Модуль 5. деятельность следователя на стадии возбуждения уголовного дела и на первоначальном этапе расследования

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДИСЦИПЛИНА «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»,

специальность «Юриспруденция» (очная форма обучения):

Практикум и методические рекомендации к нему для курсантов 3курса, обучающихся

по специальности 030501.65 - «Юриспруденция»

Калининград 2012

Практикуми методические рекомендации к ним для курсантов 3 курса, обучающихся по специальности 030501.65 - «Юриспруденция». – Калининград: КлЮИ МВД России, 2012. – 57с.

Рабочая программа подготовлена авторским коллективом:

кандидатом юридических наук Кузьминой О.Л.,

кандидатом юридических наук Сидоровым В.В.

Рецензенты:

Авдеев В.Н., начальник кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук, доцент (Калининградский юридический институт МВД РФ);

Реуцкая Т.В., руководитель следственного отдела при ОВД по Гурьевскому муниципальному району Калининградской области, подполковник юстиции.

Обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовного процесса « »

2012г. Протокол № .

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» является профилирующей при подготовке кадров для органов внутренних дел по специальности 030501.65 «Юриспруденция» (специализация: уголовно-правовая; ведомственная специализация: предварительное следствие в органах внутренних дел) и предназначена для обеспечения профессионального становления будущего следователя, способного после окончания образовательного учреждения при минимальной адаптации в должности выполнять достаточно эффективно свои функциональные обязанности.

Структура программы включает семь тем, при изучении которых курсантами отрабатываются различные задачи, возникающие перед следователем с момента рассмотрения материалов, содержащих признаки преступления, до окончания расследования с составлением обвинительного заключения. При этом выполняется все производство по уголовному делу с подготовкой постановлений, протоколов, поручений, уведомлений, других деловых бумаг и вспомогательных документов.

Методическое пособие разработано на основе единой фабулы – тайного хищения чужого имущества, совершенное с незаконным проникновением в жилище, то есть преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ, и представляет собой сборник задач различной степени сложности, которые следователь органов внутренних дел решает повседневно, начиная с момента рассмотрения материалов с признаками преступления и до окончания расследования по уголовному делу с составлением обвинительного заключения.

При подготовке методических рекомендаций авторами ставились следующие цели:

• развить и углубить у курсантов знания по криминалистике, уголовному процессу, уголовному праву, судебной психологии, научной организации труда дознавателя, судебной медицине и другим учебным дисциплинам;

• научить курсантов умению комплексно применять полученные в институте теоретические знания для решения задач, встречающихся в повседневной работе дознавателя органов внутренних дел;

• сформировать у курсантов профессиональные навыки по принятию различных процессуальных решений по организации и проведению отдельных следственных действий, а также по составлению процессуальных документов и деловых бумаг следователя;

• обучить курсантов основам технологии производства предварительного расследования по конкретному уголовному делу;

• сформулировать у курсантов навыки организатора процесса расследования преступления;

• обучить курсантов основам взаимодействия с работниками подразделений и служб органов внутренних дел.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Предварительное следствие в ОВД» является учебной дисциплиной, изучаемой на завершающем этапе обучения курсантов по специальности 030501.65 «Юриспруденция». «Предварительное следствие в ОВД» также относится к числу тех юридических дисциплин, где для познания необходимо усвоение не только сведений о содержании соответствующего законодательства, но и подзаконных актов и комментариев к ним, а также сведений о практике применения соответствующих правовых предписаний. Весьма важным элементом познания данной дисциплины является приобретение слушателями навыков критической оценки типичных и нетипичных ситуаций, которые могут возникать в ходе уголовного судопроизводства, умение искать и находить правильные ответы на практические вопросы, а также юридически грамотно оформлять процессуальные документы.

С учетом этого требования кафедра уголовного процесса подготовила методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий по каждой теме курса.

