Формирование и деятельность органов внутренних дел

Советского государства в период Октябрьской революции

И гражданской войны.

25 октября (7 ноября) 1917 года вооруженное восстание в Петрограде пролетариата, солдат гарнизона и матросов Балтийского флота победило. Буржуазное Временное правительство было свергнуто, власть перешла в руки Советов.

На II Всероссийском съезде Советов 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. было создано тринадцать наркоматов в составе первого Советского правительства - Совета Народных Комиссаров (СНК), включая Народный комиссариат внутренних дел. Первым Наркомом внутренних дел стал А.И. Рыков, член ЦК РСДРП(б). Хотя этот пост он занимал всего 9 дней, при его участии были приняты нормативные акты: Постановления НКВД от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции» и «О передаче жилищ в ведение городов» от 30 октября (12 ноября) 1917 г.

17 (30) ноября 1917 г. Народным комиссаром внутренних дел по предложению В.И. Ленина был назначен Г.И. Петровский. В состав первой коллегии НКВД вошли Ф.Э. Дзержинский, М.Я. Донне, М.С. Урицкий, И.С. Уншлихт. Они руководили работой по набору кадров в аппарат наркомата, организовывали его функционирование.

В процессе его формирования имелись значительные проблемы. Многие полицейские чиновники по своим убеждениям не хотели служить новой власти. Служащие дореволюционных министерств, включая МВД, объявили саботаж и не выходили на работу. В здании МВД остались лишь курьеры и сторожа, «даже пер­ья были вынуты из ручек и чер­нила вылиты из чернильниц».

В целях борьбы с саботажем чиновников Коллегия НКВД РСФСР 31 декабря 1917 г. приняла решение: «1. Все чиновники, оставившие работу, считаются уволенными и лишенными пенсий. 2. Их фамилии опубликовать. 3. Предлагается всем органам по уборке улиц Петрограда обязать их принудительно работать по уборке улиц». Такие административные меры привели к тому, что большинство чиновников вернулись на свои рабочие места.

В первой декаде декабря 1917 года на заседании коллегии НКВД был рассмотрен вопрос об организации отделов наркомата. Первоочередной задачей стал подбор руководителей основных подразделений центрального аппарата. В феврале 1918 года Г.И. Петровский подписал приказ об утверждении руководителей основных подразделений НКВД.

Сотрудники аппарата подбирались из студентов Петроградского университета, Электротехнического института, рабочих Путиловского завода. Естественно, не имея навыков работы в государственном учреждении, они испытывали серьезные трудности. Тем не менее, постепенно аппарат стал функционировать.

Для формирования структуры НКВД единственным образцом, который можно было учесть и использовать, была структура аппарата дореволюционного Министерства внутренних дел. Она и легла в основу построения аппарата Наркомата. Формирование центрального аппарата НКВД продолжалось до лета 1918 года. В июне 1918 года он насчитывал уже 11 отделов, в которых работало 400 сотрудников.

Наркомат внутренних дел сложился как многофункциональный орган, охватывающий своей деятельностью обширный круг предметов ведения. Его структуру составляли следующие подразделения: отделы местного управления и местного хозяйства, финансовый, иностранный, беженцев, ветеринарный, по управлению медицинской частью, бюро печати, контрольно-ревизионная комиссия.

Такое разнообразие функций дает основание утверждать, что НКВД того периода занимался внутренними делами государства в широком смысле слова. И хотя они включали в себя задачи, возникшие в связи с изменением государственного строя, можно считать, что имело место прямое заимствование организационной структуры у дореволюционного министерства внутренних дел.

Вместе с тем, вскоре обозначилась тенденция сужения функций НКВД. В частности, вопросы руководства статистикой, медициной, ветеринарией, делами печати и некоторые другие функции были переданы в другие ведомства.

Сразу же после победы революции на НКВД было возложена задача реального создания повсеместно органов новой власти - Советов. Для реализации этой задачи в составе НКВД был создан специальный отдел. Он назывался отделом местного управления.

