Понятие и система правоохранительных органов

ПМИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра правосудия и правоохранительной деятельности

Матвеев А.В., к.ю.н.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ»

Направление подготовки (cпециальность): 030900 Юриспруденция

Профиль подготовки: широкий

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: (очная)

Тула 2012 г.

Рассмотрено на заседании кафедры ПиПД

протокол № 1 от «1» марта 2012 г.

И.о.зав. каф. ________________А.Ю. Головин

Cодержание

Й семестр

Лекция 1. Понятие и система правоохранительных органов …4

Лекция 2. Судебная власть в Российской Федерации …11

Лекция 3. Принципы правосудия …18

Лекция 4. Правовой статус судьи …25

Лекция 5. Система судов общей юрисдикции …45

Лекция 6. Система арбитражных судов РФ …63

Лекция 7. Конституционный суд РФ …78

Лекция 8. Прокуратура РФ …83

Лекция 9. Органы внутренних дел РФ …97

Лекция 10. Органы предварительного расследования …117

Лекция 11. Правоохранительные органы, обеспечивающие

общую и экономическую безопасность РФ …134

Лекция 12. Адвокатура в Российской Федерации.

Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам …153

Библиографический список … 171

Й семестр

Лекция 1.

Понятие и система правоохранительных органов

План

Понятие и признаки правоохранительных органов

Система правоохранительных органов

3. Взаимодействие правоохранительных органов с дру­гими органами.

Лекция 2

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

План

Понятие и признаки судебной власти

Суд как орган судебной власти

Судебная система

Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, ис­полнительной и судебной власти самостоятельны.

Идея разделения властей не нова. Как теория она была сформулирована еще в XVIII в. французским философом Ш.-Л. Монтескье. «В каждом государстве,—указывал он, — имеется власть законодательная, исполнительная и судеб­ная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительное, то судья получит возможность стать уг­нетателем».

В настоящее время термин «судебная власть» употребля­ется в разных значениях. В зависимости от контекста он мо­жет обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употреб­ления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две сторо­ны понимания судебной власти: структурное и функциональ­ное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных государственных органов — судов; функциональное — специфическую функцию, суда.

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду при­знаков.

Первый признак вытекает из Конституции, согласно которой судебная власть — это вид государственной власти, термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.

Второй признак— судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже. Третий признак судебной власти — исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти отно­сятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решения действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-ро­зыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак судебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, само­стоятельность, обособленность.

Независимость, означает, что суд при принятий решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосоз­нания и совести. Независимость — это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опира­юсь на закон, который предусматривает целый набор гаран­тий независимости судей — материальных, социальных, гарантий безопасности и т.д.

Самостоятельность судебной власти подразумевает са­мостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционирования и утверждении.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют достаточно автономную систему, включающую и только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Раз личные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться толькo в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т.п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесной сотрудничества судебной власти с властью исполнительной

Пятый признак — особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП). Судопроизводство — специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак — подзаконность судебной власти. Не смотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

На основании приведенных признаков сформулируем определение судебной власти: судебная власть — это исключительные полномочия, предоставленные независимы, обособленным государственным органам — судом — для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

2.

Суд как орган судебной власти обладает рядом специальных признаков.

- Суд — это только государственный орган. Конституция
указывает следующие органы, которым принадлежит судеб­ная власть: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. Закон о судебной системе говорит также о судах субъектов РФ: конституционные, (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

-Особый порядок формирования судов. Этот порядок
значительно отличается от формирования органов других
ветвей власти. Комплектование судов кадрами осуществля­ется путем строгого отбора. Требования, предъявляемое, к
кандидату, должны соответствовать не только объективным
характеристикам, таким, например, как возрасту, граждан­ство, но и множеству субъективных (образование, мораль­но-деловые качества, отсутствие судимостей). Причем сам
диплом о высшем юридическом образовании еще не дает
право работать судьей. Для этого необходимо сдать квали­фикационный экзамен.

• Особый порядок обеспечения независимости суда.
Этот порядок предусматривает установление ответственно­сти за давление на суд: вплоть до уголовной; созданиеспециализированных органов для обеспечения нормальной ра­боты суда, например службы судебных приставов; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

• Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судороизводством. Существует конституционное гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГПК, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями ФКЗ « О Конституционном суде РФ».

Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования вооруженных сил (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою, деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15-30 тысяч жителей.

- Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело — единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона - серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

3.

Судебная системаустанавливается Конституцией (гл.7) и Федеральным конституционным законом «О судебной системе».

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ; суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст.125 решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции, разрешает вопросы о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции.

К судам общей юрисдикции относятся: Верховный судРФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассаци­онной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдик­ции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют, судебную власть в войсках, органах и формированиях, где, федераль­ным законом предусмотрена военная служба; К ним отно­сятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй, ин­станции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Верховный суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов, арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям. Звеном судебной системы считают суды наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру. Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев

1)мировые судьи;

2)районные суды (основное звено);

3)краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).
Суды второго звена (районные), несмотря на введение ин­ститута мировых судей, по-прежнему рассматривают боль­шинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их
именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть
Iвышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов.

2) военные суды округов(флотов);

3) Верховный суд РФ (в его составе действует Военная
(коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из трех звеньев

1) арбитражные суды республик, областей, и других субъектов РФ; 2)федеральные арбитражные окружные суды;

2) Верховный Суд РФ.

Кроме разделения судов по звеньям возможна их группировка по инстанциям.

Суд первой инстанции— это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов де например, для уголовного дела — вопросы о виновности или невиновности липа и о применении или не применении к нему наказания; для гражданского — о доказанности недоказанности искан правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и, других решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и справедливость приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Лекция 3

Принципы правосудия

План

Лекция 4

Правовой статус судьи.

План

1. Понятие правового статуса судьи и требования предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

Лекция 5

План

Мировые судьи

Районный суд

Суды субъектов РФ

Верховный Суд РФ

Военные суды

1.

Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией, Федеральным конституционным законом «О судебной системе», иными федеральными конституционными законами, ФЗ «0 мировых судьях», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.

Мировой судьярассматривает в качестве суда первой инстанции следующие дела:

· о выдаче судебного приказа;

· о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

Примечание. Чаще всего возникают споры о месте жительства детей, о порядке выплаты средств на их содержание и о размере этих средств.

· о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 000 руб.;

· иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении или ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

· по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 000 руб.;

Примечание. В случае явного несоответствия указанной истцом цены действительной стоимости взыскиваемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления. Если мировой судья приходит к выводу о явном занижении цены иска, которая в действительности превышает установленные пределы, он возвращает заявление и в мотивированном определении указывает, что заявителю за разрешением данного спора следует обратиться в районный суд.

· об определении порядка пользования имуществом;

· другие дела, отнесенные федеральными законами к подсудности мировых судей.

Мировой судья не вправе рассматривать дела по спорам, связанным с воспитанием детей (в том числе и отдельно от иска о расторжении брака):

· о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей;

· об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

· об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников;

· о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения;

· о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения;

· о восстановлении в родительских правах;

· об ограничении родительских прав;

· об отмене ограничения родительских прав;

· об отмене усыновления.

Мировой судья может рассматриватьдела по спорам, возникающим из семейно-правовых отношений и не связанным с воспитанием детей:

· о признании брака недействительным;

· о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей в случае возникновения спора;

· о взыскании алиментов на нетрудоспособных родителей;

· о взыскании алиментов на супруга с другого супруга;

· другие дела, не связанные с воспитанием детей.

Истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой, однако если хотя бы одно из них неподсудно мировому судье, дело должно быть рассмотрено районным судом.

В районный суд дело передается и в тех случаях, когда спор стал неподсуден мировому судье в связи с изменением предмета иска или предъявлением встречного иска. Например, если по делу о взыскании алиментов ответчик заявил встречный иск об оспаривании отцовства. Или если истец увеличил размер исковых требований (не изменив предмет иска) выше установленного законом.

