Сущность и значение стадии пересмотра судебных постановлений в порядке надзора.

Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений, постанов­лений в порядке надзора - самостоятельная стадия гражданского процесса.

Пересмотр в порядке надзора, как стадия процесса, представляет собой совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу, по протестам уполномоченных на это законом должностных лиц су­да и прокуратуры.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность только тех решений и определений, которые были обжалованы лицами, участ­вующими в деле. Однако на некоторые решения кассационные жалобы могут быть не поданы по различным причинам. Возможна ситуация, ко­гда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незакон­ным, Наконец, рассмотрение дела судом кассационной инстанции не все­гда обеспечивает исправление судебной ошибки. Все это свидетельствует о том, что проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора - дополнительная гарантия защиты прав и охраняемых за­коном интересов граждан и организаций.

Кроме того, в качестве задачи суда надзорной инстанции выступает обеспечение единообразия судебной практики.

Как и любая другая стадия, пересмотр вступивших в законную силу судеб­ных решений имеет свои специфические черты, отличающие ее от других ста­дий процесса, в том числе от производства в суде кассационной инстанции.

Пересмотр судебных решений в порядке надзора возможен только по про­тесту управомоченных на это законом должностных лиц суда и прокуратуры. Возбуждение же производства в суде кассационной инстанции осуществляется волеизъявлением сторон и других лиц, участвующих в деле, которым закон предоставил право обжалования (опротестования) решения суда.

Предметом пересмотра в порядке надзора служат такие постановле­ния, которые вступили в законную силу. Ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и определения судов касса­ционной инстанции, а также определения и постановления судов надзор­ной инстанции.

Специфичен в этой стадии и субъектный состав правоотношения. Пе­ресмотр вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции, которые имеют более ши­рокие полномочия, чем суды кассационной инстанции.

Закон не устанавливает никаких сроков для принесения протеста и пе­ресмотра вступивших в законную силу судебных решений. Указанные выше особенности пересмотра судебных решений в поряд­ке надзора по сравнению с кассационной инстанцией обусловливают оп­ределенные различия в процессуальном порядке деятельности судов над­зорной инстанции.

1. ГПК РФ предусматривает два вида пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, а именно пересмотр в порядке надзора и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам. Соответственно двум видам пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, посвящены гл. 41 и 42 ГПК РФ, объединенные в разд. IV.

Пересмотр судебных постановлений в надзорном порядке традиционно рассматривался в качестве исключительной стадии гражданского процесса, поскольку ранее лишь определенные законом должностные лица были наделены правом принесения протеста в порядке надзора. В настоящее время ГПК РФ изменил процедуру возбуждения дела для пересмотра судебного постановления, вступившего в законную силу, в порядке надзора, значительно упростив ее и приблизив к лицам, участвующим в деле. Теперь исключительность данной стадии процесса может быть связана лишь с тем, что пересмотру подвергаются уже вступившие в законную силу судебные постановления.

Надзорный пересмотр судебных постановлений, вступивших в законную силу, возник в советской России, и можно считать его уникальной формой пересмотра, поскольку в мире распространена апелляция, кассация и ревизия. Надзорное производство, появившись в России, позже распространилось на бывшие социалистические страны Европы. В последнее время данная стадия судопроизводства переживает период кардинального реформирования во всех странах СНГ, сохранивших надзорное производство в своих процессуальных кодексах. Можно выделить основные направления, по которым идет реформирование этой стадии процесса.

Во-первых, установление временного отрезка, в рамках которого возможен пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу. Ранее ГПК РФ предусматривал возможность бессрочного (т.е. неограниченного временем) опротестования в надзорном порядке судебных актов, вступивших в законную силу. Данное положение, будучи определенной гарантией проверки законности вступивших в законную силу судебных актов, тем не менее, не могло способствовать стабильности судебных постановлений. В настоящее время в странах СНГ, в т.ч. и в России, происходит установление ограниченного срока, в рамках которого возможен пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений.

Во-вторых, предоставление права на надзорное обжалование судебных постановлений, вступивших в законную силу, не только перечисленным в законе должностным лицам, но и лицам, участвующим в деле. Здесь отражается общая тенденция на сокращение полномочий прокуратуры в гражданском процессе, в т.ч. в надзорном производстве.

В-третьих, законодательному регулированию подвергается деятельность различных субъектов до вынесения решения о пересмотре судебного постановления, вступившего в законную силу. Речь идет о принесении надзорной жалобы, ее проверке, истребовании дела для решения вопроса о необходимости пересмотра судебного постановления в судебном порядке.

Все перечисленные выше тенденции нашли свое отражение и в ГПК РФ. Несмотря на новые видения содержательной части пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу, в надзорном порядке, значимость данной стадии процесса осталась прежней: это гарантия вступления в законную силу и исполнения законных судебных актов, возможность исправления допущенных судебных ошибок, обеспечение единства судебной практики.

Право на обращение в суд надзорной инстанции является проявлением конституционного принципа предоставления права на судебную защиту. В связи с этим ст. 376 ГПК РФ полностью соответствует названному принципу, очерчивая широкий круг субъектов, обладающих данным правом.

