Формирование и деятельность органов внутренних дел
Советского государства в период Октябрьской революции
И гражданской войны.
25 октября (7 ноября) 1917 года вооруженное восстание в Петрограде пролетариата, солдат гарнизона и матросов Балтийского флота победило. Буржуазное Временное правительство было свергнуто, власть перешла в руки Советов.
На II Всероссийском съезде Советов 25-26 октября (7-8 ноября) 1917 г. было создано тринадцать наркоматов в составе первого Советского правительства - Совета Народных Комиссаров (СНК), включая Народный комиссариат внутренних дел. Первым Наркомом внутренних дел стал А.И. Рыков, член ЦК РСДРП(б). Хотя этот пост он занимал всего 9 дней, при его участии были приняты нормативные акты: Постановления НКВД от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции» и «О передаче жилищ в ведение городов» от 30 октября (12 ноября) 1917 г.
17 (30) ноября 1917 г. Народным комиссаром внутренних дел по предложению В.И. Ленина был назначен Г.И. Петровский. В состав первой коллегии НКВД вошли Ф.Э. Дзержинский, М.Я. Донне, М.С. Урицкий, И.С. Уншлихт. Они руководили работой по набору кадров в аппарат наркомата, организовывали его функционирование.
В процессе его формирования имелись значительные проблемы. Многие полицейские чиновники по своим убеждениям не хотели служить новой власти. Служащие дореволюционных министерств, включая МВД, объявили саботаж и не выходили на работу. В здании МВД остались лишь курьеры и сторожа, «даже перья были вынуты из ручек и чернила вылиты из чернильниц».
В целях борьбы с саботажем чиновников Коллегия НКВД РСФСР 31 декабря 1917 г. приняла решение: «1. Все чиновники, оставившие работу, считаются уволенными и лишенными пенсий. 2. Их фамилии опубликовать. 3. Предлагается всем органам по уборке улиц Петрограда обязать их принудительно работать по уборке улиц». Такие административные меры привели к тому, что большинство чиновников вернулись на свои рабочие места.
В первой декаде декабря 1917 года на заседании коллегии НКВД был рассмотрен вопрос об организации отделов наркомата. Первоочередной задачей стал подбор руководителей основных подразделений центрального аппарата. В феврале 1918 года Г.И. Петровский подписал приказ об утверждении руководителей основных подразделений НКВД.
Сотрудники аппарата подбирались из студентов Петроградского университета, Электротехнического института, рабочих Путиловского завода. Естественно, не имея навыков работы в государственном учреждении, они испытывали серьезные трудности. Тем не менее, постепенно аппарат стал функционировать.
Для формирования структуры НКВД единственным образцом, который можно было учесть и использовать, была структура аппарата дореволюционного Министерства внутренних дел. Она и легла в основу построения аппарата Наркомата. Формирование центрального аппарата НКВД продолжалось до лета 1918 года. В июне 1918 года он насчитывал уже 11 отделов, в которых работало 400 сотрудников.
Наркомат внутренних дел сложился как многофункциональный орган, охватывающий своей деятельностью обширный круг предметов ведения. Его структуру составляли следующие подразделения: отделы местного управления и местного хозяйства, финансовый, иностранный, беженцев, ветеринарный, по управлению медицинской частью, бюро печати, контрольно-ревизионная комиссия.
Такое разнообразие функций дает основание утверждать, что НКВД того периода занимался внутренними делами государства в широком смысле слова. И хотя они включали в себя задачи, возникшие в связи с изменением государственного строя, можно считать, что имело место прямое заимствование организационной структуры у дореволюционного министерства внутренних дел.
Вместе с тем, вскоре обозначилась тенденция сужения функций НКВД. В частности, вопросы руководства статистикой, медициной, ветеринарией, делами печати и некоторые другие функции были переданы в другие ведомства.
Сразу же после победы революции на НКВД было возложена задача реального создания повсеместно органов новой власти - Советов. Для реализации этой задачи в составе НКВД был создан специальный отдел. Он назывался отделом местного управления.
