Понятие экологического права, его предмет и метод.
Термин «Экология» (от греческого «ойкос» – дом, жилище, родина и «логос» – наука) дословно означает «наука о местообитании». Он был введен немецким биологом Э. Геккелем в 1866 г. для обозначения специальной биологической науки о взаимоотношениях живых организмов (включая человека) между собой и средой обитания. Постепенно смысл этого термина расширился. Сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимодействия общества с окружающей средой. Экология – наука о нашем общем и единственном доме – Земле.
Уже в XIX веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а в настоящий момент дело дошло до мирового кризиса в экологии из-за нарастания нагрузок на природную среду. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей стали глобальными проблемами. Если это будет продолжаться и дальше, то гибель человечества, по мнению многих экологов, неизбежна через два-три поколения.
Для поправки существующих ныне реалий необходима гармоничная система взаимодействия хозяйственной и экологической сфер, при которой производство развивалось бы не в ущерб экологической системе, а экосистема максимально использовалась бы для общественного производства, то есть «экологизация экономики» и «экономизация» экологии».
В целях создания такой системы нужен переворот в экологопользовании, который можно совершить лишь при его надлежащем правовом регулировании. Однако экологического права как окончательно сложившейся отрасли права пока нет, оно еще продолжает формироваться.
Для возникновения отрасли права в системе белорусского законодательства необходимы как минимум четыре условия:
- Наличие государственного интереса в создании такой отрасли;
- Четкое выражение специфики регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного регулирования;
- Потребность в особом методе правового регулирования;
- Наличие либо потребность в особых источниках права.
Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой.
Благодаря действию системообразующих факторов экологического права «правовая работа» разделена между конкретными отраслями и нормами права, каждая из которых выполняет свою определенную функцию, не дублируя другие. В то же время существует так называемый антиколлизионный механизм. Его смысл заключается в том, что в некоторых случаях бывает так, что один нормативно-правовой акт противоречит другому. Тогда для правового решения вопроса руководствуются более поздними нормами или вышестоящими законными актами.
Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, а также об экологическом праве как учебной дисциплине.
Для правильного применения правовых норм необходимо определение предмета правового регулирования. Новая Конституция Республики Беларусь значительно расширила круг регулируемых экологическим правом общественных отношений, обозначив объектом правоотношений окружающую среду в целом.
Экологическое право – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования природной среды для настоящего и будущего поколения людей.
Экологические общественные отношения – это исторически обусловленные производственные отношения, направленные на сохранение, улучшение, восстановление и эффективное использование природных объектов (экосистем).
Под предметом экологического права понимаются общественно-экономические отношения в области взаимодействия общества и природы. Он подразделяется на две группы:
1. Отраслевые экологические отношения - земельно-хранительные отношения по охране недр, лесоохранительные, водоохранительные, по охране животного мира и атмосферного воздуха.
2. Комплексные экологические отношения – охрана природных территорий, комплексов, заповедников и т.д.
Особенностью предмета экологического права является то, что экологические отношения возникают и развиваются по поводу охраны природных объектов и природной среды в целом.
Под методом экологического права понимается: сочетание экономических методов регулирования качества окружающей природной среды с административно-правовыми средствами воздействия на природопользователя.
Экологическое право проявляет себя в трех формах:
I. Правовые идеи, доктрины составляют в совокупности правовую концепцию взаимодействия общества и природы.
II. Нормы экологического права устанавливают определенные правила поведения человека в отношениях использования и охраны окружающей среды. Эти нормы в совокупности образуют экологическое законодательство.
III. Правоотношения – необходимый элемент экологического права, без него оно остается «бумажным», не достигается та цель, которая была поставлена законом для охраны окружающей среды.
Суммируя все вышеизложенное можно сделать вывод, что экологическое право определяется как совокупность норм и правоотношений, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Нормами экологического права называются такие правила поведения, которые регулируют отношения людей по поводу охраны и использования природы.
Нормы экологического права также имеют свою классификацию.
По содержанию экологические нормы подразделяются на:
Нормы-принципы. Они закрепляют основные положения охраны природы, например, «закон об охране окружающей среды»).
Нормы-приоритеты. Они устанавливают правовые преимущества в охране и использовании природы, одних объектов над другими. В свою очередь нормы приоритеты делятся на:
а) Отраслевые приоритеты – содержащиеся в природно-ресурсовых отраслях законодательства.
б) Межотраслевые приоритеты – устанавливают преимущества в охране одних природных объектов над другими.
в) Общие экологические приоритеты – закрепляют преимущества обеспечения качества окружающей природной среды, оптимальные условия для жизни и здоровья человека.
Нормы-правила – содержат экологические требования применительно к конкретной сфере экологического правоотношения. Они также имеют свою градацию и подразделяются на:
а) Предупредительные;
б) Запретительные;
в) Восстановительные. Они содержат требования к нарушителю о восстановлении нарушенного состояния природной среды и возмещение затрат;
г) Карательные – привлечение к юридической ответственности.;
д) Поощрительные – материальное стимулирование за выполнение мероприятий по охране окружающей природной среды.;
е) Разрешительные и обязывающие – устанавливают право на определенное воздействие на природную среду и провозглашают экологические требования в различных сферах.