Тема 16. Советский суд в 1953-1991 гг. Эволюция судебной системы в период либерализации Советского государства
Смерть И. В. Сталина 5 марта 1953 г. существенно изменила все стороны общественной жизни в стране. Либерализация общественной жизни, как тенденция предыдущего периода, начала осуществляться на практике постепенно, преодолевая значительные трудности объективного и субъективного характера.
Перемены, происходившие с весны 1953 г., протекали на общем фоне острой борьбы за власть между основными сталинскими наследниками: Л. П. Берией, Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущевым. В ходе этой борьбы наметились некоторые контуры либерализации государственно-политической системы в СССР. Каждый из трех политических лидеров, рвущихся к власти, предложил свою концепцию дальнейшего развития СССР. Символично, что именно Л. П. Берия предложил провести либерализацию общественной жизни в стране. Надо отметить, что по исторической иронии, именно предложение Берии было осуществлено, но уже без его участия. В июне 1953 г. Берия был арестован, осужден и расстрелян по обвинению в шпионаже по отношению к британской разведке. Суд над некогда всесильным Берией был таким же скорым, закрытым, обвинительным, как и при власти главного исполнителя сталинского террора. Таким образом, новое руководство расправлялось с политическими соперниками сталинскими же методами (здесь уместно отметить, что родственникам Л. П. Берии было недавно вновь отказано в его реабилитации).
Вскоре после ареста Л. П. Берии в июле 1953 г. была проведена чистка аппарата МВД и МГБ и осуществлена первая широкомасштабная политическая амнистия. Органы внутренних дел и особенно выведенные из их состава органы госбезопасности, подверглись значительным структурным преобразованиям, были поставлены под жесткий контроль ЦК КПСС и Н. С. Хрущева, избранного в сентябре 1953 г. Первым секретарем ЦК КПСС. С самого начала изменения структуры государственной власти носили декларативно-косметический характер и последующая история страны показывает, что СССР не стал правовым государством.
Первоначальные изменения коснулись, как говорилось ранее, МВД и МГБ. В сентябре 1953 г. при МВД было упразднено зловещее Особое совещание, МГБ в марте 1954 г. реорганизовывалось в КГБ и ставилось под жесткий контроль прокуратуры, в августе 1954 — мае1955 гг. система ГУЛАГ переходила к Министерству юстиции, принимались также меры по совершенствованию судебных органов. Так, в Верховных судах союзных и автономных республик, краев и областей образовывались президиумы, обладавшие правом надзора над определениями судов по протестам прокуроров и председателей судей. Первые меры, начатые еще до XX съезда КПСС 1956 г., до разоблачения культа личности Сталина, позволили стране отойти от практики репрессий.
Руководству страны было очевидно, что сталинская командно- административная система исчерпала возможности для развития, назрела необходимость ее дальнейшей либерализации, восстановления «социалистической законности».
Среди мер, осуществленных до XX съезда КПСС, наиболее знаменательна была начатая в марте 1953 г. амнистия для заключенных, чей срок наказания не превышал 5 лет лишения свободы. Под амнистию попали как осужденные партийные и хозяйственные работники, так и обычные преступники. По амнистии 1953 г. освобождению из заключения подлежали около 1,18 млн человек. Амнистия, объявленная 27 марта 1953 г., с воодушевлением и с надеждой была воспринята советским обществом, ведь репрессии затронули многих граждан или их родственников, близких. Среди интеллигенции, партийной номенклатуры нашлись сочувствующие политике либерализации, они справедливо полагали, что вскоре после амнистии должны последовать дальнейшие действия по демократизации общественной жизни, по сужению сферы уголовной юрисдикции, замене мер уголовного характера мерами административного и дисциплинарного порядка. Именно данные меры и предложили некоторые депутаты Верховного Совета СССР. Они внесли на имя Председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова проект указа Президиума Верховного Совета СССР «О замене уголовной ответственности за некоторые преступления мерами административного и дисциплинарного порядка и о смягчении уголовной ответственности за отдельные преступления». В этом проекте предлагалось снизить предельный срок лишения свободы до 15 лет, повысить возраст, по достижении которого наступала уголовная ответственность, с 14 до 16 лет, предлагалось также распространить погашение судимости на всех осужденных по отбытии ими наказания, отменить уголовную ответственность членов семей изменников Родины, совместно с ними проживающих или находящихся на их иждивении к моменту совершения преступления, если они не знали о готовящейся или совершенной измене. Но данные предложения показались руководству слишком смелыми и не были приняты.
