Юридическими свойствами республиканской формы правления

Юридическими свойствами республиканской формы правления

1) ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

2) выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

3) ответственность главы государства в случаях, определенных законом;

4) представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

5) обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6) преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республик

Парламентарные – республики, в которыхрешающая роль в политической жизни страны принадлежит парламенту и сформированному им правительству (Италия, Израиль, Индия, Германия, Финляндия, Турция).

Президентские-республики, в которых взаимоотношение высших органов иное—не парламент, а президент обладает приоритетом в системе высших органов государства, он формирует правительство, которое ответственно перед ним (США, Мексика).

Смешанные -республики, в которых президент и парламент имеют примерно одинаковую силу, правительство формируется и парламентом, и президентом, а также несет перед ними двойную ответственность (РФ, Франция).

5.Формы государственного устройства.

Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства.

Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.

В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

1. Унитарное государство представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Большинство унитарных государств имеют определенное административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укладывается и существующая автономия. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство, а также территория таких государств компактна (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).

2. Федеративное государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (например, образование СССР в декабре 1922 года) либо принятия конституции (как это было в 1787 году в США). Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

3. Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия).

6.Государственный режим.

Государственный режим – это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране.

Демократический государственный режим характеризуется:

1) признанием политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики;

2) политическим плюрализмом;

3) разделением властей, ролевой автономией различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.);

4) обязательным и реальным участием в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа;

5) свободой пропаганды любой политической идеологии.

В некоторых странах те или иные из указанных признаков нарушаются, возникают разные формы полудемократических, ограниченно демократических, относительно либеральных режимов (Шри-Ланка, Египет, Турция и др.).

Авторитарный (властный) режим характеризуется:

1) признанием политических прав и свобод граждан в ограниченном объеме;

2) признанием лишь ограниченного политического плюрализма;

3) вооруженные силы часто играют политическую роль (концепция «двойной роли армии» и др.) (Латинская Америка, Индонезия, Пакистан).

Тоталитарный режим характеризуется следующим:

1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима;

2) существует одна легальная партия;

3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается;

4) разделение властей отвергается;

5) единая обязательная политическая идеология (марксизм-ленинизм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 1960-1980-х гг. и т. д.). Тоталитарный режим имеет свои разновидности.

Беспартийный военный режим, где безраздельная власть принадлежит лидеру, существенно отличается от фашистского или коммунистического режима, где в механизме власти огромную роль играет партия. Фашистский режим принципиально отличается от коммунистического по идеологическим установкам, формам организации власти, методам принуждения. Тоталитарный социализм нельзя отождествлять с фашизмом.

7.Конституция как основной закон гос-ва.

Конституция России – это нормативный правовой акт высшей юр силы, закрепляющий основы конст. строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федер. устройство, систему, принципы деятельности органов гос. власти и местного самоуправления.

Функции конституции:

1. К. принимается народом или от имени народа. Действующая конституция 1993 г. принята конституционным референдумом

ст. 3 (ч. 1)

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

2. Препятствовать территориальному распаду гос-ва, обеспечивать ее целостность и неприкосновенность.

3. Политическая, которая избирает конст. рамки избир системы

4. Экономическая, ст. 8 (2)

В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

5. Социальная, ст. 7 (1)

РФ – социальное гос-во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Идеологическая, ст. 13 (1.2)

В РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной

8.Человек, его права и свободы.

Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека - высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государствогарантирует, соблюдает и защищаетправа и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;

4) все люди равноправныи имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

9.Избирательная система РФ.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательная система – составная часть политической системы, но и она сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право – теоретико-юридический компонент и избирательная процедура (или избирательный процесс) – компонент практически-организационный.

Рассмотрим каждый из этих компонентов по отдельности.

Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и проведение, взаимоотношение между избирателями и выборными органами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оправдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве избираемого (пассивное избирательное право).

В соответствии с принципами трактуемого в широком смысле избирательного права и некоторыми другими критериями, например, такими как объект выборов, их масштаб, срок и т.д. можно дать определенную классификацию выборов, выделить их виды. Так, бывают выборы президентские, парламентские, в местные органы самоуправления – региональные, муниципальные, выборы судей и некоторых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными.

