Тема 17. Расследование должностных преступлений

В главе 35 УК Республики Беларусь перечислены преступления против

интересов службы. К ним относятся:

57

- злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424);

- бездействие должностного лица (ст. 425);

- превышение власти или служебных полномочий (ст. 426);

- служебный подлог (ст. 427);

- служебная халатность (ст. 428);

- незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429);

- получение взятки (ст. 430);

- дача взятки (ст. 431);

- посредничество во взяточничестве (ст. 432);

- получение незаконного вознаграждения служащим государственно-

го аппарата (ст. 433).

Субъектами рассматриваемых преступлений являются только должно-

стные лица, которые постоянно, временно или по специальному полномо-

чию осуществляют функции, вытекающие из их служебного положения или

должности. К должностным лицам также относятся представители обществен-

ности, не находящиеся на государственной службе, но наделенные полномо-

чиями представителя власти.

Уголовные дела по стст. 424, 425, 426 и 428 УК возбуждаются, как прави-

ло, по заявлениям граждан, сообщениям вышестоящих должностных лиц либо

по результатам контрольных проверок, ревизий или в ходе осуществления

общего прокурорского надзора.

При расследовании этих дел необходимо изымать и осматривать доку-

менты, содержащие информацию о размере и характере причиненного пре-

ступлением ущерба, должностные инструкции, штатное расписание, прика-

зы о назначении на должность; кроме того, допрашиваются потерпевшие,

свидетели, задерживаются (при необходимости) и допрашиваются подозре-

ваемые, проводятся необходимые проверки, ревизии, назначаются и прово-

дятся различные судебные экспертизы (почерковедческие, криминалистичес-

кие, бухгалтерские, трасологические и др.). Кроме этого, проводятся различ-

ные оперативные и оперативно-технические мероприятия.

Основные усилия при производстве предварительного расследования

направлены на выявление фактов злоупотребления властью, бездействия,

превышения власти или халатности должностного лица и наличия причинной

связи между этими деяниями и наступившими общественно-опасными по-

следствиями.

Взяточничество – это принятие должностным лицом материальных

ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предостав-

ляемых ему исключительно в связи с занимаемым должностным положени-

ем, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное ре-

шение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или не-

выполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц како-

го-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить

58

с использованием своих служебных полномочий, а также дача взятки и

непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взятко-

получателя.

Можно выделить три типичные следственные ситуации, возникающие

на момент возбуждения уголовного дела:

1) поступило письменное или устное заявление о вымогательстве взят-

ки должностным лицом;

2) о предполагаемой или совершенной даче-получении взятки стало

известно из оперативных источников;

3) информация о взяточничестве поступила из официальных источни-

ков, взяточникам об этом известно.

В первой ситуации заявитель подробно допрашивается, производится

осмотр предмета взятки, который затем обрабатывают метящими средства-

ми, и после этого организуется задержание вымогателя с поличным, произ-

водятся его личный обыск и допрос, обыск по местам жительства и работы,

наложение ареста на его имущество, выемка и осмотр различных докумен-

тов, допросы свидетелей, проводятся очные ставки. До задержания могут

проводиться оперативные и оперативно-технические мероприятия (наруж-

ное наблюдение, прослушивание и запись телефонных переговоров и др.).

Во второй ситуации для изобличения взяткополучателя и взяткодателя

организуется их задержание с поличным, производятся личные обыски, доп-

росы, обыски по местам жительства и работы, наложение ареста на их иму-

щество, выемка и осмотр служебных документов, допросы свидетелей. Кро-

ме этого, осуществляются различные оперативные мероприятия.

В третьей ситуации сразу же целесообразно активно проводить опера-

тивные и оперативно-технические мероприятия: производят выемку и осмотр

служебных и иных документов, допрос свидетелей, задержание и допрос по-

дозреваемых, при необходимости – очные ставки, обыски по местам житель-

ства и работы, наложение ареста на имущество.

По делам о взяточничестве проводятся судебные экспертизы:

- химическая (если необходимо выявить метящие средства);

- дактилоскопическая;

- трасологическая;

- почерковедческая;

- технико-криминалистическая;

- бухгалтерская и др.__

Наши рекомендации