Необходимо учитывать, что земские и городские органы самоуправления в дореволюционной России по многим вопросам подчинялись Министерству внутренних дел. Данные органы продолжали функционировать не только после Февральской буржуазно-демократической революции, но во многих регионах и после Октября, действуя параллельно с Советами. Следовало как координировать их работу, так и регламентировать ее.
НКВД был наделен правом на издание правовых актов, определяющих конкретные организации и функционирования Советов. Также он занимался организацией практической работы по строительству Советов на местах.
В этой связи Народным комиссариатом внутренних дел уже 24 декабря 1917 г. (6 января 1918 г.) были изданы и направлены на места два правовых акта:
1) Обращение «Об организации местного самоуправления» и
2) Инструкция «О правах и обязанностях Советов».
Эти акты конкретизировали постановление II Всероссийского съезда Советов о переходе всей государственной власти в руки Советов. Они определили программу деятельности местных Советов по взятию власти: овладеть административным механизмом и стать органом, регулирующим всю местную жизнь, принципы их организационного построения и функциональные обязанности.
После образования блока большевиков с левыми эсерами, представители последних возглавили наркоматы: юстиции, почт и телеграфов, а также земледелия. 18 (31) декабря 1917 г. был учрежден Народный Комиссариат по местному самоуправлению (НКМС), который тоже возглавил представитель левых эсеров.
Наркомат этот создавался «для объединения деятельности всех городских и земских учреждений». В соответствии с этим из НКВД, который возглавлял большевик, должны были быть изъяты функции управления делами местного хозяйства, касс городского и земского кредита и все относящиеся к местному самоуправлению учреждения. Хотя компетенция нового Комиссариата по местному самоуправлению ограничивалась, в основном, вопросами чисто хозяйственными, на практике же и в этой области реальное руководство продолжал осуществлять НКВД.
По Постановлению СНК от 20 марта 1918 г. Комиссариат по местному самоуправлению влился в НКВД как отдел местного хозяйства. С этого времени и до 30-х годов руководство местным коммунальным хозяйством представляло одно из основных направлений деятельности наркомата.
Второе направление работы НКВД по руководству советским строительством выражалось в том, что наркомат посылал на места своих инструкторов, наделенных широкими полномочиями. Они проводили практическую работу по организации Советов, помогали строить и налаживать их деятельность. В результате общих усилий наркоматов к началу июля 1918 года на территории, контролируемой Советским правительством, действовало около 12 тысяч областных, губернских, уездных, волостных Советов.
Изначально структура и функции НКВД определялись исходя из понимания его предназначения в виде управляющего органа в механизме государства в сфере исполнительной власти, а не как узко специализированное правоохранительное ведомство. Охрана правопорядка была лишь одной из многих функций МВД , осуществляемых наряду с руководством местными органами власти, медицинской, статистической, воинского призыва, миграционной.
Одной из важных функций НКВД с самого начала стала охрана общественного порядка и борьба с преступностью. В формировании организационных структур, осуществлявших эту функцию, имелись особенности. Они были обусловлены теоретическими положениями марксизма, закрепленными в программных документах большевистской партии.
Большую роль в становлении НКВД, повышении его эффективности в борьбе с преступностью сыграл Ф.Э. Дзержинский, в марте 1919 года сменивший на посту наркома внутренних дел Г.И. Петровского, избранного председателем Всеукраинского ЦИК. Он был убежден, что однородные охранительные функции не должны рассредоточиваться по различным наркоматам и ведомствам, поэтому объединил ряд отделов НКВД и ВЧК в центре и на периферии (управления, финансов, пропусков).
К середине 1918 года в НКВД действовало уже 11 отделов с более чем 400 штатных сотрудников.
Первоначально за состоянием общественного порядка следила рабочая милиция, которая не была штатным государственным органом. Правовой основой строительства рабочей милиции стало постановление НКВД «О рабочей милиции» от 28 октября (10 ноября) 1917 г. Согласно постановлению рабочая милиция создавалась Советами и «всецело и исключительно находилась в их ведении». Фактически с этого момента, а формально с 2 декабря 1917 г., милиция Временного правительства прекратила свое существование, когда Главное управление по делам милиции было ликвидировано.