Необходимо учитывать, что земские и городские органы самоуправления в дореволюционной России по многим вопросам подчинялись Министерству внутренних дел. Данные органы продолжали функционировать не только после Февральской буржуазно-демократической революции, но во многих регионах и после Октября, действуя параллельно с Советами. Следовало как координировать их работу, так и регламентировать ее.

НКВД был наделен правом на издание правовых актов, определяющих конкретные организации и функционирования Советов. Также он занимался организацией практической работы по строительству Советов на местах.

В этой связи Народным комиссариатом внутренних дел уже 24 декабря 1917 г. (6 января 1918 г.) были изданы и направлены на места два правовых акта:

1) Обращение «Об организации местного самоуправления» и

2) Инструкция «О правах и обязанностях Советов».

Эти акты конкретизировали постановление II Всероссийского съезда Советов о переходе всей государственной власти в руки Советов. Они определили программу деятельности местных Советов по взятию власти: овладеть административным механизмом и стать органом, регулирующим всю местную жизнь, принципы их организационного построения и функциональные обязанности.

После образования блока большевиков с левыми эсерами, представители последних возглавили наркоматы: юстиции, почт и телеграфов, а также земледелия. 18 (31) декабря 1917 г. был учрежден Народный Комиссариат по местному самоуправлению (НКМС), который тоже возглавил представитель левых эсеров.

Наркомат этот создавался «для объединения деятельности всех городских и земских учреждений». В соответствии с этим из НКВД, который возглавлял большевик, должны были быть изъяты функции управления делами местного хозяйства, касс городского и земского кредита и все относящиеся к местному самоуправлению учреждения. Хотя компетенция нового Комиссариата по местному самоуправлению ограничивалась, в основном, вопросами чисто хозяйственными, на практике же и в этой области реальное руководство продолжал осуществлять НКВД.

По Постановлению СНК от 20 марта 1918 г. Комиссариат по местному самоуправлению влился в НКВД как отдел местного хозяйства. С этого времени и до 30-х годов руководство местным коммунальным хозяйством представляло одно из основных направлений деятельности наркомата.

Второе направление работы НКВД по руководству советским строительством выражалось в том, что наркомат посылал на места своих инструкторов, наделенных широкими полномочиями. Они проводили практическую работу по организации Советов, помогали строить и налаживать их деятельность. В результате общих усилий наркоматов к началу июля 1918 года на территории, контролируемой Советским правительством, действовало около 12 тысяч областных, губернских, уездных, волостных Советов.

Изначально структура и функции НКВД определялись исходя из понимания его предназначения в виде управляющего органа в механизме государства в сфере исполнительной власти, а не как узко специализированное правоохранительное ведомство. Охрана правопорядка была лишь одной из многих функций МВД , осуществляемых наряду с руководством местными органами власти, медицинской, статистической, воинского призыва, миграционной.

Одной из важных функций НКВД с самого начала стала охрана общественного порядка и борьба с преступностью. В формировании организационных структур, осуществлявших эту функцию, имелись особенности. Они были обусловлены теоретическими положениями марксизма, закрепленными в программных документах большевистской партии.

Большую роль в становлении НКВД, повышении его эффективности в борьбе с преступностью сыграл Ф.Э. Дзержинский, в марте 1919 года сменивший на посту наркома внутренних дел Г.И. Петровского, избранного председателем Всеукраинского ЦИК. Он был убежден, что однородные охранительные функции не должны рассредоточиваться по различным наркоматам и ведомствам, поэтому объединил ряд отделов НКВД и ВЧК в центре и на периферии (управления, финансов, пропусков).

К середине 1918 года в НКВД действовало уже 11 отделов с более чем 400 штатных сотрудников.

Первоначально за состоянием общественного порядка следила рабочая милиция, которая не была штатным государственным органом. Правовой основой строительства раб­очей милиции стало постановление НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября) 1917 г. Согласно постановлению рабочая милиция создавалась Советами и «всецело и исключительно находилась в их ведении». Фактически с этого момента, а формально с 2 декабря 1917 г., милиция Временного правительства прекратила свое существование, когда Главное управление по делам милиции было ликвидировано.