При изменении подсудности мировой судья выносит соответствующее определение и передает дело на рассмотрение в районный суд. Дело должно быть принято районным судом к производству, поскольку споры о подсудности не допускаются, а все сомнения толкуются в пользу подсудности районного суда. При этом лица, участвующие в деле, вправе подать частную жалобу на определение мирового судьи о передаче дела в районный суд. Районный суд может отменить определение мирового судьи (если оно незаконно), после чего мировой судья должен будет рассмотреть дело по существу.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тыс. человек. В административно-терриориальных образованиях с численностью населения менее 5 тыс. человек создается один судебный участок.

Порядок назначения на должность мировых судей.Мировым судьей может быть гражданин Российской Феде­рации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической про­фессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получив­ши рекомендацию квалификационной коллегии судей со­ответствующего субъекта РФ. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Мировой судья не вправе быть депутатом представитель­ных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок установленный законом соответствующего субъекта, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

При повторном и последующих назначениях (избрании) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет.

Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на который он был назначен (избран), либо в порядке, установленных Законом «О статусе судей».

Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей РФ в случаях и порядке, которые установлены Законом.

2.

Районный суд — основное звено судебной системы. Он является судом общей юрисдикции. В соответствии со ст. 21 ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд является непосредственной вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Компетенция районного суда. Районный суд peaлизует следующие полномочия:

- рассматривает отнесенные к его подсудности уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключе­нием уголовных дел, указанных в ч. 1 (в части подсудности головных дел мировому судье), ч. 3 и 4 ст. 29 УПК;

- рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции уголовные дела по не вступившим в законную силу решени­ям мирового судьи, если они были обжалованы сторонами;

- рассматривает в качестве суда первой инстанции все гражданские дела, отнесенные ГПК к его подсудности;

- рассматривает материалы об избрании меры пресече­ния в виде заключения под стражу, домашнего ареста;

- решает вопросы о продлении срока содержания под стражей;

- о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатриче­ский стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;

- о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

- о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

- о производстве личного обыска;

- о производстве выемки предметов и документов, со­держащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;

- о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждениях связи;

- о наложении ареста на имущество, включая денежные
средства физических и юридических лиц, находящиеся на
счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кре­дитных организациях;

- о временном, отстранении обвиняемого от должности;
- о контроле и записи телефонных и иных переговоров;
- в ходе досудебного производства рассматривает жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены процессуальным законодательством.

Районные суды рассматривают в первой инстанции все гражданские дела, за исключением тех, которые относятся к компетенции:

· мировых судей;

· Верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономного округа;

· Верховного Суда РФ;

· военных и иных специализированных судов.

Кроме того к компетенции районных судов относятся дела, подлежащие рассмотрению мировыми судьями, если на конкретном судебном участке мировой судья не избран (не назначен).

Районный суд выступает также в роли непосредственной вышестоящей инстанции для проверки не вступивших в законную силу решений и определений мировых судей в случаях обжалования их в апелляционном порядке.

Иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Место жительства по общему правилу должно совпадать с местом регистрации.

Место отбывания наказания лицами, осужденными к лишению свободы, не признается местом их жительства. Иск к ним должен предъявляться по последнему месту их жительства до осуждения.

Если у ответчика отсутствует место жительства, иск может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства.

Иски к организациям предъявляются в суд поместу нахождения организации (юридического лица) — месту его государственной регистрации (если в соответствии с законом в его учредительных документах не указано иное).

Указание в исковом заявлении места жительства (нахождения) ответчика — обязанность истца. Оно относится к обязательным сведениям, без которых заявление может быть оставлено судом без движения.

Истцы имеют право по своему выбору направить в суд:

· иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в РФ — по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в РФ;

· иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала (представительства) — по месту нахождения ее филиала (представительства);

· иск о взыскании алиментов и об установлении отцовства — также по месту жительства истца;

· иск о расторжении брака — также по месту жительства истца (в случаях, если при нем находится несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным);

· иск о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца — также по месту его жительства или месту причинения вреда;

· иск о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста — также по месту жительства истца;

· иск о защите прав потребителей — также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора;

· иск о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море — также в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна;

· иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения — также в суд по месту исполнения такого договора.