Структура дисциплины включает семь модулей. При изучении первых четырёх модулей курсанты изучают правовую основу деятельности органов предварительного следствия, историю развития и организацию. Уделяется внимание вопросам следственной этики и организации труда следователя, взаимоотношения следователя с участниками процесса, а также компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в ходе предварительного расследования. Изучаются вопросы государственной защиты участников уголовного процесса и реабилитация в ходе предварительного расследования. Формируются и систематизируются знания курсантов о расследовании преступлений; изучаются условия и особенности работы следователя органов внутренних дел. Формируется у курсантов воспитание чувства глубокого и осознанного уважения к праву и недопустимости любого нарушения закона.

При изучении последующих трёх модулей курсанты "расследуют" хищение чужого имущества, совершенного группой лиц с проникновением в жилище. На практических занятиях отрабатываются различные задачи, возникающие перед следователем с момента рассмотрения материалов, содержащих признаки преступления, до окончания расследования с составлением обвинительного заключения. При этом выполняется все производство по уголовному делу с подготовкой постановлений, протоколов, поручений, уведомлений, других деловых бумаг и вспомогательных документов. Работа по единой сквозной фабуле позволяет конкретизировать и комплексно применить на практике знания курсантов по уголовному праву, уголовно-процессуальному праву, криминалистике, другим наукам и отработать основные вопросы организации расследования преступления на предметном уровне.

Семинарское занятие имеет целью проверить, углубить и закрепить теоретические знания, полученные слушателями на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать им помощь в самостоятельном овладении материалом, а также привить навыки устного изложения материала, ведения полемики.

Практическое занятие проводится с целью закрепления теоретических знаний, приобретения умений организации и проведения следственных и иных процессуальных действий, принятия решений в конфликтных ситуациях. В данном случае под практическими занятиями подразумеваются занятия, состоящие в решении задач и типичных следственных ситуаций. Такие занятия отличаются от семинаров тем, что на семинарском занятии анализ осуществляется от законодательства и теоретических положений к примерам (ситуациям), на практическом занятии – от примера (ситуации) к теоретическим положениям.

Безусловно, что непременным условием успешного овладения, учебным материалом по курсу является предварительная самостоятельная работа. Во главу угла следует положить кропотливую работу по усвоению первоисточников - Конституции РФ, УПК РФ и других законов. В уяснении буквы и духа закона несомненную помощь окажут постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ, ведомственные приказы и инструкции.

Каждая подготовка курсанта к семинарскому занятию предполагает:

а) изучение конспекта лекции и рекомендованной литературы. Курсант, кроме того, обязан изучить все законодательные и ведомственные нормативные акты, относящиеся к теме семинара;

б) анализ проблемных вопросов темы;

в) составление логической схемы ответа по каждому вопросу темы (в соответствии с рекомендациями, содержащимися в настоящих планах);

г) отработку материала для самоконтроля.

Курсант к каждому практическому занятию обязан:

а) повторить изученный материал из конспекта лекций и литературу к соответствующей теме, рекомендованную программой по курсу и настоящими планами; законодательные, ведомственные нормативные акты, относящиеся к теме;

б) проанализировать предложенную следственную ситуацию и подготовить мотивированный проект её решения;

в) составить указанные в данных планах процессуальные документы.

В конце семестра курсанты представляют учебные уголовные дела для итоговой проверки преподавателям. Курсанты, получившие оценку "неудовлетворительно", не допускаются к сдаче экзамена по дисциплине "Предварительное следствие в органах внутренних дел".

Упражнение 1. Планирование допроса потерпевшего.

06 сентября, в соответствии с планом расследования уголовного дела, следователь признал Белова В.А. потерпевшим, допросил и на основе сделанного искового заявления признал его гражданским истцом.

Задание:

1. Составить постановление о признании Белова В.А. потерпевшим по данному уголовному делу. Объявить Белову В.А., в соответствии с УПК РФ, постановление о признании его потерпевшим, выполнить сопутствующие процессуальные действия.

2. Организовать с учетом информации, содержащейся во вводной. и провести с участием курсантов допрос Белова В.А., составить протокол допроса потерпевшего Белова В.А.