Рабочая милиция некоторое время выполняла функции органа охраны общественного порядка и военной силы. Она представляла собой разновидность всеобщего вооружения сознательной части пролетариата, трудящихся, пролетарской милиции для поддержания революционного порядка и законности. Так, на начальном этапе строительства нового государства полагал В.И. Ленин.

Данная идея реализовывалась на местах по-разному. В основном правопорядок обеспечивали отряды Красной гвардии, в Самаре – рабочие отряды, в Пермской губернии – рабочие и крестьянские дружины. В некоторых городах вводилась милицейская повинность, то есть принудительное поочередное дежурство «наиболее сознательных жителей».

Разумеется, на практике воору­женные формирования трудящихся успешно бороться с профессиональной преступностью, обеспечить общественный порядок не могли.

Необходимо было создавать штатные государственные органы. Уже в марте 1918 г. Совнарком, рассмотрев вопрос о милиции, предложил НКВД разработать положение о советской милиции как штатном государственном органе.

В связи с развернувшимся строительством штатного аппарата советской милиции большое значение имело завершение юри­дического оформления основ ее организации и деятельности. 21 августа 1918 года Совет Народных Комиссаров рассмотрел проект «Положения о советской милиции». СНК поручил НКВД по согласованию с НКЮ «переработать проект Положения... в инструкцию, приноровить ее преимущественно к борьбе против уголовных элементов, поддержанию санитарного порядка, при­ведению в исполнение предписаний местных властей».

Первый Всероссийский съезд председателей губисполкомов и заведующих отделами управления, состоявшийся 30 июля - 1 августа 1918 г. в Москве, также принял постановление об организации рабоче-крестьянской милиции - постоянного штатного государственного органа, построенного на профессиональных началах.

Правовое оформление этот орган получил в инструкции НКВД и НКЮ «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» от 12 октября 1918 г. Инструкция закрепила организационную структуру милиции в масштабе РСФСР.

Центральным органом являлось Главное управление милиции (Главмилиция), образованное в октябре 1918 г. и вошедшее в НКВД России. Основными звеньями местного аппарата милиции являлись губернские и уездные управления. Губернские и другие крупные города могли иметь свои отдельные управления милиции, но с особого разрешения НКВД. Местные органы милиции находились в двойном подчинении - соответствующих исполкомов Советов и вышестоящих органов милиции.

Низовым звеном аппарата милиции являлся участок (с ноября 1918 г. - район) во главе с начальником, в ведении которого находились старшие милиционеры и милиционеры.

В течение 1918-1920 гг. происходило формирование основных звеньев рабоче-крестьянской милиции. Нужно было созда­ть штатные государственные органы охраны общественного порядка, построенные на про­фессиональных началах.

Особенностью Инструкции являлось прямое закрепление в ней классового характера советской милиции. Это нашло отражение в ее названии – «рабоче-крестьянская» - и в ее основных задачах. В Инструкции указы­валось, что советская милиция стоит на страже интересов ра­бочего класса и беднейшего крестьянства. Главной ее задачей является охрана революционного порядка и граждан­ской безопасности.

Инструкция установила организационно-правовые формы, единые для Российской Федерации. 15 октября 1918 года Глав­ное управление милиции НКВД РСФСР разослало ее в губерн­ские и уездные управления милиции, подчеркнув, что «впредь надлежит руководствоваться только этой инструкцией об орга­низации милиции, отменяющей все инструкции по организации милиции, выработанные и принятые на местах».

Рабоче-кресть­янская милиция являлась исполнительным органом централь­ной власти на местах. В организационном отношении милиция строилась на основе принципа двойного подчинения: ее органы находились в непосредственном ведении местных Советов и подчинялись общему руководству Народного комиссариата внутренних дел.

Центральным органом рабоче-крестьянской милиции перво­начально было Управление милиции, входящее как подотдел в состав Отдела местного управления НКВД РСФСР. Однако масштабы и значение работы центрального органа требовали превращения его в самостоятельное звено Наркомата внутрен­них дел. Поэтому в октябре 1918 года управление было реорга­низовано в Главное управление милиции. Первым заведующим Главмилиции стал А.М. Дижбит.