Наибольший интерес заслуживает классификация выборов согласно принципам избирательного права, отражающим правовое, демократическое развитие той или иной страны, ее избирательной системы. Таким образом, мы получим несколько пар противоположностей: всеобщие – ограниченные (цензовые), равные – неравные, прямые – косвенные (многостепенные), с тайным – с открытым голосованием. Во всех этих парах слово, написанное слева, характеризует высокую степень демократизма. Так, большинство стран современного мира провозгласили в своих конституциях или специальных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании.

Всеобщность выборов заключается в том, что все дееспособные лица, достигшие установленного законом возраста, имеют право участвовать в выборах, причем как активно, так и пассивно. Правда цензы (ценз оседлости, возрастной и образовательный ценз и т.д.) пассивного избирательного права значительно жестче, чем активного.

Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства – количество избирателей, представляемых одним кандидатом на данное место.

Разница между прямыми и косвенными выборами состоит в том, что в первом случае избиратели непосредственно голосуют за кандидатов на замещаемую должность, а во втором – за лиц, которым отводится роль выборщиков. Что касается выборов коллегиальных органов власти, то здесь видна следующая закономерность: повсюду местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, а в США и верхняя палата избираются прямыми выборами.

Тайная форма голосования характерна для всех цивилизованных стран мира.

Специфической формой избирательной активности представляет собой референдум. Это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не некоторый кандидат, а некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Первый референдум был проведен в 1439 году в Швейцарии. Референдум называется конституционным, если с его помощью проводится утверждение конституции или поправок к ней, или законодательным, если предмет референдума – проект акта текущего законодательства.

Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы. Она включает в себя мероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, ответственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определенную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.

Термин «избирательная система» часто рассматривается в более узком смысле, а именно в качестве системы подсчета голосов. В таком случае можно говорить о пропорциональной и мажоритарной системе.

10.Понятие и принципы российского гражданства

гражданство - устойчивая правовая связь лица с данным государством, выра­жающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Со­стояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.

Независимо от формы правления в правовом государстве гражданство означает согласие лица на распространение на него юрисдикции государ­ства, всех обязанностей, установленных конституцией и закона­ми. В то же время граждане обладают в отношении государстваопределенными правами и могут требовать от него защиту своих прав.

Для подавляющего большинства людей в каждой стране уста­новление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рожде­ния и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. Однако по разным причинам, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализа­ции экономики, возникают различные миграционные потоки, т. е. перемещения больших групп людей из одной страны в дру­гую. Такие передвижения — индивидуальные и групповые, рас­пространенные и в РФ, а также браки, за­ключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

В некоторых государствах признает­ся двойное гражданство — такие лица называются бипатридами. Различия в правовом положении не означают дискриминации неграждан, государство защищает права этой категории жителей, поскольку многие права, как это установлено международным правом, принадлежат человеку независимо от гражданства. Разумеется, в полном объеме государство охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т. е. своих граждан.

Мировое сообщество единодушно в своем негативном отно­шении к безгражданству, т. е. такому состоянию человека, когда он не является гражданином какого-либо государства. В таком состоянии часто оказываются люди, утрачивающие свое граж­данство, но не приобретающие нового (например, беженцы из районов вооруженных конфликтов). Все государства обязаны способствовать сокращению безгражданства, поощряя приобре­тение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства.

Предмет уголовного права

Объективно существующие особенности отдельных видов общественных отношений, лежащие в основе деления системы права на отрасли, а также социальное назначение уголовного права и стоящие перед ним задачи определяют особенности его предмета и методов как самостоятельной отрасли российского права.Предмет в уголовном праве — это то, что регулируется и охраняется его нормами, все, что исследуется наукой уголовного права, все, что изучается в рамках соответствующей учебной дисциплины студентами — будущими юристами. В отличие от других отраслей права уголовное право (и уголовное законодательство как его форма) имеет«двуединый» предмет, который в соответствии с задачами, решаемыми при помощи уголовно-правовых норм, включает в себя:предмет уголовно-правовой охраны ипредмет уголовно-правового регулирования.