3. Принять от Белова В.А. исковое заявление и признать его гражданским истцом.

ВВОДНАЯ

На допросе, Белов В.А.подтвердил сведения, изложенные в его заявлении о краже, и дополнительно сообщил следующее.

Цветной телевизор "Самсунг" приобрели год назад в магазине "Трантор". Телевизор стоял в мебельной стенке.

Видеомагнитофон "Панасоник", заводской номер 099888, приобрел в начале этого года в магазине "Мир техники", расположенном на пр. Ленина рядом с магазином "Современник". Видеомагнитофон находился вместе с телевизором в мебельной стенке.

Стереомагнитола "Сони", приобретенная им три года назад в г. Москве, стояла на серванте.

Паспорта на телевизор, видеомагнитофон и стереомагнитолу имеются и были изъяты в ходе осмотра места происшествия.

Мужская кожаная куртка принадлежит ему. Купил ее на Тракторозаводском рынке в июле прошлого года. Куртка приталенная, удлиненная, застегивается на пластмассовую застежку "молния" и 4-е металлические кнопки черного цвета, кнопки располагаются на планке, прикрывающей застежку. На куртке два накладных кармана с клапанами и два нагрудных потайных кармана. Подкладка куртки - из саржи черного цвета. На ней, у воротника, имеется эмблема голубого цвета с изображением горного ландшафта. Особая примета куртки: со стороны подкладки шов проймы левого рукава, длиной примерно 4-6 см, был зашит им лично, ручным швом, через край, нитками темно-синего цвета. Этими же нитками и таким же швом зашита и подкладка, которую для ремонта пришлось распороть на длину примерно 8-12 см. Ремонт куртки им выполнен в октябре прошлого года.

Женский кожаный плащ, принадлежащий жене, приобретен летом прошлого года на Тракторозаводском рынке. О приметах плаща лучше спросить у жены. Куртка и плащ висели в шкафу в коридоре.

Возможно, похищен малоформатный 35-мм фотоаппарат Кодак" китайского производства. Фотоаппарат приобретен на пятнадцатилетие дочери за 500 руб. в магазине «Кодак Пирамида». Паспорт на фотоаппарат имеется. Фотоаппарат хранился в прикроватной тумбочке. Возможно, его взяла дочь в поездку, но точно этого не знает.

Фотоаппаратом пользовалась дочь и иногда он. На задней крышке фотоаппарата дочь наклеила картинку с изображением тигра.

Сумма похищенных вещей и ценностей, с учетом стоимости фотоаппарата, составляет 17400 руб. Ущерб, который причинен ему и его семье, считает значительным.

Он также показал, что алкоголь употребляет умеренно. Ссоры в его семье бывают редко. Жена с прошлого года не работает. Ранее, до сокращения ее должности, работала бухгалтером на трубном заводе. Дочь учится на 1-м курсе профессионального училища № 11 - г. Калининград, пр. Жукова, д.90.

К дочери изредка приходят девушки и юноши 14-16 лет, ее подружки и друзья по школе или училищу. Как зовут друзей дочери, сказать не может, так как непосредственно с ними не общался. Последний раз кто-то из них был у дочери недели за две до отъезда ее с матерью в г. Кисловодск.

Далее Белов В.А., отвечая на поставленные вопросы, пояснил, что из квартиры пропала матерчатая полосатая сумка с красно-синими полосками, размером примерно 50x70x30 см. Одна ручка сумки, в месте ее крепления к сумке, была им прошита суровыми нитками черного цвета. Он сможет ее опознать. Также опознает и кожаную куртку и фотоаппарат. Сумка была в употреблении, поэтому на сегодняшний день материальной ценности не представляет.

Молодых мужчин с приметами, названными следователем, не знает. У его знакомых нет автомобиля "Ауди", белого цвета, с государственным регистрационным номером, начинающимся с цифр "55". В своем дворе он никогда не видел такой автомашины.