Рабочая милиция некоторое время выполняла функции органа охраны общественного порядка и военной силы. Она представляла собой разновидность всеобщего вооружения сознательной части пролетариата, трудящихся, пролетарской милиции для поддержания революционного порядка и законности. Так, на начальном этапе строительства нового государства полагал В.И. Ленин.
Данная идея реализовывалась на местах по-разному. В основном правопорядок обеспечивали отряды Красной гвардии, в Самаре – рабочие отряды, в Пермской губернии – рабочие и крестьянские дружины. В некоторых городах вводилась милицейская повинность, то есть принудительное поочередное дежурство «наиболее сознательных жителей».
Разумеется, на практике вооруженные формирования трудящихся успешно бороться с профессиональной преступностью, обеспечить общественный порядок не могли.
Необходимо было создавать штатные государственные органы. Уже в марте 1918 г. Совнарком, рассмотрев вопрос о милиции, предложил НКВД разработать положение о советской милиции как штатном государственном органе.
В связи с развернувшимся строительством штатного аппарата советской милиции большое значение имело завершение юридического оформления основ ее организации и деятельности. 21 августа 1918 года Совет Народных Комиссаров рассмотрел проект «Положения о советской милиции». СНК поручил НКВД по согласованию с НКЮ «переработать проект Положения... в инструкцию, приноровить ее преимущественно к борьбе против уголовных элементов, поддержанию санитарного порядка, приведению в исполнение предписаний местных властей».
Первый Всероссийский съезд председателей губисполкомов и заведующих отделами управления, состоявшийся 30 июля - 1 августа 1918 г. в Москве, также принял постановление об организации рабоче-крестьянской милиции - постоянного штатного государственного органа, построенного на профессиональных началах.
Правовое оформление этот орган получил в инструкции НКВД и НКЮ «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» от 12 октября 1918 г. Инструкция закрепила организационную структуру милиции в масштабе РСФСР.
Центральным органом являлось Главное управление милиции (Главмилиция), образованное в октябре 1918 г. и вошедшее в НКВД России. Основными звеньями местного аппарата милиции являлись губернские и уездные управления. Губернские и другие крупные города могли иметь свои отдельные управления милиции, но с особого разрешения НКВД. Местные органы милиции находились в двойном подчинении - соответствующих исполкомов Советов и вышестоящих органов милиции.
Низовым звеном аппарата милиции являлся участок (с ноября 1918 г. - район) во главе с начальником, в ведении которого находились старшие милиционеры и милиционеры.
В течение 1918-1920 гг. происходило формирование основных звеньев рабоче-крестьянской милиции. Нужно было создать штатные государственные органы охраны общественного порядка, построенные на профессиональных началах.
Особенностью Инструкции являлось прямое закрепление в ней классового характера советской милиции. Это нашло отражение в ее названии – «рабоче-крестьянская» - и в ее основных задачах. В Инструкции указывалось, что советская милиция стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства. Главной ее задачей является охрана революционного порядка и гражданской безопасности.
Инструкция установила организационно-правовые формы, единые для Российской Федерации. 15 октября 1918 года Главное управление милиции НКВД РСФСР разослало ее в губернские и уездные управления милиции, подчеркнув, что «впредь надлежит руководствоваться только этой инструкцией об организации милиции, отменяющей все инструкции по организации милиции, выработанные и принятые на местах».
Рабоче-крестьянская милиция являлась исполнительным органом центральной власти на местах. В организационном отношении милиция строилась на основе принципа двойного подчинения: ее органы находились в непосредственном ведении местных Советов и подчинялись общему руководству Народного комиссариата внутренних дел.