Важной мерой было упразднение 1 сентября 1953 г. Особого совещания при Министре внутренних дел Союза ССР. Таким образом, перестал существовать основной инструмент внесудебной репрессии в Советском Союзе, в результате деятельности которого уголовной репрессии подверглись более 400 тыс. человек.
Непоследовательность и половинчатость мер по либерализации общественных отношений объяснялось также робостью руководства страны рассказать народу всю правду и признать свое соучастие в репрессиях прошлых дет. А опасения были не беспочвенны. Ряд восстаний 1953-1954 гг. в исправительно-трудовых лагерях, экономическая их нецелесообразность и антинародная сущность заставили власть прийти к сокращению числа лагерей и их контингента в 1954-1956 гг. вдвое, до 700 тысяч осужденных. Наконец, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 г. признало, что существование исправительно-трудовых лагерей нецелесообразно экономически и не способствовало осуществлению задач перевоспитания. Система ГУЛАГ была обречена и окончательно упразднена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1960 г. Однако система исправительно- трудовых лагерей осталась, перейдя позднее в Минюст СССР, который также был упразднен в 1956-1963 г. Воссоздание Министерства юстиции произошло 30 августа 1970 г. Начало полномасштабной работы Министерства юстиции произошло в 1972 г.
Хотя коммунистическое руководство страны и не признало всей правды о незаконности ГУЛАГа, данный шаг был очень важен для последующего развития страны, обескровленной не только войной, но и массовыми репрессиями, не прекращавшимися, а лишь усиливавшимися на протяжении всей истории Советской страны до середины 1950-х г.
Либерализация общественной жизни осуществлялась также путем совершенствования законодательства. В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства, на базе которых формировались кодексы союзных республик. В актах упразднялось понятие «враг народа», повышается возраст уголовной ответственности, судебные заседания становятся открытыми.
Одновременно с либерализацией продолжалась борьба с преступностью, так, возросла уголовная ответственность за умышленные убийства (1954 г.), за особо опасные преступления (1961 г.), за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство сотрудников милиции (1962 г.), за взяточничество (1962 г.).
В СССР 1950-х г. продолжилась кодификационная работа. Одновременно с кодификацией законодательства проводилась и его инкорпорация, ее до 1970 г. выполняли Юридическая комиссия при Совете Министров СССР и юридические комиссии при Советах Министров союзных республик. После упразднения юридических комиссий эти функции стали выполнять министерства юстиции.
В декабре 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства, а затем, в 1964 г., новый Гражданский кодекс РСФСР. 8 декабря 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик. Изменения затронули и трудовое право. В 1956 г. рабочий день для трудящихся 16-18 лет сокращался до семи, а затем до шести часов в день, а в 1960 г. этот закон распространился на всех трудящихся СССР. В 1956 г. был принят закон «О государственных пенсиях». Пенсионный возраст для мужчин устанавливался 60 лет, для женщин — 50 лет, трудовой стаж соответственно 25 и 20 лет. В 1956-1958 гг. отменялась уголовная ответственность за самовольный уход с работы, прогулы и невыполнение планов, снижалась ответственность за мелкие хищения на производстве (1955 г.).
В 1963-1964 гг. во всех союзных республиках были приняты гражданские и гражданские процессуальные кодексы. ГК и ГПК РСФСР были приняты 11 июня 1964 г.
В 1959 г. было кодифицировано финансовое законодательство, так, был принят Закон СССР от 30 октября 1959 г. «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик».