Замок входной двери используется 5-6 лет. Его цена сейчас -100 руб. Замок не ремонтировался и был в исправном состоянии Ключи от замка, кроме его ключа, переданного следователю во время осмотра места происшествия, имеются у жены и дочери Дубликаты ключей не изготавливались. В настоящее время он поменял замок на новый, стоимостью 100 рублей.

Жена уехала в г. Кисловодск для лечения желудка в санатории "Живой родник". Одновременно с ней профилактический курс лечения почек должна пройти дочь. Их лечение продлится примерно 1,5 месяца. Проживают они в частном домовладении, принадлежащей его теще. О краже, не желая их огорчать, он не сообщал.

Присутствуя при осмотре следователем его квартиры, видел, что его рубашка, испачканная кем-то кровью, была изъята. По его мнению, она пришла в негодность. Ее он оценивает в 100 руб. Рубашка хранилась в бельевом отделении шифоньера.

Следователь, признав потерпевшим по настоящему уголовному делу Белова В.А., разъяснил ему право на заявление гражданского иска. Находясь в служебном кабинете следователя, Белов В.А. написал исковое заявление на общую сумму 17600 руб., включив в эту сумму стоимость похищенных вещей и ценностей, а также стоимость рубашки и замка. Ознакомившись с исковым заявлением Белова В.А., следователь вынес постановление о признании потерпевшего Белова В.А. гражданским истцом, одновременно разъяснив ему его права.

Упражнение 2. Планирование допроса свидетеля

В соответствии с планом расследования уголовного дела, на 7 сентября следователь вызвал для допроса в качестве свидетеля: Макееву А.А. - к 10 час., Дятлову И.Н. - к 11 час. 30 мин.

Задание:

1. Обсудить способы вызова лиц для допроса в качестве свидетелей.

2. Подготовить и обсудить на основе материалов уголовного дела план допроса свидетелей Макеевой А.А. и Дятловой И.Н.

Упражнение 3. Производство и оформление допроса свидетеля

7 сентября в 10 час. 00 мин. в служебный кабинет следователя явилась свидетель Макеева А.А., вызванная для допроса.

Задание:

1. Организовать с учетом информации, содержащейся во вводной и провести с участием курсантов допрос свидетеля Макеевой А.А.

2. Составить протокол допроса свидетеля Макеевой А.А.

ВВОДНАЯ

Макеева пояснила,что 5 сентября примерно в 15 час. вышла на улицу. Во дворе никого из знакомых не было, и она прогуливалась по пешеходной дорожке вдоль дома. В это время из-за угла дома вышли двое незнакомых ей молодых парней. Они остановились около ее подъезда дома и о чем-то недолго переговорили, затем зашли в подъезд. Примерно через 20-25 мин. эти двое парней вышли из подъезда, в руках они несли пакеты. Они ушли, скрывшись за углом дома № 55. Узнав вечером, что в квартире Белова совершена кража, предполагает, что ее могли совершить парни, которых она видела днем. Их приметы:

Первый - старше другого по возрасту и выше его по росту. Ему на вид примерно 25-30 лет, он среднего телосложения, одет в черную куртку с капюшоном. Был без головного убора, волосы короткие. Выйдя из подъезда дома, он нес матерчатую полосатую сумку с красно-синими полосками, которая была полностью заполнена.

Второй - молодой, в возрасте примерно 18-20 лет, среднего роста, худощавый. На нем было надето: синяя куртка, джинсы и черная вязаная шапочка. Лицо у него продолговатое, нос прямой, губы тонкие.

Находясь неподалеку, она хорошо рассмотрела его лицо и, при необходимости, сможет опознать.

Семью Беловых, проживающих в ее подъезде, на втором этаже, знает как добропорядочных соседей, ничего отрицательного о них сказать не может. Она не видела, чтобы к Беловым приходили посторонние люди. К Елене, дочери Белова, иногда приходят юноши. Их личности ей не известны.