Главное управление осуществляло общее руководство дея­тельностью советской милиции. Оно издавало приказы и инст­рукции, определявшие как политическую, так и техническую сторону работы, и контролировало деятельность учреждений и органов милиции на местах.

Губернские управления милиции являлись одновременно ме­стными органами НКВД и органами губернского исполнитель­ного комитета Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов. Компетенция губернских управлений милиции по основным направлениям их деятельности была аналогична компетенции Главного управления милиции.

Единая система уголовно-розыскных органов в РСФСР воз­никла после учреждения в октябре 1918 года в составе Главмилиции Центрального управления уголовного розыска (Центророзыск) на правах отдела. Имевшиеся до этого в ряде крупных городов страны органы уголовного розыска были децентрализо­ваны и действовали под руководством местных Советов.

Центророзыск разработал план реорганизации всего уголовно-розыскного дела в России на основах единообразного его ве­дения. По существу, речь шла не о реорганизации, а о создании нового аппарата. Как отмечалось в одном из отчетов Центророзыска, «фактически розыскного аппарата не было, не было связи между учреждениями, не было регистрации преступников, лич­ный состав был ниже удовлетворительного... Таким образом, Центророзыск должен был начать свое дело с самого начала».

Правовой основой строительства советского уголовного ро­зыска стало Положение об организации отдела уголовного ро­зыска, изданное НКВД РСФСР 5 октября 1918 года, в соответст­вии с которым органы уголовного розыска учреждались в горо­дах с населением не менее 40-45 тыс. человек «для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступ­лений уголовного характера и борьбы с бандитизмом». При гу­бернских и городских управлениях милиции создавались отде­ления уголовного розыска.

Общее руководство системой органов уголовного розыска осуществлял НКВД.

Все вопросы строительства уголовно-розыскного аппарата Главное управление милиции РСФСР решало совместно с мес­тными Советами. В ноябре 1918 года оно направило в исполкомы местных Советов документ, в котором подчеркивалось, что «на­стало время поставить дело сыска на научную основу и создать кадры действительно опытных работников - научных специали­стов».

Главмилиция указывала на необходимость усиления тех­нического оснащения органов уголовного розыска, совершенст­вования знаний и профессиональных навыков работников. Известно, что принимались меры по налаживанию дактилоскопического учета, фотографирования на основе единых пра­вил.

С самого начала на милицию был возложен широкий круг за­дач, который определял и ее основные обязанности, зафиксиро­ванные в Инструкции НКВД и НКЮ РСФСР об организации со­ветской рабоче-крестьянской милиции от 12 октября 1918 года. Их можно разделить на три группы:

1) Обязанности милиции по охране советского государственного и общественного строя, по обеспе­чению выполнения предписаний советских законов. Иными сло­вами, она была обязана строго следить за исполнением всеми гражданами декретов и распоряжений органов власти по учету, распределению и соблюдению твердых цен на продукты про­мышленности и сельского хозяйства, своевременно оповещать население о распоряжениях органов власти и содействовать со­ветским государственным органам в осуществлении возложен­ных на них обязанностей.

2) Деятельность по поддержанию порядка в общественных местах. При наруше­ниях ее работники были обязаны составлять акты, фиксировать преступления и происшествия, принимать меры по их пресече­нию. Милиция была обязана принимать меры к обеспечению по­рядка и безопасности во время стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.), оказывать помощь при несчастных случаях. Кроме мер, осуществляемых собственными силами, она могла, когда это необходимо, привлекать к содействию граждан. На нее также возлагалось: наблюдение за санитарией и благоуст­ройством на улицах, площадях, осуществление надзора за по­рядком движения на дорогах, выдача в случаях, предусмотрен­ных распоряжениями центральной власти, удостоверений лич­ности, трудовых книжек и других справок и свидетельств.

3) Организация борьбы с преступностью, то есть осуществление разра­ботки и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а так­же непосредственное участие в предварительном расследовании и оказание содействия судебным органам в ис­полнении приговоров.

Деятельность милиции в области предварительного рассле­дования выражалась в осуществлении дознания по уголовным делам.