Предмет уголовно-правовой охраны составляют позитивные общественные отношения — наиболее важные из них, связанные с обеспечением нормальных условий жизни личности, общества и государства (ч. 1 ст. 2 УК), которые регулируются нормами других отраслей права (конституционного, гражданского и т.д.). Нормы уголовного права обеспечивают охрану таких общественных отношений, устанавливая правовые последствия посягательств на них.

Предмет уголовно-правового регулирования образует совокупность двух основных разновидностей общественных отношений:

§ отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, его совершившим, и государством в лице правоприменительных органов по поводу обеспечения справедливой и целесообразной реакции государства на совершение преступления;

§ отношения, возникающие вследствие допускаемого уголовным законом причинения вреда правоохраняемым объектам при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость и др.), при добровольном отказе от преступления и т.п.

Предмет науки уголовного права (предмет научного исследования) шире предмета соответствующей отрасли права и отрасли законодательства. Уголовно-правовая наука исследует не только действующее законодательство и практику его применения, различные институты уголовного права (уголовный закон, преступление, наказание и т.д.), но и социальное и юридическое содержание и назначение уголовного права, его историю, тенденции развития, пути совершенствования, теоретические концепции. В предмет науки уголовного права входит изучение зарубежного и международного уголовного права. Исключительно важное значение имеет прогностический вектор уголовно-правовой науки, связанный, в частности, с определением перспектив совершенствования уголовного законодательства и практики его применения.

Предмет учебной дисциплины практически полностью совпадает с предметом науки уголовного права, за исключением, пожалуй, лишь ее прогностического вектора. Предметом учебной дисциплины «Уголовное право» является совокупность имеющихся знаний, которые должен усвоить обучающийся в рамках учебной программы данной дисциплины.

Методы уголовного права

Уголовное право как отрасль права имеет не только свой предмет, но и собственный метод или, точнее, методы.Методы в уголовном праве — это то, как, при помощи каких приемов, способов и средств оно решает стоящие перед ним задачи, связанные с регулированием и охраной общественных отношений (отрасль права и отрасль законодательства), их исследованием (наука) и изучением (учебная дисциплина). Понятием «метод уголовного права» охватывается совокупность методов уголовного права как отрасли права и отрасли законодательства, как отрасли науки и как учебной дисциплины.

Особенности и значимость общественных отношений, образующих предмет отрасли уголовного права, а также его «двуединый» характер определяют и специфику методов уголовного права.Методы уголовного права как отрасли права и как отрасли законодательствапредставляют собой совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется:

§ правовая охрана общественных отношений (методы уголовно-правовой охраны);

§ правовое регулирование общественных отношений (методы уголовно-правового регулирования).

Методы уголовно-правовой охраны - это прежде всего метод запрета совершения общественно опасных деяний, который в свою очередь обеспечивается совокупностью методов, связанных с криминализацией деяний и пенализацией преступлений. Уголовно- правовые нормы, решая задачу охрану общественных отношений от преступных посягательств, определяют, какие общественно опасные деяния следует признавать преступлениями, запрещают такие деяния и предусматривают наказания и иные меры уголовно-правового воздействия за нарушение установленного запрета. Запрет призван удерживать от совершения преступления «неустойчивых» граждан угрозой применения уголовно-правовой санкции и тем предупреждать совершение преступлений со стороны указанных лиц и, соответственно, охранять установленный правопорядок от нарушений.

Методы уголовно-правового регулирования - это способы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений или предусмотренными уголовным законом формами непреступного поведения и составляющих предмет уголовно-правового регулирования. Регулирование этих отношений осуществляется следующими методами: применением в отношении лица, совершившего преступление, наказания или иной меры уголовно- правового воздействия (включая освобождение от уголовной ответственности и (или) от уголовного наказания); исключением уголовной ответственности за причинение определенного вреда при добровольном отказе от совершения преступления, при обстоятельствах, исключающих преступность деяния; стимулированием позитивного поведения виновного лица после совершения им преступления (деятельного раскаяния, примирения с потерпевшим); применением в предусмотренных законом случаях иных мер уголовно-правового характера (принудительных медицинских мер, конфискации имущества). В уголовном правереализуются все три метода правового регулирования, отмечаемые в обшей теории права: предоставление права, возложение обязанности и установление запрета.