Упражнение 4. Производство и оформление допроса свидетеля

7 сентября в 11 час. 30 мин. в служебный кабинет следователя явилась свидетель Дятлова И.Н., вызванная для допроса.

Задание:

1. Организовать с учетом информации, содержащейся во вводной и провести с участием курсантов допрос свидетеля Дятловой И.Н.

2. Составить протокол допроса свидетеля Дятловой И.Н.

ВВОДНАЯ

Дятлова И.Н. пояснила, что 5 сентября, после окончания занятий в школе, возвращалась домой. Примерно в 15 час. 30 мин. она по пешеходной дорожке проходила возле дома № 55 по ул. Куйбышева. В это время, из-за угла дома, вышли двое молодых мужчин. Было видно, что они куда-то спешили. Один из них сильно толкнул ее, задев пакетом, который он нес в руке и даже не извинился. Этих мужчин она видела впервые, поэтому приметы их внешности не запомнила. Она оглянулась, возмущенная их бесцеремонностью и бестактностью, и увидела, что они быстро подошли к автомашине «Ауди» белого цвета, сели в нее, и автомашина отъехала в сторону пр. Жукова. Она запомнила первые две цифры гос. номера автомашины - "55" и региональный код гос. номера - "39". О том, что в одной из квартир соседнего дома в этот день была совершена кража, не знает. Опознать кого-либо из двоих молодых мужчин не сможет, так как видела их в течение очень короткого промежутка времени. Она вспомнила, что у автомашины "Ауди", белого цвета, в которой уехали мужчины, отсутствовали молдинги, а передние две фары были круглыми. У ее мужа имеется, похожий по конструкции на эту автомашину, автомобиль "Ауди". Поэтому она считает, что автомашина, в которой уехали трое молодых мужчин, - это автомобиль "Ауди". Семью Беловых, проживающую в соседнем доме, не знает.

Занятие 5.2.2. Практическое.

Время - 4 часа

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Процессуальный порядок назначения и производства судебных экспертиз.

2. Виды и содержание поручений о производстве отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Тема реферата: “Особенности организации назначения и производства судебных экспертиз”

Упражнение 1. Подготовка и производство выемки в торговом предприятии

12 сентября следователь получил рапорт оперуполномоченного ОУР 5 отдела УВД по г. Калининграду ст. лейтенанта милиции Плющева В.К., выполнявшего поручение следователя.

В рапорте сообщалось, что в комиссионном магазине № 20, расположенном по адресу: г. Калининград, пр. Мира, д.11, оперуполномоченный обнаружил видеомагнитофон "Панасоник", японского производства, заводской номер 099888. Согласно квитанции № 45 от 7 сентября о его приеме для продажи, видеомагнитофон сдан Макаровым Сергеем Александровичем, проживающим по адресу: г. Калининград, ул. Краснополянская, д.35, кв.4

По просьбе оперуполномоченного видеомагнитофон снят с продажи заведующей этим магазином Антиповой Клавдией Семеновной.

12 сентября следователь принял решение о выемке видеомагнитофона.

Задание:

1. Обсудить особенности и порядок выемки в торговом предприятии (комиссионном магазине) видеомагнитофона "Панасоник" и составить план производства выемки.

2. Составить постановление о производстве выемки и протокол выемки видеомагнитофона "Панасоник".

Упражнение 2. Подготовка и производство выемки предметов у физических лиц

Допросив Зимину Н.В., следователь принял решение о выемке в своем служебном кабинете хозяйственной сумки, оставленной Кирпичевым А.П. у Зиминой Н.В.

Задание:

1. Обсудить порядок выемки хозяйственной сумки у Зиминой Н.В. и содержание постановления и протокола о производстве выемки.

2. Составить постановление о производстве выемки и протокол выемки сумки у Зиминой Н.В.

Упражнение 3. Подготовка к производству обыска в квартире

13 сентября следователь, в целях сбора доказательств принял решение о необходимости производства обыска у Макарова С.А., проживающего по адресу: г. Калининград, ул. Краснополянская, д.35, кв. 4.