Центральным органом рабоче-крестьянской милиции первоначально было Управление милиции, входящее как подотдел в состав Отдела местного управления НКВД РСФСР. Однако масштабы и значение работы центрального органа требовали превращения его в самостоятельное звено Наркомата внутренних дел. Поэтому в октябре 1918 года управление было реорганизовано в Главное управление милиции. Первым заведующим Главмилиции стал А.М. Дижбит.
Главное управление осуществляло общее руководство деятельностью советской милиции. Оно издавало приказы и инструкции, определявшие как политическую, так и техническую сторону работы, и контролировало деятельность учреждений и органов милиции на местах.
Губернские управления милиции являлись одновременно местными органами НКВД и органами губернского исполнительного комитета Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов. Компетенция губернских управлений милиции по основным направлениям их деятельности была аналогична компетенции Главного управления милиции.
Единая система уголовно-розыскных органов в РСФСР возникла после учреждения в октябре 1918 года в составе Главмилиции Центрального управления уголовного розыска (Центророзыск) на правах отдела. Имевшиеся до этого в ряде крупных городов страны органы уголовного розыска были децентрализованы и действовали под руководством местных Советов.
Центророзыск разработал план реорганизации всего уголовно-розыскного дела в России на основах единообразного его ведения. По существу, речь шла не о реорганизации, а о создании нового аппарата. Как отмечалось в одном из отчетов Центророзыска, «фактически розыскного аппарата не было, не было связи между учреждениями, не было регистрации преступников, личный состав был ниже удовлетворительного... Таким образом, Центророзыск должен был начать свое дело с самого начала».
Правовой основой строительства советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела уголовного розыска, изданное НКВД РСФСР 5 октября 1918 года, в соответствии с которым органы уголовного розыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек «для охраны революционного порядка путем негласного расследования преступлений уголовного характера и борьбы с бандитизмом». При губернских и городских управлениях милиции создавались отделения уголовного розыска.
Общее руководство системой органов уголовного розыска осуществлял НКВД.
Все вопросы строительства уголовно-розыскного аппарата Главное управление милиции РСФСР решало совместно с местными Советами. В ноябре 1918 года оно направило в исполкомы местных Советов документ, в котором подчеркивалось, что «настало время поставить дело сыска на научную основу и создать кадры действительно опытных работников - научных специалистов».
Главмилиция указывала на необходимость усиления технического оснащения органов уголовного розыска, совершенствования знаний и профессиональных навыков работников. Известно, что принимались меры по налаживанию дактилоскопического учета, фотографирования на основе единых правил.
С самого начала на милицию был возложен широкий круг задач, который определял и ее основные обязанности, зафиксированные в Инструкции НКВД и НКЮ РСФСР об организации советской рабоче-крестьянской милиции от 12 октября 1918 года. Их можно разделить на три группы:
1) Обязанности милиции по охране советского государственного и общественного строя, по обеспечению выполнения предписаний советских законов. Иными словами, она была обязана строго следить за исполнением всеми гражданами декретов и распоряжений органов власти по учету, распределению и соблюдению твердых цен на продукты промышленности и сельского хозяйства, своевременно оповещать население о распоряжениях органов власти и содействовать советским государственным органам в осуществлении возложенных на них обязанностей.
2) Деятельность по поддержанию порядка в общественных местах. При нарушениях ее работники были обязаны составлять акты, фиксировать преступления и происшествия, принимать меры по их пресечению. Милиция была обязана принимать меры к обеспечению порядка и безопасности во время стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.), оказывать помощь при несчастных случаях. Кроме мер, осуществляемых собственными силами, она могла, когда это необходимо, привлекать к содействию граждан. На нее также возлагалось: наблюдение за санитарией и благоустройством на улицах, площадях, осуществление надзора за порядком движения на дорогах, выдача в случаях, предусмотренных распоряжениями центральной власти, удостоверений личности, трудовых книжек и других справок и свидетельств.
3) Организация борьбы с преступностью, то есть осуществление разработки и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также непосредственное участие в предварительном расследовании и оказание содействия судебным органам в исполнении приговоров.