Кодификацией советского законодательства занимались в Верховном Совете СССР седьмого созыва (1966-1970 гг.). В ходе его работы, в 1968 г., появились Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, Основы земельного законодательства, в 1969 г. — Основы исправительно-трудового законодательства, Положение о предварительном заключении под стражу.
В трудовом праве в 1970 г. появились Основы законодательства СССР и союзных республик о труде. Тогда же, на второй сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва в декабре 1970 г. были утверждены Основы водного законодательства СССР и союзных республик. В 1969 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, в 1973 г. — Основы законодательства о народном образовании. В 1976 г. был принят Закон СССР об охране и использовании памятников истории и культуры. Кодифицировано было и законодательство о недрах и лесах Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах (1975 г.), Основы лесного законодательства (1977 г.).
Осуществленная работа была продолжена, и 2 сентября 1976 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР приняли решение о подготовке и издании Свода законов СССР. Была предложена и схема будущего Свода законов, она состояла из семи разделов: 1) об общественном и государственном устройстве; 2) о социальном развитии и культуре; социально-экономических правах граждан; 3) о рациональном использовании и охране природных ресурсов; 4) о народном хозяйстве; 5) о международных отношениях и внешних экономических связях; 6) об обороне страны и охране государственных границ; 7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка. Планировалось завершить работу к 1985 г. и принять первый в истории СССР свод законов.
Совершенствование уголовного законодательства проходило следующим образом. 25 декабря 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Закон 1958 г. был доработан и 27 октября 1960 г. появился Уголовный кодекс РСФСР. Аналогично развивалось процессуальное право. 25 декабря 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, а в октябре 1960 г. появился Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
Согласно Положению о Верховном Суде СССР от 12 февраля 1957 г. этот суд мог проверять любое дело, предварительно рассмотренное Верховным Судом союзной республики. Коллегии и Пленум Верховного Суда СССР вправе были рассматривать протесты на решения, приговоры, определения и постановления Верховных Судов союзных республик лишь в случае противоречия их союзному законодательству или нарушения ими интересов других союзных республик. Коллегии решали дела от имени Союза ССР и руководствовались законами СССР и союзных республик. При рассмотрении гражданских и уголовных дел они применяли и законы той союзной республики, где возникал спор о праве гражданском или где было совершено преступление.
К работе по восстановлению законности присоединилась Военная коллегия Верховного Суда СССР. Новое Положение о военных трибуналах было утверждено Законом Верховного Совета СССР от 25 декабря 1958 г. В то же время по протесту Генерального прокурора Верховный Суд приступил к пересмотру решений бывшей коллегии ОГПУ, «троек» НКВД, «особых совещаний» при НКВД,
МГБ, МВД. Так, были реабилитированы привлеченные к уголовной ответственности по «Ленинградскому» делу, «врачи-убийцы» и другие невинно осужденные в послевоенное время граждане. Затем начали осуществляться и другие меры по реабилитации необоснованно репрессированных в 1930-е гг.
Поскольку партия имела в обществе особое положение, зная о ее участии в политических репрессиях, в 1954 г. вышло постановление ЦК КПСС о недопустимости вмешательства партийных органов в судебно-следственный процесс, аналогичная мера датируется 24 мая 1955 г., когда Президиум Верховного Совета утвердил Положение о прокурорском надзоре. Прокуратура отныне декларативно становилась независимой от местной партийной и советской администрации, расширялись полномочия Прокуратуры и Генерального Прокурора СССР в точном соблюдении законов. 12 февраля 1957 г. вышло Положение о Верховном Суде СССР, такое же по характеру. Наконец, на XX съезде КПСС в 1965 г. прозвучала общая оценка репрессий в СССР.
25 февраля 1958 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Основы определяли, что только суд осуществляет правосудие в СССР. Оно выражается в рассмотрении и разрешении гражданских и уголовных дел, в применении в необходимых случаях государственного принуждения к нарушителям законов и других нормативных актов, а также в воспитательном воздействии на нарушителей норм права и других граждан.
