Понятие процессуальных сроков и их значение

Процессуальные действия, совершаемые участниками процесса, должны осуществляться в установленной ГПК РФ процессуальной форме, которая определяет форму (письменную или устную), место, время, порядок каждого действия. Процессуальные сроки (или время совершения процессуальных действий) являются частью содержания гражданской процессуальной формы. Процессуальные действия сторон, суда, прокурора и иных участников процесса отличаются срочностью. Сущность гражданского процесса как деятельности суда и иных участников процесса объясняет необходимость определения временных рамок осуществления этой деятельности, ее упорядочивание. Любое процессуальное действие совершается в срок, установленный законом, либо в срок, установленный судом, либо в разумные сроки.

Процессуальный срок - это установленный законом или судом период или момент времени для совершения участниками процесса процессуальных действий, реализации субъективных процессуальных прав и исполнения процессуальных обязанностей.

Процессуальные сроки устанавливаются для процессуальных действий суда, лиц, участвующих в деле и иных лиц. Процессуальные сроки определяют временные границы реализации права на судебную защиту. В Постановлении от 27 декабря 2007 г. N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" Верховный Суд РФ обратил внимание судов на необходимость при осуществлении правосудия исходить из того, что несоблюдение сроков рассмотрения гражданских дел существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, а также противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, которые закреплены, в частности, в п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в подп. "с" п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Назначение процессуальных сроков заключается в упорядочивании процессуальных действий и обеспечении быстроты судопроизводства. Сроки устанавливаются для исключения затягивания процесса и для того, чтобы не нарушалась последовательность процессуальных действий. Каждое действие ограничивается определенным сроком. Процессуальные сроки в конечном счете служат и упорядочиванию материальных правоотношений сторон, так как заранее известные и соблюдаемые сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел позволяют прогнозировать сроки вступления в законную силу судебного решения, которым судом окончательно определяются права и обязанности сторон спора. Таким образом, установление и соблюдение сроков является гарантией соблюдения принципа правовой определенности прав.

Дореволюционные ученые-процессуалисты поднимали вопрос о соотношении принципов объективной истины и состязательности с устанавливаемыми законодателем временными ограничениями на рассмотрение дела и совершение отдельных процессуальных действий. Действительно, с одной стороны, чем более долгим будет процесс, тем более далеко во времени суд и иные участники процесса удаляются от действий и событий, которые стали основаниями для возникновения, изменения и прекращения спорных материальных правоотношений, тем более сложным становится процесс установления объективной истины. С другой стороны, любое временное ограничение в представлении доказательств, обосновании своей позиции по делу и указании на факты приводит к тому, что суд не достигает объективной истины, а строит свое решение только на том фактическом материале, который стороны успели представить в процессе рассмотрения дела.

Однако установление процессуальных сроков необходимо в целях исключения злоупотребления сторонами своими процессуальными правами, а также установления определенности и устойчивости материальных правоотношений. Баланс между принципом объективной истины и установленными сроками содержится в ГПК РФ. Так, предусмотренная ГПК РФ обязательная стадия подготовки дела к судебному разбирательству должна быть проведена в рамках установленных общих сроков рассмотрения и разрешения гражданских дел. В соответствии с ч. 3 ст. 152 ГПК РФ по сложным делам судья может назначить срок проведения предварительного судебного заседания, выходящий за пределы сроков, установленных ГПК РФ для рассмотрения и разрешения дел, о чем составляется мотивированное определение с конкретным указанием срока проведения предварительного судебного заседания. Законом не предусмотрены категории дел, к которым применяются указанные положения. При исчислении срока рассмотрения дела период, указанный в определении, добавляется к сроку, предусмотренному ГПК РФ. Таким образом, дело считается рассмотренным в срок в случае, если длительность его рассмотрения не превышает совокупность срока рассмотрения, предусмотренного ГПК РФ для данной категории дел, и срока, указанного в мотивированном определении о проведении предварительного судебного заседания.