Деятельность милиции в области предварительного расследования выражалась в осуществлении дознания по уголовным делам.
Оказание содействия органам правосудия складывалось из выполнения поручений судебных и следственных органов по задержанию и доставке в суд или для допроса обвиняемых и подозреваемых и производства обысков, осмотров, выемок как по постановлениям народных судов и следственных комиссий, так и по своей инициативе. Во всех случаях милиция была обязана все свои действия выполнять с обязательным оформлением соответствующих процессуальных документов.
Составной частью содействия органам правосудия для милиции являлось приведение в исполнение судебных приговоров.
В декабре 1918 года Главное управление милиции разработало и утвердило: Общую инструкцию милиционерам, Инструкцию районным начальникам и их помощникам, Инструкцию старшим и дежурным по району милиционерам, Инструкцию об употреблении оружия. Все эти нормативные акты были одобрены Первым Всероссийским съездом заведующих губернскими и городскими управлениями милиции. Они расширяли рамки правового регулирования деятельности милиции.
В тяжелые годы иностранной интервенции и гражданской войны процесс становления советской милиции не прекращался. Но сложившаяся в стране обстановка не могла не оказать на него влияния.
2 сентября 1918 года ВЦИК установил, что в условиях развернувшихся военных действий «все граждане, независимо от занятий и возраста, должны беспрекословно выполнять... обязанности по обороне страны».
3 апреля 1919 года СНК РСФСР издал декрет «О советской рабоче-крестьянской милиции», по которому работники милиции не подлежали призыву в Красную Армию, оставались на своих местах и считались прикомандированными к отделам управления исполкомов Советов, в состав которых входили подотделы милиции. На НКВД возлагалась обязанность из их числа третью часть милиционеров и пятую часть командного состава постоянно держать в действующей армии.
В милиции вводились военная дисциплина и обязательное обучение военному делу. Части милиции, находившиеся в районах боевых действий, по соглашению Реввоенсоветов армий и фронтов с местными Исполнительными комитетами, могли привлекаться к участию в боевых действиях. При этом они переходили в полное подчинение военных начальников.
В соответствии с декретом СНК РСФСР содержание всех видов милиции принималось на государственный счет. Источником материального обеспечения милиции становился государственный бюджет.
15 апреля 1919 года НКВД направил на места циркуляр о практической реализации названного декрета, в котором подчеркивалась необходимость приступить к обучению милиционеров военному делу. «Обучать милицию преимущественно как пехоту», - говорилось в циркуляре. В соответствии с декретом СНК и циркуляром НКВД была произведена перестройка органов милиции по уставам и наставлениям, принятым в Красной Армии.
Правовое закрепление порядка участия милиции в боевых действиях на фронтах освободило ее от специальных мобилизаций, проводившихся ранее. Когда же в ноябре 1919 года была объявлена партийная мобилизация для борьбы против Деникина и Юденича, ЦК РКП(б) принял постановление, в котором указывалось, что милиционеры-коммунисты от первоначальной партийной мобилизации освобождаются.
В условиях военного времени от четкой работы транспорта зависело своевременное получение предприятиями сырья и выпуск военной продукции, доставка ее в районы боевых действий. Поддержание твердого общественного порядка составило одну из предпосылок успешного функционирования путей сообщения. Вначале обеспечение общественного порядка на станциях и в портах, а также охрана складов и грузов осуществлялись силами транспортных ведомств: Наркомата путей сообщения и Главного управления водного транспорта. Однако 21 февраля 1919 года ВЦИК издал постановление «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны», в котором подчеркивалось, что железнодорожная милиция организуется «в целях поддержания революционного порядка и единства управления на всех железных дорогах». На нее распространялись все права общей (уездно-городской) милиции и, кроме того, возлагались специальные обязанности по охране революционного порядка и безопасности, вызывавшиеся особенностями жизни в районе железных дорог.