Задание:

1. Обсудить основания для производства обыска в квартире Макарова С.А. и составить постановление о возбуждении перед судом ходатайства о производстве обыска в квартире Макарова С.А.

2. Смоделировать постановление судьи о производстве обыска в жилище Макарова С.А.

3. Составить протокол обыска в доме Макарова С.А.

Упражнение 1. Планирование очной ставки между подозреваемыми

Допросив в качестве подозреваемых Макарова С.А. и Кирпичева А.П. следователь принял решение о проведении между ними очной ставки.

Задание:

1. Оценить основания для проведения очной ставки между подозреваемыми Кирпичевым А.П. и Макаровым С.А. и подготовить план очной ставки.

Упражнение 1. Планирование предъявления обвинения и допроса обвиняемого

По истечении срока задержания подозреваемого Макарова С.А., следователь вызвал его и защитника для предъявления обвинения и допроса в качестве обвиняемого.

3адание:

1. Подготовить план предъявления обвинения и допроса обвиняемого Макарова С.А.

Упражнение 1. Планирование предъявления обвинения и допроса обвиняемого

Предъявив обвинение Макарову А.П., следователь также решил подготовить план предъявления обвинения Кирпичеву А.П. и его допроса в качестве обвиняемого.

Задание:

1. Подготовить план предъявления обвинения и допроса обвиняемого Кирпичева А.П.

Упражнения 3. Планирование розыска скрывшегося обвиняемого

21 сентября следователь, изучив материалы уголовного дела в отношении обвиняемого Кирпичева А.П.: показания свидетелей Зиминой Н.В. и Сергеевой Е.М., обвиняемого Макарова С.А.; сообщение начальника 5 отдела УМВД России по г. Калининграду о неустановлении места нахождения обвиняемого Кирпичева А.П., принял решение о подготовке плана действий по розыску обвиняемого Кирпичева А.П.

Задание:

1. Определить основания розыска обвиняемого Кирпичева А.П. и подготовить план действий следователя по розыску обвиняемого.

2. Дать поручение в орган дознания 5 отдела УМВД России по г. Калининграду с целью проведения оперативно-розыскных мероприятий для установления местонахождения обвиняемого Кирпичева А.П. и получить на него рапорт.

3. Составить постановление об объявлении розыска обвиняемого Кирпичева А.П.

Упражнение 4. Подготовка документов, необходимых для производства розыска обвиняемого

30 сентября следователь подготавливал документы, необходимые для производства органом внутренних дел розыска обвиняемого Кирпичева А.П.

Задание:

1. Составить перечень документов, необходимых для производства розыска обвиняемого Кирпичева А.П. направляемых начальнику 5 отдела УМВД России по г. Калининграду.

2. Подготовить справку о личности обвиняемого Кирпичева А.П.

3. Составить сопроводительное письмо начальнику 5 отдела УМВД России по г. Калининграду о направлении материалов уголовного дела и иных документов для производства розыска обвиняемого Кирпичева А.П.

Занятие 6.1.7. Практическое

Время – 4 часа

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Основания, условия, организация и производство выделения уголовного дела.

2. Особенности выделения части материалов уголовного дела.

Тема реферата: «Содержание работы следователя по выделению уголовного дела».

Упражнение 2. Подготовка и производство ознакомления обвиняемых со всеми материалами дела

03 декабря следователь объявил обвиняемым Кирпичеву А.П., Макарову С.А. и их защитникам, что предварительное следствие по их делу окончено и они имеют право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела, а равно на заявление ходатайств о дополнении предварительного следствия.

03, 04 декабря следователь в своем служебном кабинете предъявлял обвиняемым Кирпичеву А.П., Макарову С.А. и их защитникам материалы уголовного дела.

Ознакомившись со всеми материалами уголовного дела, обвиняемый Кирпичев А.П. и его защитник заявили ходатайство о назначении в отношении Кирпичёва А.П. психиатрической судебной экспертизы, для установления его психического состояния и наличия психиатрического заболевания.