Принуждение советским судом применяется только тогда, когда установлена вина правонарушителя и имеет своей целью исправление и перевоспитание правонарушителя в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совершения правонарушений. Если суд при рассмотрении конкретных уголовных дел вскрывает те или иные недостатки в работе отдельных организаций, то он принимает меры к их устранению, сообщая об этих недостатках соответствующим органам и должностным лицам, а также вышестоящим органам путем вынесения частных определений. Таким образом, сочетание в деятельности советского суда мер принудительных и воспитательных — принципиальная особенность социалистического правосудия.
Согласно ст. 2 Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, целью правосудия в СССР декларировалась охрана от всяких посягательств: а) закрепленного
Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественного и государственного строя Союза СССР, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности; б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и интересов граждан СССР, гарантированных Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик; в) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций. Следовательно, советское правосудие определяло своей задачей обеспечение точного и неуклонного исполнения законов и других нормативных актов.
Советский суд был призван бороться со всякого рода бесхозяйственностью, расточительством, стяжательством, частнособственническими тенденциями, непроизводительными затратами государственных средств, хищениями, с хулиганством, проявлениями бюрократизма.
Важнейшим направлением в деятельности органов суда были предупреждение правонарушений, ликвидация преступности и причин, ее порождающих.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. были образованы президиумы в составе верховных судов союзных и автономных республик, а также в составе краевых, областных судов и судов автономных областей. Президиумам названных судов предоставлялось право ггересматривать в порядке надзора приговоры, решения и кассационные определения по уголовным и гражданским делам гго протестам Генерального Прокурора СССР, Председателя Верховного Суда СССР, а также по протестам прокуроров гг председателей судов соответствующих республик, краев и областей. В 1956 г. упразднялись управления юстиции при краевых, областных Советах депутатов трудящихся, а часть их функций передана краевым или областным судам. Краевым и областным судам предоставлялось право производить ревизии народных судов и осуществлять контроль за всей их деятельностью, а также осуществлять руководство государственными нотариальными конторами. Таким образом система юстиции как самостоятельный орган практически упразднялась.
В соответствии с законами 1957 и 1958 гг. определялся состав Верховного Суда СССР, порядок рассмотрения дел, регламентировалась деятельность судебных органов. В частности, Шестая сессия Верховного Совета СССР в феврале 1957 г. приняла новое Положение о Верховном Суде СССР, в котором были закреплены расширение прав союзных республик в области осуществления правосудия и некоторое изменение функций Верховного Суда СССР. По новому Положению функции Верховного Суда СССР в области осуществления судебного надзора значительно сокращались. Верховный Суд основное внимание сосредоточивал на обобщении судебной практики и усилении руководства всеми судами СССР, а также на анализе судебной статистики и на разъяснении судам вопросов применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Очень большое значение имело предоставление Верховному Суду СССР права входить в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке, и по вопросам толкования законов СССР.
В феврале 1956 г. состоялся XX съезд КПСС, на котором прозвучал политический доклад «О культе личности и его последствиях». После XX съезда КПСС начался новый период массовых реабилитаций, относительно миллионов советских людей. В 1957-1958 гг. из депортации возвращались уже целые народы, незаконно и бесчеловечно репрессированные в годы войны (чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки), восстанавливались автономии репрессированных народов. Тогда же, в 1956-1958 гг. в соответствии с Указами Президиума Верховного Совета СССР были реабилитированы осужденные в годы коллективизации 1929-1931 гг., сотрудничавшие в годы с фашистскими оккупантами, а также немецкие военнопленные.
Процессы восстановления законности, реабилитации получили в литературе название «хрущевской весны», или «оттепели». Процесс восстановления законности не затронул основ тоталитарного политического режима. Вся вина в репрессиях, датированных тогда 1930-1953 гг., списывалась лишь на Сталина, Ежова, Берию и их сподручных. Однако меры по восстановлению законности имели большое историческое значение, так как открывали собой новый период в политической жизни страны.