Методы науки уголовного права представляют собой совокупность приемов, способов и средств, применяемых для проведения исследований уголовно-правовых явлений и понятий (исследовательские методы). Как и в других науках, в уголовном праве исследования осуществляются на основе общенаучного диалектического метода с использованием совокупности частнонаучных методов, обусловленных тем, что уголовно-правовая паука тесно связана с законодательной и правоприменительной деятельностью. Основными из таких методов являются: формально-догматический (юридический), историко-сравнительный, социологический, системный, сравнительно-правоведческий (компаративистский), уголовно-статистический и др.

Методы уголовного права как учебной дисциплины — это приемы, способы и средства изучения (методы изучения) предмета. К ним относятся самостоятельное изучение теоретических источников, анализ материалов правоприменительной практики, различные обучающие методики (лекции, семинары, коллоквиумы) и т.д.

Наряду с предметом методы служат критерием отграничения уголовного права от других правовых отраслей и критерием разграничения различных ипостасей уголовного права (методами науки уголовного права и учебной дисциплины являются не охранительные и регулятивные, а исследовательские и обучающие методы).

Методы

Уголовное право как отрасль права имеет не только свой предмет, но и собственный метод или, точнее, методы.Методы в уголовном праве — это то, как, при помощи каких приемов, способов и средств оно решает стоящие перед ним задачи, связанные с регулированием и охраной общественных отношений (отрасль права и отрасль законодательства), их исследованием (наука) и изучением (учебная дисциплина). Понятием «метод уголовного права» охватывается совокупность методов уголовного права как отрасли права и отрасли законодательства, как отрасли науки и как учебной дисциплины.

Особенности и значимость общественных отношений, образующих предмет отрасли уголовного права, а также его «двуединый» характер определяют и специфику методов уголовного права.Методы уголовного права как отрасли права и как отрасли законодательствапредставляют собой совокупность приемов, способов и средств, при помощи которых осуществляется:

§ правовая охрана общественных отношений (методы уголовно-правовой охраны);

§ правовое регулирование общественных отношений (методы уголовно-правового регулирования).

Методы уголовно-правовой охраны - это прежде всего метод запрета совершения общественно опасных деяний, который в свою очередь обеспечивается совокупностью методов, связанных с криминализацией деяний и пенализацией преступлений. Уголовно- правовые нормы, решая задачу охрану общественных отношений от преступных посягательств, определяют, какие общественно опасные деяния следует признавать преступлениями, запрещают такие деяния и предусматривают наказания и иные меры уголовно-правового воздействия за нарушение установленного запрета. Запрет призван удерживать от совершения преступления «неустойчивых» граждан угрозой применения уголовно-правовой санкции и тем предупреждать совершение преступлений со стороны указанных лиц и, соответственно, охранять установленный правопорядок от нарушений.

Методы уголовно-правового регулирования - это способы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений или предусмотренными уголовным законом формами непреступного поведения и составляющих предмет уголовно-правового регулирования. Регулирование этих отношений осуществляется следующими методами: применением в отношении лица, совершившего преступление, наказания или иной меры уголовно- правового воздействия (включая освобождение от уголовной ответственности и (или) от уголовного наказания); исключением уголовной ответственности за причинение определенного вреда при добровольном отказе от совершения преступления, при обстоятельствах, исключающих преступность деяния; стимулированием позитивного поведения виновного лица после совершения им преступления (деятельного раскаяния, примирения с потерпевшим); применением в предусмотренных законом случаях иных мер уголовно-правового характера (принудительных медицинских мер, конфискации имущества). В уголовном правереализуются все три метода правового регулирования, отмечаемые в обшей теории права: предоставление права, возложение обязанности и установление запрета.

Методы науки уголовного права представляют собой совокупность приемов, способов и средств, применяемых для проведения исследований уголовно-правовых явлений и понятий (исследовательские методы). Как и в других науках, в уголовном праве исследования осуществляются на основе общенаучного диалектического метода с использованием совокупности частнонаучных методов, обусловленных тем, что уголовно-правовая паука тесно связана с законодательной и правоприменительной деятельностью. Основными из таких методов являются: формально-догматический (юридический), историко-сравнительный, социологический, системный, сравнительно-правоведческий (компаративистский), уголовно-статистический и др.