Первоначально управление железнодорожной милицией строилось по территориальному принципу. В составе губернских и уездных органов милиции были созданы отделы, в ведении которых находилась железнодорожная милиция. Однако практика показала несовершенство территориального управления железнодорожной милицией, в силу чего она не могла работать в тесном контакте с железнодорожной администрацией. Вот почему вскоре на каждой железной дороге было учреждено линейное управление. Но право ревизии и контроля над железнодорожной милицией, находившейся на территории губернии, сохранялось за губернским исполкомом.
Значительный удельный вес водных путей в общей системе путей сообщения страны обусловил необходимость создания специальной водной милиции. Совет Народных Комиссаров 25 июля 1918 года принял декрет «Об учреждении речной милиции».
Однако практически строительство речной милиции развернулось после утверждения в апреле 1919 года декретом ВЦИК Положения о речной советской рабоче-крестьянской милиции. Вначале она также формировалась по территориальному принципу, затем применительно к бассейнам водных путей: речных и морских. В результате функции речной милиции расширились, и она стала именоваться водной милицией. Деятельность водной милиции проходила в тесном контакте с Главным управлением водного транспорта (Главвод). В марте 1920 года Главвод и Главмилиция заключили соглашение, по которому органы водного транспорта обязывались оказывать милиции необходимую помощь подвижными средствами.
В конце 1920 года по решению Совета труда и обороны вся железнодорожная и водная милиция переходит в полное распоряжение командующего войсками внутренней службы республики.
Первостепенное значение приобретала защита фабрик, заводов, шахт и производимой ими продукции. Существовавшая на предприятиях местная охрана была малочисленной и слабо организованной. Поэтому Советское правительство возложило охрану фабрик и заводов на НКВД, подчеркнув необходимость создания промышленной милиции.
Осенью 1919 года НКВД, обследовав состояние существовавшей на предприятиях охраны, принял решение немедленно организовать промышленную милицию. На нее возлагалась борьба с расхищением народного достояния, с дезорганизацией промышленности и хозяйственной жизни страны, с противозаконным использованием в частных интересах национализированных средств производства, запасов сырья.
3 марта 1920 года в составе Главного управления милиции РСФСР образовали отдел, в губернских управлениях - отделения промышленной милиции, на предприятиях - ее подразделения.
В результате удалось уберечь от расхищения много сырья и материалов, наладить работу промышленности.
В октябре 1920 года были созданы самостоятельные органы уголовного розыска на транспорте, организованные по линейному принципу.
Для укрепления контактов органов ЧК и милиции большое значение имело слияние уездных ЧК с уездными управлениями милиции, проведенное в первой половине 1919 года. Организационной формой этого стали политические бюро при уездных начальниках милиции. В их задачи входили пресечение преступлений, борьба с контрреволюцией, спекуляцией и т.д.
Усилению борьбы органов уголовного розыска с преступностью способствовало расширение их сети. В феврале 1919 года Центророзыску с согласия губернских исполкомов и после утверждения Главного управления милиции предоставлялось право открывать отделения «в населенных пунктах с населением менее 40 тыс. человек, если по количеству преступлений будет необходимым иметь там число сотрудников уголовного розыска, достаточное для открытия особого отделения».
В 1919-1920 годах органы уголовного розыска фактически проводили предварительное следствие по большинству уголовных дел. Это вызывалось тем, что следственные комиссии при местных Советах - органы предварительного следствия, учрежденные Декретом СНК РСФСР о суде № 2 от 12 февраля 1918 года, - не успевали расследовать все уголовные дела. В целях объединения сил, которые вели борьбу с преступностью, в апреле 1920 года было проведено слияние органов уголовного розыска и органов следствия. Исполкомам Советов предлагалось обратить внимание на работу объединенного органа, назначив ответственного руководителя с самыми широкими полномочиями. В утвержденном НКВД РСФСР Положении о следственно-розыскной милиции подчеркивалось, что главными ее задачами являются «предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование уголовно наказуемых деяний и дальнейшее направление производимых расследований». Однако в конце 1920 года, после введения института народных следователей в системе Наркомата, милиция перестала выполнять функции органов предварительного следствия.
