Право на обращение в суд надзорной инстанции. Порядок обращения в суд надзорной инстанции.

Пересмотр решений в порядке надзора - исключительная стадия про­цесса, потому что производство по пересмотру возбуждается особым про­цессуальным актом управомоченного на это должностного лица - протес­том в порядке надзора. Протест в порядке надзора может быть принесен только на вступив­шие в законную силу решения и определения, вынесенные судом первой инстанции, определения судов кассационной инстанции, постановления и определения судов надзорной инстанции. Нередко опротестовываются од­новременно и судебное решение, и последующие определения, и поста­новления, которыми оно оставлено без изменения. Определения судов касса­ционной инстанции, постановления и определения судов надзорной инстанции могут опротестовываться и отдельно от решения. Не составляют исключения и определения суда второй инстанции или суда, рассматривающего дело в по­рядке надзора, которыми решения суда первой инстанции отменены с переда­чей дела на новое рассмотрение. Допустимость пересмотра таких определений позволяет, в частности, предупредить при новом рассмотрении дела вынесе­ние ошибочного решения на основе неправильных указаний суда второй ин­станции или суда, рассматривающего дело в порядке надзора.

Протесты в порядке надзора могут приносить только указанные в за­коне должностные лица. Закон четко устанавливает, на какие судебные постановления вправе принести протест каждое должностное лицо.

Право принесения протеста в порядке надзора принадлежит: Гене­ральному прокурору Российской Федерации, Председателю Верховного Суда Российской Федерации и их заместителям - на решения, определения и постановления любого суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Председатель Верховного суда республики в составе Российской Фе­дерации, краевого, областного суда, городского суда (Москвы и Санкт-Пе­тербурга), суда автономной области и суда автономного округа, прокурор республики в составе Российской Федерации, края, области, города, автономной области и автономного округа вправе приносить протесты на ре­шения и определения районных (городских) судов, определения судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховного суда респуб­лики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, рассматривавших дело в кассационном порядке. Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федера­ции, Главный военный прокурор вправе приносить протестына решения, определения и постановления любого военного суда Российской Федерации.

Другие должностные лица суда и прокуратуры не вправе вносить про­тесты в порядке надзора на вступившие в законную силу решения, опре­деления, постановления.

В силу закона каждое из указанных выше должностных лиц вправе приносить протесты только в определенные суды. Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Верхов­ного Суда Российской Федерации вправе приносить протесты во все судебно-надзорные инстанции.

Прокурор республики в составе Российской Федерации, края, области городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономной округа, председатель Верховного суда республики, края, области, города автономной области и автономного округа могут приносить протест только в Президиум Верховного суда республики в составе Российской Федерации, края, области, города, автономной области и автономного округа.

Принесению протеста в порядке надзора предшествует истребование изучение дела соответствующими должностными лицами. Право истребовать дела предоставлено всем должностным лицам, которые могут вносить протесты в порядке надзора. В пределах своей компетенции они могут истребовать любое дело и в случае обнаружения оснований к опротестованию - внести протест в соответствующий судебно-надзорный орган или войти с представлением о внесении протеста к вышестоящему должностному лицу, если право принесения протеста на дан­ное постановление принадлежит ему. Поводом для истребования дела могут служить заявления, ходатайства заинтересованных в деле лиц, их представителей, сообщения государст­венных и общественных организаций и должностных лиц, информация, публикуемая в печати. Дело, истребованное для проверки по инициативе заинтересованных лиц или в связи с другими поводами, должно быть тщательно изучено. При отсутствии оснований для принесения протеста об этом сообщает­ся лицу, подавшему заявление с просьбой о внесении протеста в порядке надзора, с указанием мотивов отказа. При наличии оснований для опротестования должностное лицо, имеющее право на принесение протеста, составляет протест и направляет его вместе с делом в соответствующий суд. По содержанию протест в порядке надзора должен отвечать тем же требованиям, что и кассационный протест. К нему также могут быть приложены дополнительные материалы, имеющие существенное значение для дела и обосновывающие требование об отмене или изменении опроте­стованного решения. Протест необходимо представить в суд с копиями по числу лиц, участ­вующих в деле. Должностному лицу, принесшему протест в порядке надзора, закон предоставляет право отозвать его. Если протест был принесен прокуро­ром, то он может быть отозван и вышестоящим прокурором. Отзыв протеста допускается лишь до начала судебного заседания, в котором протест подлежит рассмотрению. В ходе рассмотрения дела протест не может быть ни отозван, ни изменен. Об отзыве протеста извещаются лица, участвующие в деле. Одновременно с рассмотрением вопроса об опротестовании решения может возникнуть вопрос о необходимости приостановить его исполне­ние. Должностные лица, которым предоставлено право принесения про­тестов в порядке надзора, могут приостановить исполнение соответст­вующих решений до окончания производства в порядке надзора.

Установленный законом круг должностных лиц, которым предостав­лено право приостановить исполнение решения, является исчерпываю­щим. Каждое должностное лицо вправе приостановить исполнение тех решений, на опротестование которых оно уполномочено законом. О приостановлении исполнения решения должностное лицо дает письмен­ное распоряжение суду, осуществляющему исполнение. Оно действует до окончания производства в порядке надзора. При отказе в принесении протеста либо отзыве внесенного протеста должностное лицо суда или прокуратуры обязано отменить свое распоряжение о приостановлении исполнения решения. По делу же, которое в связи с принесением протеста подлежит рассмотрению судебно-надзорной инстанцией, распоряжение о приостановлении исполнения действует до вынесения определения или постановления данным судом.

Возможность опротестования и пересмотра судебных решений в по­рядке надзора сроком не ограничена.

Содержание надзорной жалобы, представления прокурора. Возвращение надзорной жалобы или представления прокурора без рассмотрения по существу.

Надзорная жалобы или представление прокурора должны содержать (ст. 378 ГПК РФ):

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его местожительство или местонахождение и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их местожительство или местонахождение;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. В случае если надзорная жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение суда. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагаются доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.

При подаче надзорной жалобы или представления суд должен принять жалобу к производству. Суд не имеет права оставить жалобу или представление без движения, отказать в принятии жалобы или представления. Суд имеет право только возвратить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу, если (ст. 380 ГПК РФ):

1) жалоба или представление не отвечают требованиям, предусмотренным ГПК РФ;

2) жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

4) до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;

5) жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.

27.4. Рассмотрение надзорной жалобы или представления прокурора судьей. Истребование дел в суд надзорной инстанции. Передача дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

В суде надзорной инстанции дело рассматривается и разрешается по существу в течение 1 месяца, за исключением Верховного Суда РФ. Верховным Судом РФ дело должно быть рассмотрено в течение 2 месяцев. После рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора суд принимает решение истребовать дело, если имеются сомнения в законности судебного постановления, или отказать в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления. Основанием для пересмотра (т. е. отмены или изменения) судебных постановлений в надзорной инстанции является наличие существенных нарушений норм материального или процессуального права. После принятия надзорной жалобы или представления прокурора суд выносит определение о назначении судебного разбирательства с извещением лиц о месте и времени его проведения. При проведении судебного разбирательства судья-докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства.

По результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение:
об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции;
о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.
Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается в:
президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда не более чем два месяца;
Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации не более чем три месяца;
Президиуме Верховного Суда Российской Федерации не более чем четыре месяца.

Наши рекомендации