Принятые Верховным Советом СССР в декабре 1958 г. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик вносили изменения в судебную систему страны. Предусматривалось упразднение участковой системы народных судов, ее замена единым народным судом района или города. Срок полномочий судей был также увеличен до пяти лет, вместо трех ранее. Выборы народных заседателей проводились сроком на два года — на общих собраниях рабочих, служащих, колхозников. Основы установили подотчетность народных судей перед избирателями, а вышестоящих судов — перед соответствующими Советами, предусматривали образование Пленумов в составе верховных судов союзных республик и возможность образования Президиумов этих судов.
В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. Она закрепила концепцию «развитого социализма» как закономерного этапа на пути к коммунизму, отсутствовавшую в классической марксистско-ленинской теории. За коммунистической фразеологией об общенародном государстве, народовластии, социалистической законности скрывались партийно-бюрократическая государственная структура, стагнация экономики, технологическое отставание СССР и глубочайший структурный кризис.
В соответствии со ст. 57 декларировались уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. Гражданам СССР гарантировалось право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. Статья 58 предоставляла гражданам СССР право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов в порядке и в сроки, установленные законом.
Конституция определяла судебную систему. Статья 121 гласила, что Президиум Верховного Совета СССР осуществляет контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечивает соответствие конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР, дает толкование законов СССР, издает общесоюзные акты об амнистии и осуществляет помилование.
Отдельный раздел Основного закона назывался «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор». Глава 20 определяла структуру суда и арбитража в СССР. В соответствии со ст. 151 правосудие в СССР осуществлялось только судом. Говорилось, что в СССР действуют Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах.
Все суды в СССР (ст. 152) образовывались на началах выборности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избирались гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избирались на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года. Вышестоящие суды избирались соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет. Судьи военных трибуналов избирались Президиумом Верховного Совета СССР сроком на пять лет, а народные заседатели — собраниями военнослужащих сроком на два с половиной года. Судьи и народные заседатели были ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном Законом порядке.
Статья 153 наделяла Верховный Суд СССР полномочиями высшего судебного органа СССР и компетенцией осуществления надзора за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных Законом. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей. В состав Верховного Суда СССР входили по должности председатели Верховных Судов союзных республик. Организация и порядок деятельности Верховного Суда СССР определялся Законом о Верховном Суде СССР. Рассмотрение гражданских и уголовных дел в соответствии со ст. 154 во всех судах осуществлялось коллегиально; в суде первой инстанции — с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользовались всеми правами судьи, судьи и народные заседатели (ст. 155) независимы и подчиняются только закону. Статья 156 трактовала правосудие в СССР на началах равенства граждан перед законом и судом, а по ст. 157 разбирательство дел во всех судах допускалось только открытое (закрытом заседании суда допускалось лишь в случаях, специально установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства). Обвиняемому (ст. 158) обеспечивалось право на защиту, судопроизводство (ст. 159) допускалось на языке союзной или автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором велось судопроизводство, обеспечивалось право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке. Статья 160 не допускала внесудебного признания виновности в совершении преступления и наложения уголовного наказания.
Адвокатуру и представительство характеризовали следующие три статьи Основного закона. Для оказания юридической помощи (ст. 161) учреждались коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, гарантировалась бесплатная юридическая помощь гражданам. Организация и порядок деятельности адвокатуры определялась законодательством СССР и союзных республик. В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам (ст. 162) допускалось участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии со ст. 163 осуществлялось органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР.
Глава 21 определяла компетенции прокуратуры, так, в ст. 164 высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров. Статья 165 гласила, что Генеральный прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР, был перед ним ответствен и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета — перед Президиумом Верховного Совета СССР. Прокуроры союзных республик, автономных республик, краев, областей и автономных областей (ст. 166) назначались Генеральным прокурором СССР. Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров определялся в соответствии со ст. 167 в пять лет. Органы прокуратуры осуществляли свои полномочия независимо от местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определялись Законом о прокуратуре СССР.
Основополагающие принципы деятельности суда, арбитража, прокуратуры, адвокатуры в новых условиях получили закрепление в принятых 30 ноября 1979 г. Законах о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. 25 июня 1980 г. в соответствии с Конституцией СССР были внесены изменения в Основы Законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик.