Оказание содействия органам правосудия складывалось из выполнения поручений судебных и следственных органов по за­держанию и доставке в суд или для допроса обвиняемых и по­дозреваемых и производства обысков, осмотров, выемок как по постановлениям народных судов и следственных комиссий, так и по своей инициативе. Во всех случаях милиция была обязана все свои действия выполнять с обязательным оформлением со­ответствующих процессуальных документов.

Составной частью содействия органам правосудия для мили­ции являлось приведение в исполнение судебных приговоров.

В декабре 1918 года Главное управление милиции разрабо­тало и утвердило: Общую инструкцию милиционерам, Инст­рукцию районным начальникам и их помощникам, Инструк­цию старшим и дежурным по району милиционерам, Инст­рукцию об употреблении оружия. Все эти нормативные акты были одобрены Первым Всероссийским съездом заведующих губернскими и городскими управлениями милиции. Они рас­ширяли рамки правового регулирования деятельности мили­ции.

В тяжелые годы иностранной интервенции и гражданской войны процесс становления советской милиции не прекращал­ся. Но сложившаяся в стране обстановка не могла не оказать на него влияния.

2 сентября 1918 года ВЦИК установил, что в условиях развер­нувшихся военных действий «все граждане, независимо от заня­тий и возраста, должны беспрекословно выполнять... обязанно­сти по обороне страны».

3 апреля 1919 года СНК РСФСР издал декрет «О советской рабоче-крестьянской милиции», по которому работники мили­ции не подлежали призыву в Красную Армию, оставались на своих местах и считались прикомандированными к отделам уп­равления исполкомов Советов, в состав которых входили подотделы милиции. На НКВД возлагалась обязанность из их числа третью часть милиционеров и пятую часть командного состава постоянно держать в действующей армии.

В милиции вводились военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. Части милиции, находившиеся в райо­нах боевых действий, по соглашению Реввоенсоветов армий и фронтов с местными Исполнительными комитетами, могли при­влекаться к участию в боевых действиях. При этом они перехо­дили в полное подчинение военных начальников.

В соответствии с декретом СНК РСФСР содержание всех ви­дов милиции принималось на государственный счет. Источни­ком материального обеспечения милиции становился государ­ственный бюджет.

15 апреля 1919 года НКВД направил на места циркуляр о практической реализации названного декрета, в котором под­черкивалась необходимость приступить к обучению милицио­неров военному делу. «Обучать милицию преимущественно как пехоту», - говорилось в циркуляре. В соответствии с декретом СНК и циркуляром НКВД была произведена перестройка орга­нов милиции по уставам и наставлениям, принятым в Красной Армии.

Правовое закрепление порядка участия милиции в боевых действиях на фронтах освободило ее от специальных мобилиза­ций, проводившихся ранее. Когда же в ноябре 1919 года была объявлена партийная мобилизация для борьбы против Деники­на и Юденича, ЦК РКП(б) принял постановление, в котором указывалось, что милиционеры-коммунисты от первоначальной партийной мобилизации освобождаются.

В условиях военного времени от четкой работы транспорта зависело своевременное получение предприятиями сырья и вы­пуск военной продукции, доставка ее в районы боевых дейст­вий. Поддержание твердого общественного порядка составило одну из предпосылок успешного функционирования путей со­общения. Вначале обеспечение общественного порядка на стан­циях и в портах, а также охрана складов и грузов осуществля­лись силами транспортных ведомств: Наркомата путей сообще­ния и Главного управления водного транспорта. Однако 21 фев­раля 1919 года ВЦИК издал постановление «Об организации же­лезнодорожной милиции и железнодорожной охраны», в кото­ром подчеркивалось, что железнодорожная милиция организу­ется «в целях поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах». На нее распространя­лись все права общей (уездно-городской) милиции и, кроме то­го, возлагались специальные обязанности по охране революци­онного порядка и безопасности, вызывавшиеся особенностями жизни в районе железных дорог.

Первоначально управление железнодорожной милицией строилось по территориальному принципу. В составе губерн­ских и уездных органов милиции были созданы отделы, в веде­нии которых находилась железнодорожная милиция. Однако практика показала несовершенство территориального управле­ния железнодорожной милицией, в силу чего она не могла ра­ботать в тесном контакте с железнодорожной администрацией. Вот почему вскоре на каждой железной дороге было учреждено линейное управление. Но право ревизии и контроля над железнодорожной милицией, находившейся на территории губернии, сохранялось за губернским исполкомом.