Задание:

1. Составить протоколы уведомления об окончании следственных действий обвиняемых Кирпичева А.П. и Макарова С.А., их защитников.

2. Обсудить содержание и составить протоколы ознакомления обвиняемых Кирпичева А.П. и Макарова С.А., их защитников с материалами уголовного дела.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ДИСЦИПЛИНА «ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»,

специальность «Юриспруденция» (очная форма обучения):

Практикум и методические рекомендации к нему для курсантов 3курса, обучающихся

по специальности 030501.65 - «Юриспруденция»

Калининград 2012

Практикуми методические рекомендации к ним для курсантов 3 курса, обучающихся по специальности 030501.65 - «Юриспруденция». – Калининград: КлЮИ МВД России, 2012. – 57с.

Рабочая программа подготовлена авторским коллективом:

кандидатом юридических наук Кузьминой О.Л.,

кандидатом юридических наук Сидоровым В.В.

Рецензенты:

Авдеев В.Н., начальник кафедры уголовного процесса, кандидат юридических наук, доцент (Калининградский юридический институт МВД РФ);

Реуцкая Т.В., руководитель следственного отдела при ОВД по Гурьевскому муниципальному району Калининградской области, подполковник юстиции.

Обсужден и одобрен на заседании кафедры уголовного процесса « »

2012г. Протокол № .

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Предварительное следствие в органах внутренних дел» является профилирующей при подготовке кадров для органов внутренних дел по специальности 030501.65 «Юриспруденция» (специализация: уголовно-правовая; ведомственная специализация: предварительное следствие в органах внутренних дел) и предназначена для обеспечения профессионального становления будущего следователя, способного после окончания образовательного учреждения при минимальной адаптации в должности выполнять достаточно эффективно свои функциональные обязанности.

Структура программы включает семь тем, при изучении которых курсантами отрабатываются различные задачи, возникающие перед следователем с момента рассмотрения материалов, содержащих признаки преступления, до окончания расследования с составлением обвинительного заключения. При этом выполняется все производство по уголовному делу с подготовкой постановлений, протоколов, поручений, уведомлений, других деловых бумаг и вспомогательных документов.

Методическое пособие разработано на основе единой фабулы – тайного хищения чужого имущества, совершенное с незаконным проникновением в жилище, то есть преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст. 158 УК РФ, и представляет собой сборник задач различной степени сложности, которые следователь органов внутренних дел решает повседневно, начиная с момента рассмотрения материалов с признаками преступления и до окончания расследования по уголовному делу с составлением обвинительного заключения.

При подготовке методических рекомендаций авторами ставились следующие цели:

• развить и углубить у курсантов знания по криминалистике, уголовному процессу, уголовному праву, судебной психологии, научной организации труда дознавателя, судебной медицине и другим учебным дисциплинам;

• научить курсантов умению комплексно применять полученные в институте теоретические знания для решения задач, встречающихся в повседневной работе дознавателя органов внутренних дел;

• сформировать у курсантов профессиональные навыки по принятию различных процессуальных решений по организации и проведению отдельных следственных действий, а также по составлению процессуальных документов и деловых бумаг следователя;

• обучить курсантов основам технологии производства предварительного расследования по конкретному уголовному делу;

• сформулировать у курсантов навыки организатора процесса расследования преступления;

• обучить курсантов основам взаимодействия с работниками подразделений и служб органов внутренних дел.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Предварительное следствие в ОВД» является учебной дисциплиной, изучаемой на завершающем этапе обучения курсантов по специальности 030501.65 «Юриспруденция». «Предварительное следствие в ОВД» также относится к числу тех юридических дисциплин, где для познания необходимо усвоение не только сведений о содержании соответствующего законодательства, но и подзаконных актов и комментариев к ним, а также сведений о практике применения соответствующих правовых предписаний. Весьма важным элементом познания данной дисциплины является приобретение слушателями навыков критической оценки типичных и нетипичных ситуаций, которые могут возникать в ходе уголовного судопроизводства, умение искать и находить правильные ответы на практические вопросы, а также юридически грамотно оформлять процессуальные документы.