В эти же годы в милиции стали создаваться научно-технические подразделения. В феврале 1919 года коллегия НКВД утвердила смету на организацию кабинета судебной экспертизы, регистрационного и дактилоскопического бюро и музея. Созданный при Центророзыске кабинет судебной экспертизы был первым научно-техническим подразделением в органах внутренних дел. Его задачи были очень широкими: организация научной экспертизы на местах, обучение агентов угрозыска научным методам расследования преступлений, дактилоскопии, осмотру места происшествия и т.д.
Опыт строительства милиции, накопленный в первые годы Советской власти, был обобщен и законодательно закреплен в Положении о рабоче-крестьянской милиции. 8 июня 1920 года проект Положения был одобрен Советом Народных Комиссаров. Одновременно СНК принял постановление, в котором НКВД поручалось немедленно выработать инструкцию о мерах быстрого введения военной дисциплины в милиции. 10 июня 1920 года одобренный СНК проект Положения утвердил ВЦИК.
Рабоче-крестьянская милиция рассматривалась как исполнительный орган, которому придавалось значение вооруженных частей особого назначения. Народный комиссариат по военным делам мог привлекать милиционеров к участию в боевых операциях на фронтах, однако с таким расчетом, чтобы в действующей армии одновременно находилось не свыше одной пятой личного состава милиции. При необходимости в районе боевых действий все работники милиции по требованию соответствующего реввоенсовета могли быть привлечены в ряды действующей армии. После прекращения боевых действий на территории района они немедленно возвращались к исполнению своих прямых обязанностей.
В Положении вновь подчеркивалось, что снабжение милиции продовольствием, снаряжением, обмундированием, вооружением, а также обеспечение семей милиционеров производятся за счет государственного бюджета. Совет труда и обороны 11 июля 1920 года принял постановление «О снабжении милиции продовольствием, фуражом и предметами первой необходимости». В нем указывалось, что обеспечение милиции всеми видами довольствия «проводится на общих основаниях с частями Красной Армии, несущими гарнизонную службу». Порядок удовлетворения милиции довольствием определялся окружными и губернскими органами снабжения Красной Армии по согласованию с Главным управлением милиции и его местными органами.
Главное управление милиции НКВД - один из центральных органов Советского государства того периода - было наделено широкими правами, необходимыми для успешного руководства деятельностью милиции. Возглавлял его начальник милиции республики, член коллегии НКВД.
С момента организации в июле 1918 года аппарат Главного управления милиции (ГУМ) развивался, совершенствовался, его структура усложнялась. К октябрю 1920 года оно состояло уже из восьми отделов: уездно-городского (общего), промышленного, железнодорожного, водного (речного и морского), следственно-розыскного, инспекторского, снабжения и секретариата.
Полномочия ГУМа того периода можно охарактеризовать как чрезвычайные. Оно неоднократно направляло работников милиции из тыловых губерний и уездов в освобожденные от интервентов и белогвардейцев районы для организации аппарата советской милиции и укрепления общественного порядка.
Положение о рабоче-крестьянской милиции от 10 июня 1920 года закрепило опыт первых лет строительства органов милиции. С изданием Положения процесс организационного становления советской милиции в основном завершился.
После Октябрьской революции 1917 года во всех документах милиция называется не иначе; как рабоче-крестьянской. И это не случайно. В эти слова закладывался глубокий смысл. Ими подчеркивалось, что формирование милиции должно проводиться на классовой основе. Классовый характер советской милиции нашел свое наибольшее выражение в принципах и порядке комплектования ее кадров. Юридически это получило закрепление еще в Инструкции НКВД и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 года «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции».
Важнейшими критериями, которым должны были отвечать люди, поступавшие на работу в милицию, были: признание Советской власти и наличие активного избирательного права.
Особые требования предъявлялись к руководящему составу милиции. На должности начальников уездных и городских управлений милиции и их помощников могли назначаться лица, «преданные в лице Советской власти интересам рабочего класса и беднейшего крестьянства, а именно: по рекомендации социалистических партий, стоящих на платформе Советской власти, профессиональных союзов и местных Советов депутатов».