Значительный удельный вес водных путей в общей системе путей сообщения страны обусловил необходимость создания специальной водной милиции. Совет Народных Комиссаров 25 июля 1918 года принял декрет «Об учреждении речной мили­ции».

Однако практически строительство речной милиции развер­нулось после утверждения в апреле 1919 года декретом ВЦИК Положения о речной советской рабоче-крестьянской милиции. Вначале она также формировалась по территориальному прин­ципу, затем применительно к бассейнам водных путей: речных и морских. В результате функции речной милиции расширились, и она стала именоваться водной милицией. Деятельность вод­ной милиции проходила в тесном контакте с Главным управле­нием водного транспорта (Главвод). В марте 1920 года Главвод и Главмилиция заключили соглашение, по которому органы водного транспорта обязывались оказывать милиции необходи­мую помощь подвижными средствами.

В конце 1920 года по решению Совета труда и обороны вся железнодорожная и водная милиция переходит в полное распо­ряжение командующего войсками внутренней службы респуб­лики.

Первостепенное значение приобретала защита фабрик, заво­дов, шахт и производимой ими продукции. Существовавшая на предприятиях местная охрана была малочисленной и слабо ор­ганизованной. Поэтому Советское правительство возложило ох­рану фабрик и заводов на НКВД, подчеркнув необходимость создания промышленной милиции.

Осенью 1919 года НКВД, обследовав состояние существовав­шей на предприятиях охраны, принял решение немедленно ор­ганизовать промышленную милицию. На нее возлагалась борь­ба с расхищением народного достояния, с дезорганизацией про­мышленности и хозяйственной жизни страны, с противозакон­ным использованием в частных интересах национализированных средств производства, запасов сырья.

3 марта 1920 года в составе Главного управления милиции РСФСР образовали отдел, в губернских управлениях - отделе­ния промышленной милиции, на предприятиях - ее подразделе­ния.

В результате удалось уберечь от расхищения много сырья и материалов, наладить работу промышленности.

В октябре 1920 года были созданы самостоятельные органы уголовного розыска на транспорте, организованные по линейно­му принципу.

Для укрепления контактов органов ЧК и милиции большое значение имело слияние уездных ЧК с уездными управлениями милиции, проведенное в первой половине 1919 года. Организа­ционной формой этого стали политические бюро при уездных начальниках милиции. В их задачи входили пресечение преступлений, борьба с контрреволюцией, спекуляцией и т.д.

Усилению борьбы органов уголовного розыска с преступно­стью способствовало расширение их сети. В феврале 1919 года Центророзыску с согласия губернских исполкомов и после ут­верждения Главного управления милиции предоставлялось право открывать отделения «в населенных пунктах с населением менее 40 тыс. человек, если по количеству преступлений будет необходимым иметь там число сотрудников уголовного розы­ска, достаточное для открытия особого отделения».

В 1919-1920 годах органы уголовного розыска фактически проводили предварительное следствие по большинству уголов­ных дел. Это вызывалось тем, что следственные комиссии при местных Советах - органы предварительного следствия, учреж­денные Декретом СНК РСФСР о суде № 2 от 12 февраля 1918 года, - не успевали расследовать все уголовные дела. В целях объединения сил, которые вели борьбу с преступностью, в ап­реле 1920 года было проведено слияние органов уголовного розыска и органов следствия. Исполкомам Советов предлагалось обратить внимание на работу объединенного органа, назначив ответственного руководителя с самыми широкими полномочия­ми. В утвержденном НКВД РСФСР Положении о следственно-розыскной милиции подчеркивалось, что главными ее задачами являются «предупреждение, пресечение, раскрытие, расследо­вание уголовно наказуемых деяний и дальнейшее направление производимых расследований». Однако в конце 1920 года, после введения института народных следователей в системе Наркома­та, милиция перестала выполнять функции органов предвари­тельного следствия.

