Тема 12. Деятельность следователя
На этапе возбуждения уголовного дела
Практическое занятие № 12 - 6 часов
(получение заявления о совершении преступления,
Организация и производство осмотра места происшествия,
возбуждение уголовного дела)
Занятие проводится на полигонах «Квартира», «Магазин продовольственный», «Магазин продуктовый», «Бар-бильярдная» (ролевая игра)
Цель занятия: комплексное применение знаний, касающихся получения заявления о преступлении, организации, процессуального порядка и тактики производства осмотра места происшествия; получение навыков производства осмотра места происшествия, а также применение знаний, касающихся процессуального порядка возбуждения уголовного дела и составление соответствующих процессуальных документов.
Вопросы для подготовки к занятию
1. Порядок приема и регистрации в органах внутренних дел заявления (сообщения) о преступлении.
2. Действия следователя по проверке заявления (сообщения) о преступлении.
3. Действия следователя на подготовительном, рабочем и заключительном этапах осмотра места происшествия.
4. Форма и содержание протокола осмотра места происшествия (жилища, помещения).
5. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела, квалификация преступления.
6. Структура и содержание постановления о возбуждении уголовного дела.
Содержание и последовательность проведения занятия:
изучение фабулы дела, обсуждение порядка принятия устного заявления, структуры и содержания протокола принятия устного заявления;
составление протокола принятия устного заявления о преступлении;
подготовка к ролевой игре «Осмотр места происшествия»;
ролевая игра «Осмотр места происшествия» с составлением протокола осмотра места происшествия и приложения к нему (плана-схемы).
обсуждение перечня обстоятельств, подлежащих выяснению в ходе опроса очевидца М.И. Топоркова;
составление объяснения очевидца;
изучение материала проверки заявления о преступлении, решение вопроса о наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, квалификация данного преступления;
вынесение постановления о возбуждении уголовного дела;
Документы практикума, которые необходимо составить в течение занятия:
1. Протокол принятия устного заявления о преступлении.
2. Протокол осмотра места происшествия (жилища, магазина или офиса) с приложением (планом-схемой).
3. Объяснение очевидца.
4. Постановление о возбуждении уголовного дела.
Фабула дела
В дежурную часть обратился В.С. Кузьмин, который сообщил о хищении имущества из квартиры (офиса, магазина). Оперативный дежурный направил его к дежурному следователю, который составил протокол принятия устного заявления. Оперативный дежурный зарегистрировал заявление и направил на место происшествия следственно-оперативную группу в следующем составе: следователь, оперуполномоченный, участковый уполномоченный, специалист-криминалист.
В ходе осмотра места происшествия изъяты следы рук.
В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий при проверке заявления о преступлении был выявлен очевидец М.И. Топорков, который видел, как неизвестный мужчина выносил из квартиры (магазина, офиса) вещи. М.И. Топорков хорошо запомнил, как выглядит этот мужчина.
Методические рекомендации по проведению занятия
Первые два часа занятия необходимо посвятить составлению протокола принятия устного заявления и обсуждению действий, которые производятся следователем на этапе возбуждения уголовного дела, при проверке заявления (сообщения) о преступлении.
Для проведения ролевой игры «Осмотр места происшествия» необходимо знать уголовно-процессуальный порядок и тактику производства осмотра места происшествия, а также способы фиксации хода и результатов данного следственного действия.
Перед проведением ролевой игры преподаватель объясняет курсантам суть предстоящих действий: осмотреть место происшествия (квартиру, офис или магазин), составить план-схему, полностью составить протокол осмотра места происшествия.
По прибытии на полигон учебный взвод курсантов делится на группы, исходя из количества свободных на полигоне мест (например, если свободны полигоны «Квартира», «Магазин продовольственный» и «Магазин промтоварный» - формируются три группы).
Во время ролевой игры, проводимой на полигоне Университета, каждый курсант выступает в роли «следователя»: составляет протокол осмотра конкретного места происшествия (квартиры, офиса, магазина), план-схему (по желанию курсантов может быть составлена фототаблица).
После проведение ролевой игры курсанты и преподаватель возвращаются в аудиторию для обсуждения результатов осмотра и проверки составленных протоколов.
Для проведения занятия необходимо, чтобы курсанты имели в наличии составленные на предыдущем занятии документы - протокол устного заявления и протокол осмотра места происшествия с приложением. Эти документы необходимы при решении вопроса о возбуждении уголовного дела (квалификации преступления) и вынесении соответствующего постановления.
Для оценки данных, содержащихся в материале проверки заявления о преступлении, необходимо знать, что такое повод и основание возбуждения уголовного дела. Чтобы правильно квалифицировать преступление, следует применить знания о составе преступления, а также об уголовно-правовой характеристике хищений (в частности, кражи).
Перед составлением постановления о возбуждении уголовного дела обсуждаются его структура и содержание. Для этого необходимо обратить внимание на п.п. 1-4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ, где указаны обстоятельства, подлежащие доказыванию.
Самостоятельная работа по теме № 12 – 4 часа
Решение задач:
Задача № 1
Сотрудником полиции был задержан Костомаров за кражу из кармана пиджака Соловиченко бумажника, в котором находилось 10 000 рублей и удостоверение личности. В ОМВД Соловиченко заявил, что, поскольку похищенное обнаружилось, он считает нецелесообразным возбуждение уголовного дела и привлечение Костомарова к уголовной ответственности. Поэтому он отказывается подавать заявление о краже.
Кем и какое решение должно быть принято по данному факту? Ответ обоснуйте.
Задача № 2
В дежурную часть ОМВД поступило сообщение из ГКБ № 1 имени Боткина о том, что туда доставлен без сознания Поздняков. Предварительный диагноз – проникающее ножевое ранение в брюшную полость без повреждения внутренних органов.
Какие меры правового реагирования и кем должны быть приняты по поводу телефонограммы из лечебного учреждения?
Задача № 3
Отбывающий наказание в местах лишения свободы за грабеж Сусликов написал письмо своей сестре, в котором подробно описал совершенное им убийство. И в этом письме он просил сестру сообщить о данном факте правоохранительным органам. Сестра Сусликова передала присланное ей письмо прокурору города. Прокурор вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, мотивируя тем, что отсутствует повод для возбуждения уголовного дела.
Можно ли рассматривать данное письмо (сообщение) в качестве явки с повинной?
Вправе ли прокурор отказать в возбуждении уголовного дела?
Могут ли сведения, изложенные в письме, явиться основанием для возбуждения уголовного дела?
Может ли быть отказано в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием повода?
Что должен сделать в данном случае прокурор?
Задача № 4
Следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Шапкиной, которая сообщила, что у ее соседей, находящихся в командировке, взломана дверь квартиры и при осмотре места происшествия (в котором она принимала участие) обнаружена пропажа аудио-, видеотехники. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела следователь указал, что гр. Шапкина не является потерпевшей, стоимость похищенных вещей ей неизвестна.
Шапкина обжаловала постановление об отказе в возбуждении уголовного дела прокурору и в суд.
Законно ли решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела?
Какое решение, в какой срок и в каком порядке должен принять прокурор и суд?
Как должен поступить следователь, если решение прокурора и суда будут противоположными?
Методические рекомендации для самостоятельной работы
В ходе самостоятельной работы курсанты завершают подготовку процессуальных документов и самостоятельно решают задачи, проверяя свои знания по вопросам, связанным с процессуальным порядком возбуждения уголовного дела. В случае возникновения вопросов курсанты обращаются за консультацией к преподавателю.