Правящая Коммунистическая партия с самого начала придавала большое значение комплектованию милиции кадрами, направляя в нее своих представителей, особенно на руководящие должности. Так, к осени 1918 года во главе 130 губернских, городских и уездных управлений милиции европейской части РСФСР находились коммунисты и им сочувствующие.
Другими критериями, предусмотренными инструкцией, были достижение возраста 21 года и грамотность. При этом последний критерий не уточнялся, он формулировался: «вполне грамотные». Однако на практике это расплывчатое требование было трудно выполнимо. Значительная часть работников милиции была малограмотна или вовсе не грамотна.
При комплектовании кадров особенно большие трудности возникали со служащими уголовного розыска, где требовалось наличие специальных знаний и навыков. Однако и здесь принцип классового подхода выдерживался. В виде исключения разрешалось принимать на работу в уголовный розыск бывших сотрудников сыскных отделений дореволюционной полиции при наличии двух условий:
-если они были незаменимыми специалистами;
-если они не участвовали в политическом сыске.
При этом каждый раз вопрос решался Главмилицией по ходатайству непосредственного начальника данного органа с заключением губернского управления милиции. В марте 1919 года был установлен порядок, по которому вопрос о приеме старых специалистов решался с согласия исполкомов местных Советов и партийных комитетов.
В дальнейшем этот порядок продолжал сохраняться.
После того, как в марте 1919 года наркомом внутренних дел РСФСР стал Ф.Э. Дзержинский, по его инициативе предпринимались попытки улучшения качественного состава оперативных работников уголовного розыска. Это делалось путем перевода оперативных и руководящих работников из ВЧК в милицию и уголовный розыск.
Третья Всероссийская конференция чрезвычайных комиссий 3 июня 1919 года приняла резолюцию «О взаимоотношениях между местными чрезвычайными комиссиями и милицией». 4 июня ее одобрил НКВД РСФСР. Резолюция устанавливала: «В коллегии местных (губернских и уездных) отделов управления (в их ведении находилась милиция) вводить в качестве членов председателя ЧК».
Для укрепления аппарата уголовного розыска местные ЧК выделяли из своей среды «испытанных товарищей в качестве кандидатов... на должность зав. уголовно-розыскными отделениями». Кроме того, предусматривалось «вливать в местные уголовно-розыскные отделения возможно больше испытанных сотрудников ЧК, содействуя реорганизации этих учреждений и постепенно передавая в их ведение часть функций, лежащих ныне на ЧК, в области борьбы со спекуляцией, должностными преступлениями и т.д.».
В июле 1919 года произошло частичное объединение аппарата уголовного розыска и транспортных чрезвычайных комиссий. Работники уголовного розыска, обслуживающие железные дороги и водные пути, откомандировывались в распоряжение участковых транспортных чрезвычайных комиссий. При этом губрозыск сохранил право инструктирования их по технике розыска и информации.
Важные положения, регулирующие правовой статус кадров милиции, содержались в Декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР от 3 апреля 1919 года «О советской рабоче-крестьянской милиции».
По декрету милиция переводилась на государственный бюджет, личный состав подчинялся воинской дисциплине, вводилось обязательное обучение военному делу в соответствии с армейскими уставами. Декрет подробно регулировал порядок привлечения работников милиции в действующую армию.
Становление принципов комплектования работников милиции было завершено в Положении о рабоче-крестьянской милиции от 10 июня 1920 года.
Положение впервые разделило личный состав советской милиции на две категории: сотрудников (командный состав, следователи, агенты розыска, младшие и старшие милиционеры) и вспомогательный состав (канцелярские и технические работники, которые в кадры милиции не входили).
Положение от 10 июня 1920 года закрепляло дисциплинарную ответственность сотрудников милиции «согласно уставу о дисциплинарных наказаниях...». Дисциплинарный устав с