В эти же годы в милиции стали создаваться научно-технические подразделения. В феврале 1919 года коллегия НКВД утвердила смету на организацию кабинета судебной экс­пертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро и музея. Созданный при Центророзыске кабинет судебной эксперти­зы был первым научно-техническим подразделением в органах внутренних дел. Его задачи были очень широкими: организация научной экспертизы на местах, обучение агентов угрозыска научным методам расследования преступлений, дак­тилоскопии, осмотру места происшествия и т.д.

Опыт строительства милиции, накопленный в первые годы Советской власти, был обобщен и законодательно закреплен в Положении о рабоче-крестьянской милиции. 8 июня 1920 года проект Положения был одобрен Советом Народных Комиссаров. Одновременно СНК принял постановление, в котором НКВД поручалось немедленно выработать инструкцию о мерах быстрого введения военной дисциплины в милиции. 10 июня 1920 года одобренный СНК проект Положения ут­вердил ВЦИК.

Рабоче-крестьянская милиция рассматривалась как исполнительный орган, которому придавалось значение вооруженных частей особого назначения. Народный комиссариат по военным делам мог привлекать милиционеров к участию в боевых опера­циях на фронтах, однако с таким расчетом, чтобы в действую­щей армии одновременно находилось не свыше одной пятой личного состава милиции. При необходимости в районе боевых действий все работники милиции по требованию соответствующего реввоенсовета могли быть привлечены в ряды действую­щей армии. После прекращения боевых действий на территории района они немедленно возвращались к исполнению своих пря­мых обязанностей.

В Положении вновь подчеркивалось, что снабжение милиции продовольствием, снаряжением, обмундированием, вооружени­ем, а также обеспечение семей милиционеров производятся за счет государственного бюджета. Совет труда и обороны 11 июля 1920 года принял постановление «О снабжении милиции продовольствием, фуражом и предметами первой необходимо­сти». В нем указывалось, что обеспечение милиции всеми вида­ми довольствия «проводится на общих основаниях с частями Красной Армии, несущими гарнизонную службу». Порядок удовлетворения милиции довольствием определялся окружны­ми и губернскими органами снабжения Красной Армии по согласованию с Главным управлением милиции и его местными органами.

Главное управление милиции НКВД - один из центральных органов Советского государства того периода - было наделено широкими правами, необходимыми для успешного руководства деятельностью милиции. Возглавлял его начальник милиции республики, член коллегии НКВД.

С момента организации в июле 1918 года аппа­рат Главного управления милиции (ГУМ) развивался, совершенство­вался, его структура усложнялась. К октябрю 1920 года оно состоя­ло уже из восьми отделов: уездно-городского (общего), про­мышленного, железнодорожного, водного (речного и морско­го), следственно-розыскного, инспекторского, снабжения и сек­ретариата.

Полномочия ГУМа того периода можно охарактеризовать как чрезвычайные. Оно неоднократно направляло работников мили­ции из тыловых губерний и уездов в освобожденные от интер­вентов и белогвардейцев районы для организации аппарата со­ветской милиции и укрепления общественного порядка.

Положение о рабоче-крестьянской милиции от 10 июня 1920 года закрепило опыт первых лет строительства органов мили­ции. С изданием Положения процесс организационного становления советской милиции в основном завершился.

После Октябрьской революции 1917 года во всех документах милиция называется не иначе; как рабоче-крестьянской. И это не случайно. В эти слова закладывался глубокий смысл. Ими подчеркивалось, что формирование милиции должно прово­диться на классовой основе. Классовый характер советской ми­лиции нашел свое наибольшее выражение в принципах и поряд­ке комплектования ее кадров. Юридически это получило за­крепление еще в Инструкции НКВД и НКЮ РСФСР от 12 ок­тября 1918 года «Об организации советской рабоче-крестьян­ской милиции».

Важнейшими критериями, которым должны были отвечать люди, поступавшие на работу в милицию, были: признание Со­ветской власти и наличие активного избирательного права.

Особые требования предъявлялись к руководящему составу милиции. На должности начальников уездных и городских уп­равлений милиции и их помощников могли назначаться лица, «преданные в лице Советской власти интересам рабочего класса и беднейшего крестьянства, а именно: по рекомендации социа­листических партий, стоящих на платформе Советской власти, профессиональных союзов и местных Советов депутатов».