2. В качестве объектов пересмотра в порядке надзора закон называет судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ. В свою очередь, к судебным постановлениям отнесены судебные приказы, решения и определения суда (ч. 1 ст. 13 ГПК РФ). Невозможность обжалования в надзорном порядке судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ обусловлена тем, что Президиум названного суда является последней инстанцией, в которой рассматриваются дела в порядке надзора, более высокой инстанции, способной совершить данные действия, российская судебная система не имеет. Дважды одни и те же судебные постановления в одном структурном подразделении того же самого суда рассматриваться не могут. По этой причине постановления Президиума Верховного Суда РФ не могут быть обжалованы вновь в надзорном порядке.

Судебные постановления, подлежащие обжалованию в надзорном порядке, должны быть вступившими в законную силу. Это обязательное требование. В противном случае, т.е. если они не вступили в законную силу, они могут быть обжалованы в кассационном или апелляционном порядке.

Решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение мирового судьи вступает в законную силу после рассмотрения районным судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если решением районного суда отменено или изменено решение мирового судьи и принято новое решение, оно вступает в законную силу немедленно. В случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции (ч. 1 ст. 209 ГПК РФ). ГПК РФ установил десятидневный срок для обжалования в апелляционном порядке решений мировых судей (ст. 321) и для кассационного обжалования решений судов в окончательной форме (ст. 338).

Для определения времени вступления судебного постановления в законную силу важно определение судебного решения в окончательной форме. В случае применения ст. 199 ГПК РФ составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела, но резолютивную часть решения суд должен объявить в том, же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. В этом случае отсчет срока на кассационное и апелляционное обжалование начинается с момента вынесения решения в окончательной форме (т.е. включая мотивировочную часть судебного решения). Аналогичным образом при вынесении дополнительного решения (ст. 201 ГПК РФ) течение срока на апелляционное и кассационное обжалование начинается с момента вынесения решения в окончательной форме (т.е. с момента вынесения дополнительного решения, которое рассматривается в качестве составной части судебного решения). Если определение суда подлежит обжалованию в кассационном или апелляционном порядке, оно вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его вступления в законную силу. Те определения суда, которые не могут быть обжалованы в кассационном порядке, вступают в законную силу немедленно и могут быть обжалованы в надзорном порядке.

Гражданское процессуальное законодательство оперирует правовым институтом немедленного исполнения судебных решений (ст. 211, 212 ГПК РФ). Однако немедленное исполнение судебных актов не приводит к их немедленному вступлению в законную силу.

Таким образом, в надзорном порядке могут быть обжалованы решения и определения судов первой инстанции, вступившие в законную силу.

Помимо решений и определений судов первой инстанции в порядке надзора могут быть обжалованы определения, вынесенные в результате апелляционного (ст. 335 ГПК РФ), кассационного (ст. 375 ГПК РФ), надзорного (ст. 391 ГПК РФ) пересмотра, которые вступают в законную силу со дня их вынесения. Как уже отмечалось, единственным исключением являются постановления Президиума Верховного Суда РФ, которые не могут быть обжалованы в надзорном порядке.

3. Часть 1 комментируемой статьи также определяет субъектов, которым предоставлено право принесения надзорных жалобы или представлений. К ним закон отнес лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Указанные лица (за исключением прокурора) обращаются с жалобами. Если в рассмотрении дела участвовал прокурор, то в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда вправе обращаться должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК РФ.

Согласно действующему законодательству к лицам, участвующим в деле, отнесены: стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям, предусмотренным ст. 4, 46 и 47 настоящего Кодекса, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений (ст. 34 ГПК РФ). К моменту обжалования судебного постановления в порядке надзора возможно возникновение правопреемства. Правопреемник лица, участвующего в деле, также обладает правом обжалования судебного постановления, вступившего в законную силу, в надзорном порядке.

Помимо лиц, участвующих в деле, закон предоставляет право обратиться с надзорной жалобой другим лицам, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Из сказанного следует, что названные лица не вступали в процесс в качестве участвующих в деле, но судебным постановлением затронуты их права и законные интересы.

Поскольку лица, участвующие в деле, а также другие лица, чьи права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, вправе действовать через представителя, то последний может быть наделен полномочием на принесение в соответствующий суд надзорной жалобы. При этом полномочия представителя на обжалование судебных постановлений ГПК относит к специальным полномочиям, о которых необходима специальная оговорка в доверенности (ст. 54 ГПК РФ).

Часть 1 комментируемой статьи также указывает на то, что все субъекты, наделенные правом принесения жалобы в надзорном порядке, обжалуют указанные судебные постановления, вступившие в законную силу, в порядке, установленном гл. 41 ГПК РФ.

4. Ранее определенные законодательством должностные лица прокуратуры (так же, как и суда) наделялись правом принесения протеста на вступившие в законную силу судебные постановления. На основании данных протестов проводилось рассмотрение дела в порядке надзора. В соответствии с ГПК РФ прокуратура не обладает таким полномочием. Если в рассмотрении дела участвовал прокурор, то правом на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда обладают должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК РФ (см. комментарий к названной статье). Представление прокурора, в отличие от протеста, является лишь основанием для суда рассмотреть вопрос о необходимости пересмотра дела в порядке надзора. Таким образом, представление прокурора по своей юридической силе равносильно жалобе лица, участвующего в деле. Кроме того, для наделения должностных лиц органов прокуратуры, указанных в ст. 377 ГПК РФ, правом на принесение представления необходимо наличие обязательного условия - участия в рассмотрении дела прокурора. Ранее определенные законом должностные лица прокуратуры обладали правом принесения протеста в порядке надзора в любом случае, независимо от участия в рассмотрении дела.

Наши рекомендации