Социальное обеспечение граждан

Социальное обеспечение в Российской Федерации

Всеобщей декларацией прав человека установлено, что каж­дый человек, как член общества, имеет право на социальное обес­печение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в эко­номической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в со­ответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Конкретизируя данный принцип, Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по воз­расту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение представляет собой такие обществен­ные отношения, урегулированные нормами права, в результате которых происходит перераспределение части государственного бюджета и распределение средств внебюджетных фондов соци­ального страхования в объеме и на условиях, установленных за­коном, в целях предоставления физическим лицам материальных благ, медицинской помощи, социального обслуживания при на­ступлении объективных социально значимых обстоятельств.

В качестве таких обстоятельств могут выступать: утрата зара­ботка или трудового дохода; отсутствие средств в объеме прожи­точного минимума; полная или частичная потеря трудоспособно­сти; потеря кормильца; наступление старости и др.

Социальное обеспечение выполняет следующие основные функ­ции:

1) экономическую: социальное обеспечение необходимо для ре­шения проблемы неравенства доходов людей, которое возникает по независящим от них обстоятельствам. Оно позволяет, напри­мер, возместить заработок, утраченный в связи с наступлением
старости. Экономическая функция реализуется посредством рас­пределения средств внебюджетных фондов (пенсионного, обяза­тельного медицинского страхования, социального страхования и др.) и средств бюджетов всех уровней;

2) политическую: данная функция позволяет восстановить и под­держивать на должном уровне социальный статус граждан, кото­рые в результате наступления тех или иных жизненных обстоятельств не могли ощущать себя полноценными членами общества;

3) демографическую: высокий уровень социального обеспече­ния в стране позволяет влиять на такие демографические процес­сы, как, например: продолжительность жизни, воспроизводство населения и др.

В настоящее время социальное обеспечение в Российской Фе­дерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих пра­воотношения в сфере социального обеспечения в России. Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обес­печения является Федеральный закон от 17 июля 1999 г. «О госу­дарственной социальной помощи».

Понятие социальной помощи

Согласно данному закону под государственной социальной по­мощью понимается предоставление малоимущим семьям, мало­имущим одиноко проживающим гражданам, а также иным кате­гориям граждан, указанным в этом законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Можно выделить следующие признаки социальной помощи:

1) социальная помощь распространяется на особые субъекты — малоимущие семьи и малоимущих одиноко проживающих граж­дан;

2) источниками финансирования служат бюджеты различных уровней;

3) в рамках социальной помощи указанным выше категориям малоимущих граждан предоставляются особые виды выплат и ус­луг, которые назначаются решением органа социальной защиты населения по месту жительства или регистрации малоимущих лиц, как правило, после проверки их нуждаемости.

Виды социальной помощи

Основными видами социальной помощи являются следующие.

1. Денежные выплаты, которые предоставляются лицам и се­мьям, чьи доходы не достигают величины прожиточного мини­мума по независящим от них причинам. Их назначение произво­дится адресно, т. е. после проверки органами социальной защиты уровня доходов с учетом имущества обратившегося (другими сло­вами, после проверки его нуждаемости в этой помощи). По этим признакам социальной помощью является ежемесячное пособие на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку ребенка до 16 лет (на учащегося общеобразовательного учрежде­ния — до окончания им обучения, но не более чем до достижения 18 лет).

2. Денежные выплаты, которые назначаются безработным, ут­ратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением срока его выплаты. Такие выплаты могут назначаться членам семьи безработного, не достигшим 18 лет (учащимся — 24 лет) и не имеющим самостоятельных источников дохода. Пре­имущественное право на получение материальной помощи име­ют семьи тех безработных, которые содержат инвалидов, воспи­тывают несовершеннолетних детей или ребенка-инвалида, явля­ются вынужденными переселенцами и др. При этом во внимание принимается также уровень среднедушевого дохода на каждого члена семьи безработного.

3. Субсидии на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг. Значение этого важного вида государственной социальной помо­щи будет возрастать по мере проведения жилищно-коммунальной реформы. Субсидия — это безналичная форма расчета с граждана­ми, предоставляемая при превышении платежей за жилье и ком­мунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и по нормативам потребления коммунальных услуг сверх установленного субъектами Российской Федерации уровня от со­вокупного дохода семьи. Максимально допустимая доля на оплату жилья и коммунальных услуг — это предельная величина сово­купного семейного бюджета на их оплату, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

4. Медико-социальная помощь, которая включает в себя профи­лактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, про­тезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособны­
ми и инвалидами, включая выплату пособия по временной не­ трудоспособности. Медико-социальная помощь оказывается ме­дицинскими, социальными работниками и иными специалиста­ми в учреждениях государственной, муниципальной и частной
системы здравоохранения, а также в учреждениях системы соци­альной защиты населения.

Понятие пенсии, виды пенсий

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство раз­личает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представ­ляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О го­сударственном пенсионном обеспечении в Российской Федера­ции», и которая предоставляется гражданам:

1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом
возраста;

3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий:

- пенсии за выслугу лет;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

- социальные пенсии.

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, ко­торые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на кото­рую определяется в соответствии с условиями и нормами, уста­новленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Рос­сийской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий:

- трудовая пенсия по возрасту;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в те­чение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определен­ного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные воз­растные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет не­обходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополни­тельными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении госу­дарственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболева­ний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможно­стей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанав­ливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохра­нения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

Наши рекомендации