С учетом этого требования кафедра уголовного процесса подготовила методические рекомендации по проведению семинарских и практических занятий по каждой теме курса.

Структура дисциплины включает семь модулей. При изучении первых четырёх модулей курсанты изучают правовую основу деятельности органов предварительного следствия, историю развития и организацию. Уделяется внимание вопросам следственной этики и организации труда следователя, взаимоотношения следователя с участниками процесса, а также компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в ходе предварительного расследования. Изучаются вопросы государственной защиты участников уголовного процесса и реабилитация в ходе предварительного расследования. Формируются и систематизируются знания курсантов о расследовании преступлений; изучаются условия и особенности работы следователя органов внутренних дел. Формируется у курсантов воспитание чувства глубокого и осознанного уважения к праву и недопустимости любого нарушения закона.

При изучении последующих трёх модулей курсанты "расследуют" хищение чужого имущества, совершенного группой лиц с проникновением в жилище. На практических занятиях отрабатываются различные задачи, возникающие перед следователем с момента рассмотрения материалов, содержащих признаки преступления, до окончания расследования с составлением обвинительного заключения. При этом выполняется все производство по уголовному делу с подготовкой постановлений, протоколов, поручений, уведомлений, других деловых бумаг и вспомогательных документов. Работа по единой сквозной фабуле позволяет конкретизировать и комплексно применить на практике знания курсантов по уголовному праву, уголовно-процессуальному праву, криминалистике, другим наукам и отработать основные вопросы организации расследования преступления на предметном уровне.

Семинарское занятие имеет целью проверить, углубить и закрепить теоретические знания, полученные слушателями на лекциях и в процессе самостоятельной работы, оказать им помощь в самостоятельном овладении материалом, а также привить навыки устного изложения материала, ведения полемики.

Практическое занятие проводится с целью закрепления теоретических знаний, приобретения умений организации и проведения следственных и иных процессуальных действий, принятия решений в конфликтных ситуациях. В данном случае под практическими занятиями подразумеваются занятия, состоящие в решении задач и типичных следственных ситуаций. Такие занятия отличаются от семинаров тем, что на семинарском занятии анализ осуществляется от законодательства и теоретических положений к примерам (ситуациям), на практическом занятии – от примера (ситуации) к теоретическим положениям.

Безусловно, что непременным условием успешного овладения, учебным материалом по курсу является предварительная самостоятельная работа. Во главу угла следует положить кропотливую работу по усвоению первоисточников - Конституции РФ, УПК РФ и других законов. В уяснении буквы и духа закона несомненную помощь окажут постановления Пленума и Президиума Верховного Суда РФ, ведомственные приказы и инструкции.

Каждая подготовка курсанта к семинарскому занятию предполагает:

а) изучение конспекта лекции и рекомендованной литературы. Курсант, кроме того, обязан изучить все законодательные и ведомственные нормативные акты, относящиеся к теме семинара;

б) анализ проблемных вопросов темы;

в) составление логической схемы ответа по каждому вопросу темы (в соответствии с рекомендациями, содержащимися в настоящих планах);

г) отработку материала для самоконтроля.

Курсант к каждому практическому занятию обязан:

а) повторить изученный материал из конспекта лекций и литературу к соответствующей теме, рекомендованную программой по курсу и настоящими планами; законодательные, ведомственные нормативные акты, относящиеся к теме;

б) проанализировать предложенную следственную ситуацию и подготовить мотивированный проект её решения;

в) составить указанные в данных планах процессуальные документы.

В конце семестра курсанты представляют учебные уголовные дела для итоговой проверки преподавателям. Курсанты, получившие оценку "неудовлетворительно", не допускаются к сдаче экзамена по дисциплине "Предварительное следствие в органах внутренних дел".

МОДУЛЬ 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА И НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАССЛЕДОВАНИЯ

Наши рекомендации