениях с коллегами - судьями, в отношении судьи с участниками судебного процесса, в отношении с другими органами власти и управления, в отношении со всеми юр.ии физ. лицами. Предусматривается ряд гарантий независимости судей:

- специальная процедура осуществления правосудия, установленная законом;
- запрет вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия под угрозой юридической ответственности;
- определенный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
- неприкосновенность судьи;
- право судьи на отставку;
- система органов судейского сообщества;
- особый порядок предоставления материального и социального обеспечения и пр.

6. Равенство всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).

- вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств. Не должно существовать никаких привилегий отдельным гражданам и ущемлений прав по каким-либо критериям. Однако по отношению к отдельным категориям должностных лиц в РФ законодательством устанавливаются дополнительные гарантии осуществления ими своей деятельности. Это Президент РФ, кандидаты в депутаты и депутаты законодательных органов, судьи, прокурорские работники и некоторые другие должностные лица.

7. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту (ст. 45 и 48 Конституции РФ)

Лицам привлекаемые к уголовной ответственности за совершение преступления гарантируется право на защиту от подозрения или обвинения:
- осуществлять свою защиту самостоятельно способами, не запрещенными законом, прибегнуть к квалифицированной юридической помощи
- пользоваться помощью специалиста - защитника.
- обязанность предоставить защитника возлагается на лиц ведущих расследование преступления, прокурора и суд, хотя выбрать и пригласить защитника обвиняемые и подозреваемые могут самостоятельно.
- могут отказаться от защитника, но в некоторых случаях их отказ может не учитываться, например в делах по обвинению несовершеннолетнего, лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, а также некоторые др.случаи, установленные в УПК РСФСР.

8. Принцип состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ).

Лица, участвующие в судебном разбирательстве имеют равные права и возможности для защиты своих интересов. Если принцип состязательности осуществляется в своей классической форме и в полной мере - то суд должен играть роль арбитра. То есть суд, не принимая ничью сторону, беспристрастно оценивает доказательства, предъявляемые каждой из сторон. Сам он доказательства разыскивать не должен.
Значение этого принципа весьма велико, его полная реализация традиционно считается признаком сильной судебной власти, демократичности государства (ведь в первую очередь при осуществлении этого признака защищаются права граждан).

9. Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ).

Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Обязанность доказывания возлагается на лиц, осуществляющих предварительное расследование и прокурора. Это основное начало правосудия по уголовным делам. Оно обеспечивает права и свободы человека.

10. Принцип открытого разбирательства дел в суде (ст. 123 Конституции)

На судебном заседании могут присутствовать все желающие, даже если они не являются участниками процесса. В зал судебного разбирательства допускаются представители СМИ. Не допускаются только граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, если они не являются участниками процесса.
ФЗ предусматривает случаи, когда дело слушается в закрытом заседании:
- во всех случаях, когда возможно разглашение государственной тайны,
- в иных случаях, закрытое заседание проводится по усмотрению суда при условии, что возможность проведения закрытого заседания в данном случае предусмотрена в законе. Такие правила, например, установлены в УПК РСФСР для случаев, когда подсудимые не достигли 16 лет, по половым преступлениям, по преступлениям, когда возможно разглашение интимной тайны граждан, когда необходимо обеспечение защиты свидетелей и потерпевших.
В любом случае провозглашение итогового судебного акта (приговора, решения, постановления или определения) производится открыто.

11. Обеспечение возможности пользования в суде родным языком (ч. 2 ст. 26 Конституции)

12. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции).

Проявляется в выполнении обязанностей присяжного заседателя или арбитражного заседателя.

Вопрос 34. Министерство юстиции РФ. Его структура, задачи. (Положение о Министерстве юстиции РФ от 12.05.2008)

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В структуру Минюста входят:

  • Центральный аппарат
    • 11 департаментов по основным направлениям деятельности
      • Департамент регистрации ведомственных нормативных правовых актов
      • Департамент организации и контроля
      • Департамент нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов
      • Департамент государственной службы и кадров
      • Департамент международного права и сотрудничества
      • Департамент конституционного законодательства
      • Департамент гражданского и социального законодательства
      • Департамент управления делами
      • Департамент по делам некоммерческих организаций
      • Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой
      • Департамент законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения
    • Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека — заместитель Министра и его аппарат
      • Отдел рассмотрения жалоб по уголовно-правовым вопросам
      • Отдел рассмотрения жалоб по гражданско-правовым вопросам
      • Отдел анализа прецедентной практики, организации и контроля исполнения решений
      • Отдел делопроизводства
  • Научный центр правовой информации
  • государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»
  • Российская правовая академия
  • Федеральные казенные учреждения «Государственные юридические бюро»
  • Судебно-экспертные учреждения
  • Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации

Основными задачами Минюста России являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации
5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций

6) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния

Наши рекомендации