Формы правления государства.
Форма правл-я-способ организ верховной власти, порядок образов органов власти, их враимодействия между собой и с населением.
Монархия
-абсолютная – неогранич власть монарха, по наследству.
-дуалистическая – закон власть принадл парламенту, а исполнител-монарху
-парламентская – закон вл- парламент, исполнит-правител, судебная-суд, монарх явл символом власти.
Республики
Признаки
+верховная власть осуществл выборн орг. Избирает население на опред срок.
+каллегиальный хар-р власти
-Парламентская- парламент избирает президента и формирует правител. Правител осущ полном пока пользуется доверием парламента.Президент назначт главу правитл, он имеет право распустить парламент.
-Президент-я-презид выбир народом путем прям или косв выборов. Презид формир правит-во, Он явл главой правител, Он не может распустить парламент. Правит ответсвено перед презединт, парлам может возбудить процедуру импичмента.
-Смешанная –презид избир путем прям выборов, формирует правит, назначт главу правит, имеет право роспуска парламента, Парлм имеет право выразить вотум недоверия правител. Парл имеет право сместить с долж президента.
Формы территориального устройства государства. Политические режимы.
Териториал устройство:
1-унитарное – единое цельное гос-во. Един система высших органов, закон-ва, одна конституция и тд
2-федерация – союзное гос-во, субъекты обладают огранич суверинитетом. Органы власи и законадат сущ-ют на уровне федерации и на ур субъетов. У федер един ден система, налоговая систем, вооружен силы.
3-конфедерация – союз гос-во. Гос-во сохран свою независим.Для координ деятельносты создаются общие спец органы. Конфед создаются для достижения опред задач.
Политич режим-совокупность методов и средств осуществления гос власти.
1-демократические.2-недемократические
Понятие и признаки права.
Признаки:
1-право-систематизированая совокупность норм, строго упорядочен система
2-право выраж гос-ю волю, но в идеале должно выраж волю народа.
3-право имеет общеобяз хар-р, подлежит выполнению всеми субъектами
4-право выступает в формальной письмен форме
5-реализация права обеспеч-ся гос-ом
6-право хар-ся изменчивостью
Источники права в Республике Беларусь.
Источники права-способы официал выражения и закрепления правовых норм.
1.-норматив правов акт – официал док, установленной формы и принятый уполномоченным гос орган или референдумам
2.-прецедент-решения суда
3.-правовой обычай – сложившаяся истор и вошедш в привычку правила поведения, одобрен гос-вом.
4.-норматив договор-соглаш мужде субъект, содержащие нормы права(междунар договор)
5.-религиозные писания.
Источник права в РБ:
1-норматив правов акты
2-нормативн договоры
3-правовые обычаи
Иерархия норматив правов актов:
1-конституц,2-решение референдума,3-кодексы,4-законы,5-декреты презид,6-указы и деректив презид,7-постановлен правит,8-норм акты судов,9-постановлен республ органов гос управ и нац банка.
Действие нормативного правового акта во времени. Действие нормативного правового акта в пространстве.
Норматив правов акт начинает действовать:
1-через 10 дней с момента опубликов. (в газетах, в нац реестре нпа)
2-с момента принятия или опубликования
3-с даты указанной в самом акте
4-с момента принятия спец законов
Норм прав акт утрачив свою силу:
1-в следств прямой отмены
2-с истечением срока действия
3-когда изменились обстоятелства, накот он был рассчитан (военное положение)
4-когда НПА фактич заменяется новым актом.
НПа принятый республиканским органом распростр свое действие на всю територ РБ
Територ гос-ва- суша в пределах границ,-воздуш простран и недра в пределах границ, -внутрен и територ воды, -територии посольств консультств,-дипламатич предствит за рубежом, -воен суда под власт гос-ва, -невоен суда под флагом гос-ва в открытом море и междунар воздуш пространст, -космич карабли и станции с флагом гос-ва
Понятие и предмет конституционного права.
Конституц право-совокупн правовых норм, регулирующ самые важные общес-е отнош-я функционирования общес-ва, гос-ва, жизнедеят людей.
Предмет конституц права:
1-это отнош-е по поводу установлен, осуществлен и передачи гос власти.
2-это отношения по поводу установлен-я приделов гос власти
3-Права и свободы чел-ка и гражданина.