Договорная подсудность подразумевает, что суд, в котором будет слушаться дело, можно изменить по согласию сторон (до принятия дела судом к производству). Не может быть изменена территориальная подсудность дел, подлежащих рассмотрению:

· в верховных судах республик;

· в краевых, областных судах;

· в судах городов федерального значения;

· в судах автономных областей и автономных округов;

· в Верховном суде РФ;

· с применением принципа исключительной подсудности.

Для суда, выбранного сторонами, и для самих сторон соглашение об изменении подсудности обязательно (если оно не противоречит требованиям закона).

Договор сторон о подсудности может быть заключен как после, так и до возникновения спора между ними. Например, в гражданско-правовой договор сторон может быть включено условие о подсудности возникших при исполнении договора споров определенному суду.

Если дело уже принято судом к производству с соблюдением правил подсудности, стороны уже не вправе изменить территориальную подсудность по соглашению между собой.

К некоторым категориям дел применяется правило исключительной подсудности, т. е. они рассматриваются только в судах, указанных в законе. В первую очередь это относится к делам, специфические особенности которых затрудняют их рассмотрение в другом месте.

Исключительная подсудность применяется, в том числе, в случаях предъявления иска:

· о недвижимом имуществе — иски предъявляются в суд по месту его нахождения;

· об арестованном имуществе;

Примечание. Арест может быть наложен как на недвижимые, так и движимые вещи. Иски об освобождении имущества от ареста также предъявляются по месту нахождения арестованного имущества.

· кредиторами наследодателя до принятия наследства наследниками — по месту открытия наследства;

Примечание. Т. е. по последнему месту жительства наследодателя. Если оно неизвестно или находится за пределами РФ, то местом открытия наследства в РФ признается место его нахождения. Если наследственное имущество находится в разных местах — место нахождения недвижимого имущества (его наиболее ценной части), а при отсутствии недвижимого имущества — место нахождения движимого имущества (его наиболее ценной части).

· к перевозчикам (водным, воздушным, морским, железнодорожным, автомобильным, речным, гужевым) — по месту их нахождения.

Состав суда. Районный суд состоит из: председателя
суда, заместителя председателя районного суда, судей, аппарата суда (секретарей судебного заседания, заведующего канцелярией по гражданским и уголовным делам, архивариуса, делопроизводителя, консультанта суда, администра­тора суда).

Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральным законами, осуществляет следующие функции:

- организует работу суда;

- устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

- распределяет обязанности между заместителями председателя, а также (в порядке, установленном федеральным законом) между судьями;

-организует работу по повышению квалификации судей;

- осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобожда­ет от должности работников аппарата суда, а также распре­деляет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечения их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

- регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

- осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

В случае временного отсутствия председателя суда (болезнь, отпуск, командировка) его полномочия осуществляет первый заместитель председателя суда, при отсутствии первого заместителя— по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии заместителей председателя суда — по поручению председателя суда один из судей суда.

Судьи районного суда реализуют полномочия по осуществлению правосудия и выполняют иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Аппарат районного суда. Заведующий канцелярией (старший секретарь, а в тех случаях, где эта должность не предусмотрена, — секретарь суда) организует работу кан­целярии, руководит работой секретарского состава и архива суда.

На других секретарей суда возлагается ведение делопроизводства соответственно по гражданским, уголовным, административным делам.

На консультанта суда по информатизации возлагаются обязанности по обеспечению функционирования электронных средств связи и передачи данных (включая Интернет) при взаимо­действии с другими судами, органами Судебного департа­мента, органами государственной власти и правоохрани­тельными органами.

На архивариуса, а в тех судах, где эта должность не пре­дусмотрена, на секретаря суда возлагаются:

- прием, учет, хранение и выдача дел, материалов, иных архивных документов;

- обеспечение сохранности судебных дел и документов создание необходимого режима хранения, ведение журна­лов архива суда;

- подготовкаи оформление дел,подлежащих сдаче в архивное учреждение для хранения;

Администратор суда организационно обеспечивает деятельность соответствующего суда. Администратор верхов­ного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда — под контролем управления (отдела) Су­дебного департамента и во взаимодействии с ним. Он назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно - правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда— начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

3.

Суды субъектов РФ —

Наши рекомендации