Итак, советскую судебную систему составляли общественные суды и суды союзных республик. Общественные суды — это Верховный Суд Союза ССР и военные трибуналы. Верховный Суд СССР — высший судебный орган в системе органов правосудия. Организация и порядок деятельности Верховного Суда СССР определялись Законом о Верховном Суде СССР. Верховный Суд СССР действовал в составе: Пленума, судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии. Верховный Суд СССР осуществлял надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом.
Основным звеном судебной системы являлся районный (городской) народный суд. Он непосредственно и постоянно связан с населением. Им рассматривалось подавляющее большинство гражданских и уголовных дел. Народный суд всегда являлся только судом первой инстанции, ибо полномочен был разрешать дела впервые, по существу и выносить решение по гражданским и приговор по уголовным делам. Народный суд действовал в составе народного судьи и двух народных заседателей.
Все вышестоящие суды могли быть судами первой инстанции по делам, отнесенным к их компетенции (подсудность), но они являлись и судами второй, кассационной, инстанции, когда проверяли законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения или приговора, не вступившего в законную силу. Проверка обоснованности и законности решений, приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу, была возможна в порядке судебного надзора лишь по протесту председателя вышестоящего суда и соответствующего прокурора. Районный (городской) народный суд избирался населением, а вышестоящие суды — соответствующими Советами народных депутатов.
Неофициальным судом в СССР были товарищеские суды. Несмотря на свой неофициальный статус, они имели большое позитивное воспитательное значение. Товарищеские суды избирались, как правило, на два года коллективами больших предприятий и учреждений и действовали на общественных началах. По представлению администрации, партийного, профсоюзного или комсомольского комитета, они рассматривали факты нарушения трудовой дисциплины (опоздания, прогулы, низкое качество труда), проступки (пьянство, мелкое хулиганство) или незначительные преступления (мелкие хищения), совершенные сотрудниками. Конечно же товарищеский суд был вмешательством во внутреннюю жизнь человека, но многие, представшие перед судом товарищей, коллег, становились на путь перевоспитания, а затем были передовиками производства, их трудовые достижения, карьера и личная жизнь даже приводились в пример окружающим. Таким образом, товарищеский суд можно рассматривать с точки зрения нарушения им прав человека и как пример эффективного досудебного воспитательного метода воздействия общества на личность.
Рассмотрение дел в судах первой инстанции осуществлялось с участием народных заседателей. Первая инстанция — это соответствующий суд, рассматривающий данное уголовное или гражданское дело по существу, с вызовом обвиняемого и сторон в процессе, свидетелей, экспертов и других лиц, и выносящий по нему приговор, решение или определение. Независимо от того, какой суд рассматривал дело по первой инстанции — народный, областной суд, Верховный Суд СССР, военный трибунал, — в рассмотрении его принимали участие народные заседатели. Это непостоянные судьи, осуществляющие судебные функции по очереди не более двух недель в году (если дело рассматривалось дольше, то до окончания разбирательства). Во время выполнения своих обязанностей в суде они пользовались всеми правами судей. Председательствующий в судебном заседании постоянный судья не имел никаких преимуществ по сравнению с народными заседателями. Он только руководил ходом судебного заседания и обсуждением дела в совещательной комнате. Все вопросы, которые возникали во время рассмотрения дела в суде (включая признание или непризнание лица виновным и вынесение ему меры наказания), разрешались судьями и двумя народными заседателями большинством голосов, причем свое мнение судья высказывал последним. За народными заседателями из числа рабочих и служащих на время выполнения ими своих обязанностей в суде сохранялась заработная плата, а неработающим (например, пенсионерам) возмещались расходы, связанные с отправлением правосудия.
При рассмотрении дел в закрытом заседании присутствовали все участники судебного процесса; приговор или решение по такому делу обязательно оглашался публично, т. е. в открытом судебном заседании.