Методы уголовного права как учебной дисциплины — это приемы, способы и средства изучения (методы изучения) предмета. К ним относятся самостоятельное изучение теоретических источников, анализ материалов правоприменительной практики, различные обучающие методики (лекции, семинары, коллоквиумы) и т.д.Наряду с предметом методы служат критерием отграничения уголовного права от других правовых отраслей и критерием разграничения различных ипостасей уголовного права (методами науки уголовного права и учебной дисциплины являются не охранительные и регулятивные, а исследовательские и обучающие методы).

Признаки преступления.

1) Общественная опасность – это способность деяния причинить вред охраняемымуголовным законом интересам. Характер общественной опасности определяется направленностью деяния против того или иного объекта, размером ущерба, причиненного преступлением, формой вины, при которой совершается деяние и в конечном счете выражается в санкции УК РФ.

Виновность – психическое отношение к совершаемому им деянию, его общественной опасности и вредным последствиям. Виновность характеризует внутреннее отношение человека к совершаемому им преступлению, являясь проявлением его сознания и воли.

Названные выше виды множественности преступлений имеют свойственные им признаки, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные последствия. Каждый из названных видов множественности преступлений слагается из единичных преступлений. Поэтому рассмотрим вначале вопрос о сущности и видах единичных преступлений.

Соучастие в преступлении

Соучастие в преступлении

Соучастие — это умышленное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления.

Это участие двух и более лиц, являющихся субъектами преступления, т. е. достигших возраста уголовной ответственности и вменяемых, в противном случае о соучастии говорить нельзя. Бывают случаи, когда малолетних и душевнобольных используют в качестве непосредственных исполнителей преступления, заведомо зная, что они не являются субъектами преступления и не подлежат уголовной ответственности. В этом случае лицо, использующее их в качестве живого орудия преступления, будет отвечать как исполнитель преступления.

Действия виновных должны быть совместными, направленными на одну цель, дополняющими друг друга. Поэтому соучастие возможно до окончания преступления, так как невозможно помочь достичь цели, если она уже достигнута, преступление совершено. Если лица участвуют в одном посягательстве, но у них разные цели, то нельзя говорить о соучастии. Встречаются ситуации, когда у преступников нет договоренности о совместных действиях. Например, проходя мимо взломанной двери квартиры, Б. увидел К., укладывающего вещи в сумку. Не говоря ни слова, Б. вошел в квартиру и взял несколько ценных предметов. Б. и К. в этом случае будут квалифицироваться как исполнители отдельных преступлений, но не как соучастники.

Необходимо наличие умысла на совершение совместно с другими общественно опасного деяния.

В зависимости от характера и степени (роли) участия в совместном преступлении можно определить следующие[[виды соучастников]] (рис. 1).

Юридическими свойствами республиканской формы правления - student2.ru

Рис. 1. Виды соучастников

Исполнитель - лицо, непосредственно своими действиями совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в совершении преступления вместе с другими лицами — соисполнителями. Соисполнители могут выполнять как одинаковые действия (групповая драка, например), так и раздельные функции (один держит жертву за руки, другой наносит удары ножом).

Организатор - лицо, организовавшее преступление либо руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Эта фигура наиболее опасна, так как она вовлекает в преступную деятельность других лиц, направляет их действия, вносит в их деятельность организованность и систему. Организация преступления — это приискание и подготовка исполнителя, соучастников, распределение ролей, составление плана, приискание орудий и средств преступления. Руководство совершением преступления — это распределение обязанностей, дача обязательных для выполнения указаний исполнителю и соучастникам, активное лидерство в преступлении. Иногда организатор может быть одновременно и соисполнителем преступления.

Подстрекатель - это лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления. Подстрекатель своими действиями непосредственно в совершении преступления не участвует, не организует и не руководит преступлением, иначе бы это был соответственно исполнитель и организатор преступления. Подстрекатель лишь вызыва

Наши рекомендации