Лекция 5. Русское (Московское) государство в XIV – XVII вв.

План:

1.Создание единого русского (Московского) государства. Политическая централизация(прочитала).

2. Сословно-представительная монархия в России XVI – XVII вв.:

А) Понятие, предпосылки, этапы развития сословно-представительной монархии(прочитала).

Б) Основные политические институты соборной монархии: Механизм центрального управления.

Особенности правовой системы Московской Руси. Источники права, формы законодательства. Судебники 1497 г. и 1550 г

Соборное уложение 1649 г.

II. Б) Основные политические институты соборной монархии: (царь, Боярская дума, Земский собор). Механизм центрального управления. Деятельность Приказов.

1) Великий князь Московский, царь - основной элемент соборной монархии.

История Московского государства XVI – XVII вв. представляет нам два основания получения царского престола:

1. Обычай первородства – от отца к старшему сыну.

2. Избрание Земским собором.

Иногда эти два основания действовали в сочетании, когда Земский собор не избирал, а санкционировал вступление на царство первородного наследника.

Боярская дума – аристократический элемент соборности, главная опора, и в тоже время ограничение, власти царя.

В отличие от Княжеской думы Киевского периода, Боярская дума XVI – XVII вв. являлась уже органом с определенным (правительственным обычаем) составом, чинами, компетенцией.

Организационная структура Боярской думы

В состав Думы входили:

1) Думные люди (20 – 60 чел.) – 4 чина (должности): 2 главных чина – боярин (введенный боярин) и окольничий; 2 чина приказных людей – представителей Приказов в Думе – думный дворянин и думный дьяк.

Необходимо отметить, что термин «боярин» в Московском государстве обозначает не только высшую социальную группу общества, но и, прежде всего, высший чин Боярской думы.

Чины жаловал царь, но он был ограничен правительственным обычаем «местничества» - родовитости претендента (Петр I критически замечал: «По великой породе раздавались чины царями»). Например, чин окольничего или боярина мог получить лишь представитель княжеского или древнего боярского рода. Складывалась иерархия родов, велись специальные родословные книги – «Родословцы»).

2) Помимо думных людей в состав Думы входили родственники государя – в основном его сыновья и братья.

3) На заседаниях Думы часто присутствовали церковные иерархи – митрополит (патриарх), епископы, настоятели монастырей.

Порядок деятельности Думы, место и время заседаний не регламентировались законом. Заседания проходили ежедневно, утром и вечером. Председателем являлся либо сам государь, либо боярин, назначаемый «по породе». Ввиду отсутствия канцелярии, делопроизводство не было письменным. Протоколы заседаний стали вестись только во второй половине XVII в. Обычно дела возбуждались: по «государеву указу», по приказному «докладу», по частному «челобитью». Приговор Думы был единогласным, решение дела большинством голосов тогда было не известно.

Комиссии Думы (для решения важнейших дел):

1) Ближняя дума (с Василия III) - тайный, неофициальный комитет, совет государя с единомышленниками, самыми близкими ему людьми.

2) Расправная палата –официальная комиссия, состоящая из думных людей, для решения вопросов государственного управления во время отсутствия государя. С 1681 г. Расправная палата получила постоянный характер и стала судебным отделением при Думе.

3) Временные комиссии Думы: 1662 г. – для рассмотрения дела патриарха Никона; 1648 г. – для составления проекта Соборного уложения 1649 г. и т. д.

Компетенция Боярской думы.

I. Дума являлась высшим правительственным учреждением, средоточием всего государственного управления (вопросы внешней и внутренней политики).

II. Дума являлась высшей судебной инстанцией:

а) в качестве первой инстанции Дума рассматривала дела о политических и должностных преступлениях, местнические споры;

б) в качестве второй инстанции Дума рассматривала дела, поступавшие из Приказов или из местных судов на основании «доклада» (в случае некомпетентности суда или отсутствия закона) или на основании «пересуда» (по жалобе на судью одной из сторон).

Часто судебные приговоры Думы имели законодательное значение: прецеденты, создаваемые Думой, становились правовой нормой для решения аналогичных дел в Приказах и местных судах.

III.Дума являлась законосовещательныморганом. Многие исследователи указывают даже на законодательную власть Думы.

Во-первых, законодательные акты XVI – первой половины XVII вв. содержали формулу «государь указал, бояре приговорили», независимо от того, как принимался закон – единолично государем или Думой в отсутствии государя. Данная формула обозначает два элемента законодательной власти, санкция закона была изначально задана и для царя, и для Думы.

«Боярская дума была установлением, привыкшим действовать только при государе и с ним вместе. Обычай связал обе политические силы в одно органическое целое – и они не умели действовать одна без другой… Боярская дума и государь – нераздельные элементы единой верховной власти».

(В.О. Ключевский).

Во-вторых, как было указано ранее, «приговоры» Думы имели различное значение: а) судебное решение (прецедент) по конкретному делу; б) административное решение Думы как правительственного органа; в) закон, принятый Думой с участием или без участия царя. Иными словами, Дума создавала право, осуществляя все три функции верховной власти – законодательную, правительственную, судебную.

«Дума законодательствовала и тогда, когда судила и решала дела текущей администрации. Она была исключительно законодательным учреждением. Всякий судебный или административный приговор становился прецедентом и получал силу закона».

(В.О. Ключевский).

Таким образом, компетенция Боярской думы совпадала с пределами государевой верховной власти (законодательство, управление, суд),«так как последняя действовала вместе с Думой и через Думу» (В.Н. Латкин).

В качестве Правительства Дума координировала деятельностьцентральных (отраслевых) органов управления – Приказови органов местного управления.

Система Приказов стала оформляться в конце XV – XVI вв. Главой Приказа был боярин, его деятельность основывалась на принципе единоначалия. Наиболее известными стали Посольский (иностранных дел), Поместный (вотчины, поместья) приказы, Разбойный приказ (суд и сыск по тяжким уголовным преступлениям) и т. д. С середины XVI в. в ходе завоеваний Ивана IV были учреждены Астраханский, Сибирский, Казанский приказы (территориальные).

Деятельность Приказов не регламентировалась законом. В Приказах объединялись административная и судебная функции. Территориальные Приказы дублировали деятельность отраслевых Приказов. В результате сложилась громоздкая, запутанная, неэффективная приказная система управления.

В) Земский собор – демократический элемент соборной монархии.

В отличие от Боярской думы, которая являлась постоянным учреждением при царе, Земские соборы созывались в чрезвычайных случаях, для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Исключением являются Земские соборы начала XVII в., когда в царствование юного царя Михаила Федоровича в ходе преодоления обществом последствий Смуты, Земские соборы стали постоянно действующим учреждением.

Первый Земский собор был созван при Иване IV в 1549 г.В 1549 – 1551 гг. в Москве было созвано несколько совещаний, задачей которых являлось навести порядок в «земском устроении». В феврале – марте 1549 г. состоялось собрание бояр и духовенства, к участию в котором были привлечены и служилые люди («Собор примирения»).

Последний Земский собор был созван при Петре I в 1698 г.

Наши рекомендации