В судебном заседании каждый подсудимый имел право знать, в чем его обвиняют, давать показания на своем родном языке и пользоваться переводчиком, если процесс ведется на другом языке, представлять доказательства, заявлять ходатайства о вызове дополнительных свидетелей, истребовании документов, назначении экспертизы и т.д., присутствовать все время в зале заседаний, выступать в прениях сторон, иметь последнее слово в суде, обжаловать приговор суда и т.д.
Каждый подсудимый имел право в суде на помощь защитника, то есть специального лица (чаще всего адвоката), которое помогло бы ему осуществлять законные права. Лицо, находящееся под стражей, может приглашать защитника через своих родственников или близких. Во многих случаях закон требует обязательного участия защитника в суде, даже независимо от приглашения подсудимым.
Новый Закон «Об адвокатуре в СССР», принятый 30 ноября 1979 г., расширял право обвиняемого на защиту. Адвокаты, говорится в ст. 9 Закона, «участвуют на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков».
Рассмотрение дела с нарушением права на защиту является грубым нарушением закона и влечет обязательную отмену приговора с направлением дела на новое рассмотрение.
Многие законодательные нормы, действующие в советском уголовном процессе, основаны на принципе презумпции невиновности — обязанность доказывать обвинение лежит на обвинителе, а обвиняемый не должен доказывать свою невиновность; всякое сомнение в доказательствах толкуется в пользу подсудимого; обвинительный приговор не может быть построен на предположениях — нужны обоснованные и ясные доказательства вины подсудимого.
Правосудие в СССР осуществлялось на началах равенства граждан перед законом и судом. Это равенство осуществлялось для всех советских граждан независимо от их социального, имущественного или служебного положения, национальности, расовой принадлежности, вероисповедания и т.д. Советские законы одинаково применялись ко всем гражданам, никто не пользуется никакими преимуществами; одинаково закон охраняет права и интересы всех граждан без каких-либо ограничений и преимуществ.
При разрешении конкретных уголовных и гражданских дел судьи и народные заседатели выносили приговор или решение только на основе закона и руководствуясь своим внутренним убеждением. Никто не имел права оказывать какое-либо давление на них или давать советы, как разрешить то или иное дело. Когда судьи после окончания слушания дела удалялись в совещательную комнату, чтобы обсудить и вынести приговор или решение, в ней могли находиться лишь судьи и народные заседатели, входящие в состав суда по данному делу (правило о тайне совещательной комнаты).
Рассмотрение дела по первой инстанции осуществлялось коллегией из судьи и двух народных заседателей. Вышестоящие суды, рассматривая дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров, действуют в составе коллегии из трех членов данного суда. Коллегиально рассматривались также дела в порядке надзора — в составе коллегии из трех членов суда на президиуме областных судов, состоящих из нескольких судей.
Статьей 162 Конституции СССР закреплялось участие в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Представители общественности осуществляли эту деятельность в самых разнообразных формах. Так, коллектив трудящихся, в котором работало лицо, привлеченное к уголовной ответственности, мог выделить на общем собрании общественного обвинителя или общественного защитника. Они допускаются к участию в судебном процессе по определению суда, могут представлять доказательства, задавать вопросы обвиняемым и свидетелям и в своих выступлениях высказывать позицию делегировавших их коллективов.
Разбирательство в суде первой инстанции производилось судом в составе народного судьи (а в вышестоящих судах — члена суда) и двух народных заседателей. В суде первой инстанции присутствовали и давали пояснения участники процесса и обвиняемые, вызывались свидетели и эксперты, происходили судебные прения.
В результате рассмотрения дела по существу суд первой инстанции выносил по уголовному делу приговор, а по гражданскому делу — решение. В зависимости от дела и в соответствии с подсудностью рассматривать уголовные и гражданские дела по первой инстанции могли все суды, от народного суда до Верховного Суда СССР. Отменить или изменить приговор или решение суда первой инстанции мог только вышестоящий суд по кассационной жалобе или протесту.
В течение 7 дней с момента вынесения приговора (а для осужденного, находящегос