Согласно ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Таким образом, основной задачей гражданского судопроизводства является своевременное, т.е., иными словами, в установленные законом процессуальные сроки, рассмотрение и разрешение гражданских дел. Таким образом, институт процессуальных сроков служит не только упорядочиванию процесса и обеспечению быстрого и справедливого судопроизводства, но и в итоге позволяет выполнить основную задачу гражданского судопроизводства.

Статьей 6 Европейской конвенции по правам человека определено, что каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Европейский суд по правам человека 15 января 2009 г. принял Постановление по делу "Бурдов против Российской Федерации", в соответствии с п. 141 которого Российская Федерация должна была ввести средство правовой защиты, которое обеспечивает действительно эффективное возмещение за нарушения Конвенции в связи с длительным неисполнением судебных решений, вынесенных против государства или его органов. Такое средство правовой защиты должно соответствовать принципам Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" такое средство правовой защиты было введено в российское правовое поле. Указанным Законом в ГПК РФ было введено требование об осуществлении судопроизводства в разумные сроки.

Легального определения разумного срока не содержится ни в международных актах, ни в российском законодательстве, однако под ним понимается тот срок судебного разбирательства или исполнения судебного акта, который гарантирует реальную защиту права или законного интереса заинтересованного лица.

Необходимость использования конструкции разумных сроков возникает в случае, когда сроки, установленные законом, не позволяют выполнить те задачи, которые ставит перед гражданским судопроизводством ст. 2 ГПК РФ. Те сроки, которые содержатся в нормах гражданского процессуального законодательства, являются разумными, они проверены судебной практикой, их конституционность не оспаривалась в Конституционном Суде РФ, Европейский суд по правам человека не указывал на неправильность определенных законодателем процессуальных сроков. Однако при рассмотрении гражданских дел, с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения участников процесса, достаточности и эффективности действий суда и общей продолжительности судопроизводства, допустимо продление установленных законом процессуальных сроков, но судопроизводство должно быть осуществлено в разумный срок.

Осуществление судопроизводства в разумный срок обозначает не только возможность выйти за пределы процессуальных сроков, установленных законом (путем продления этих сроков), но и возможность сокращения законных сроков и изменения порядка совершения процессуальных действий. Такая позиция содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", в п. 9 которого Верховный Суд РФ указал, что в случае отмены определения об отказе в восстановлении срока на подачу апелляционных жалобы, представления и восстановления этого срока либо оставления без изменения определения о восстановлении указанного срока суд апелляционной инстанции направляет дело с апелляционными жалобой, представлением в суд первой инстанции для проверки их на соответствие требованиям ст. 322 ГПК РФ и совершения действий, предусмотренных ст. 325 ГПК РФ. Вместе с тем в целях соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 61 ГПК РФ) суд апелляционной инстанции вправе не направлять дело с апелляционными жалобой, представлением в суд первой инстанции, если установит, что апелляционные жалоба, представление отвечают всем требованиям ст. 322 ГПК РФ. В этом случае суд апелляционной инстанции выполняет действия, предусмотренные ч. 1 ст. 325 ГПК РФ, и извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционным жалобе, представлению.

Концепция разумного срока судопроизводства применима ко всем видам сроков (судебных, законных, установленных для суда, для лиц, участвующих в деле, иных лиц).

Установление процессуальных сроков является реализацией принципов справедливого судебного разбирательства, законности, равноправия сторон, состязательности, а также идеи концентрации и процессуальной экономии.

С точки зрения теории гражданских процессуальных правоотношений процессуальные сроки являются юридическими фактами, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение данных правоотношений. В науке высказываются различные позиции относительно места сроков в системе юридических фактов. Сроки рассматриваются как разновидность событий, или их относят как к действиям, так и событиям в зависимости от фактической ситуации, и наконец, сроки определяют как отдельный вид юридических фактов наряду с действиями и событиями. Рассмотрение процессуальных сроков как юридических фактов - оснований возникновения, изменения и прекращения процессуальных правоотношений - позволяет в полной мере отграничить их от сроков, установленных нормами материального права.

Наши рекомендации