Правящая Коммунистическая партия с самого начала прида­вала большое значение комплектованию милиции кадрами, на­правляя в нее своих представителей, особенно на руководящие должности. Так, к осени 1918 года во главе 130 губернских, го­родских и уездных управлений милиции европейской части РСФСР находились коммунисты и им сочувствующие.

Другими критериями, предусмотренными инструкцией, были достижение возраста 21 года и грамотность. При этом послед­ний критерий не уточнялся, он формулировался: «вполне гра­мотные». Однако на практике это расплывчатое требование бы­ло трудно выполнимо. Значительная часть работников милиции была малограмотна или вовсе не грамотна.

При комплектовании кадров особенно большие трудности возникали со служащими уголовного розыска, где требовалось наличие специальных знаний и навыков. Однако и здесь прин­цип классового подхода выдерживался. В виде исключения раз­решалось принимать на работу в уголовный розыск бывших сотрудников сыскных отделений дореволюционной полиции при наличии двух условий:

-если они были незаменимыми специа­листами;

-если они не участвовали в политическом сыске.

При этом каждый раз вопрос решался Главмилицией по ходатайству непосредственного начальника данного органа с заключением губернского управления милиции. В марте 1919 года был уста­новлен порядок, по которому вопрос о приеме старых специали­стов решался с согласия исполкомов местных Советов и пар­тийных комитетов.

В дальнейшем этот порядок продолжал сохраняться.

После того, как в марте 1919 года наркомом внутренних дел РСФСР стал Ф.Э. Дзержинский, по его инициативе предпри­нимались попытки улучшения качественного состава оператив­ных работников уголовного розыска. Это делалось путем пере­вода оперативных и руководящих работников из ВЧК в мили­цию и уголовный розыск.

Третья Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий 3 июня 1919 года приняла резолюцию «О взаимоотношениях между местными чрезвычайными комиссиями и милицией». 4 июня ее одобрил НКВД РСФСР. Резолюция устанавливала: «В коллегии местных (губернских и уездных) отделов уп­равления (в их ведении находилась милиция) вводить в качестве членов председателя ЧК».

Для укрепления аппарата уголовного розыска местные ЧК выделяли из своей среды «испытанных товарищей в качестве кандидатов... на должность зав. уголовно-розыскными отделе­ниями». Кроме того, предусматривалось «вливать в местные уголовно-розыскные отделения возможно больше испытанных сотрудников ЧК, содействуя реорганизации этих учреждений и постепенно передавая в их ведение часть функций, лежащих ныне на ЧК, в области борьбы со спекуляцией, должностными преступлениями и т.д.».

В июле 1919 года произошло частичное объединение аппара­та уголовного розыска и транспортных чрезвычайных комиссий. Работники уголовного розыска, обслуживающие железные дороги и водные пути, откомандировывались в распоряжение уча­стковых транспортных чрезвычайных комиссий. При этом губрозыск сохранил право инструктирования их по технике розыска и информации.

Важные положения, регулирующие правовой статус кадров милиции, содержались в Декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР от 3 апреля 1919 года «О советской рабоче-крестьян­ской милиции».

По декрету милиция переводилась на государственный бюд­жет, личный состав подчинялся воинской дисциплине, вводи­лось обязательное обучение военному делу в соответствии с ар­мейскими уставами. Декрет подробно регулировал порядок привлечения работников милиции в действующую армию.

Становление принципов комплектования работников мили­ции было завершено в Положении о рабоче-крестьянской мили­ции от 10 июня 1920 года.

Положение впервые разделило личный состав советской ми­лиции на две категории: сотрудников (командный состав, сле­дователи, агенты розыска, младшие и старшие милиционеры) и вспомогательный состав (канцелярские и технические работни­ки, которые в кадры милиции не входили).

Положение от 10 июня 1920 года закрепляло дисциплинар­ную ответственность сотрудников милиции «согласно уставу о дисциплинарных наказаниях...». Дисциплинарный устав с

Наши рекомендации