Родионова анна владимировна (учащаяся)
Помазан Ирина Васильевна (педагог, школа № 578)
МОЙ ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ПРОФЕССИИ ЭКОЛОГ»
Актуальность.
В скором будущем мне будет необходимо сделать выбор - куда поступить и кем работать. Именно поэтому я хочу заранее убедиться, подойдет ли мне интересующая меня профессия - эколог. Считаю, что сейчас важно лично определиться профессионально.
В своей работе я буду опираться на основную формулу профессиональной ориентации «хочу – могу – надо».
Цель работы:профессиональное самоопределение.
Гипотеза: Я предполагаю, что мне подходит профессия эколог.
Задачи:
1. Ознакомиться с литературой по интересующей теме.
2. Пройти анкетирование по проф. ориентации со специалистом.
3. Проанализировать полученные данные.
4. Подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Методы исследования:анкетирование, сравнение и обобщение.
«Хочу»
При выборе профессии очень важно учитывать собственные интересы и жизненные ценности. Для меня очень важно, чтобы моя деятельность приносила реальную пользу обществу и была широко применима в повседневной жизни.
Экология даёт мне возможность реализовать себя с данной позиции. Мы живём на одной планете, и именно экология гарантирует благополучие и комфорт. Экология заботится о мирном сосуществовании человека с природой. Также мне бы хотелось, чтобы моя будущая профессия предоставляла мне возможность вести исследовательскую и научно-просветительскую деятельность. Именно в сфере экологии переплетаются наука, исследовательская деятельность, возможность проявить себя как разработчика и изобретателя, а также организационная деятельность среди населения.
Я решила проверить сферу своих интересов при помощи профессиональных методик. Остановилась на методике «Профиль» [3]. Проанализировав свои ответы, я выяснила, что меня очень интересуют предметы химико-биологического направления. Экология как раз соответствует данному профилю.
«Могу»
Каким должен быть эколог? Человек, решивший стать экологом, должен иметь математические и аналитические способности, логическое мышление, развитую память, способность переносить физическое и психическое напряжение в разных погодных и географических условиях. Также профессионал в этой сфере должен обладать сильным иммунитетом к различным простудным заболеваниям, хорошим зрением, крепкой сердечно-сосудистой системой. Проецируя эти данные на себя, я могу сказать, что профессиональные качества эколога совпадают с моими навыками.
Я решила проверить сферу своих интересов при помощи профессиональных методик. Обратившись к специалисту и пройдя анкетирование (по методике «Профиль»), выяснилось, что меня очень интересуют предметы химико-биологического направления.
Экология как раз соответствует данному профилю.
Но у меня присутствуют медицинские ограничения, с которыми работать в данной сфере будет сложно. Методика «Моё здоровье» [3] подтвердила, я не зря обращаю внимание на своё физическое состояние при выборе дальнейшего профессионального пути. Обладая склонностью к простудным и вирусным заболеваниям, в силу ослабленного иммунитета, я сделаю акцент в своём стремлении работать в области экологии на научно-исследовательскую деятельность. Или если я буду более узкопрофильным специалистом, закреплённым на определённом участке, к примеру, урбанистом-экологом, то, в таком случае, у меня не будет надобности в постоянной смене географии деятельности. Таким образом, я смогу больше времени уделять и здоровью, и работе. Укрепив своё здоровье, я смогу обладать большим выбором для самореализации в области экологии.
«Надо»
В настоящее время экология занимает далеко не последнее место среди других наук. И её влияние на нашу жизнь велико, так как сфера экологии охватывает все структуры нашей планеты, везде – от микромира до космоса. Из этого можно сделать вывод, что эколог – профессия необходимая для мирного сосуществования человека и природы. Опираясь на «Атлас профессий будущего» [1], разработанный Агентством стратегических инициатив совместно со Сколково, я могу рассмотреть список новых профессий, которые появятся до 2030 года. Согласно Атласу, отрасль биотехнологий является одной из наиболее перспективных: в течение следующих лет она будет не только развиваться сама, но и в корне влиять на другие сферы деятельности человека. В отрасли биотехнологий присутствуют такие профессии, как урбанист-эколог и парковый эколог. Исходя из этого, я смело могу сказать, что отрасль, в которой буду работать, будет востребована, и я также буду востребованным специалистом.
Пути достижения моей цели
Мне кажется, что в нашей стране существует ещё немного факультетов и вузов, связанных с экологией. Наиболее перспективным, на мой взгляд, является факультет Экологии и природопользования МГУ. Факультеты экологии есть в ещё нескольких известных и сильных вузах Москвы: в Российском химико-технологическом университете имени Д.И. Менделеева и Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана. Хотя эти вузы тоже тесно связаны с научной сферой деятельности, они нацелены на другие профили: химию и физику соответственно.
Помимо московских вузов связанные с экологией факультеты существуют и у нас в Санкт-Петербурге.
По данному профилю профессионалов готовят в СПбГУ и Российском Государственном Гидрометеорологическом университете.
Также можно обратить внимание на Государственный технологический институт растительных полимеров, где обучают специалистов по направлению «Инженерно-экологический факультет».
В СПбГУ Телекоммуникаций имени М.А. Бонч-Бруевича есть направление «Экология и природопользование».
Исходя из всего перечисленного, я могу сказать, что существует реальная возможность получить хорошее профессиональное образование в данной отрасли.
Вывод
Раскрыв все наиболее важные аспекты при выборе профессии, я увидела, что есть область совпадения моих «Хочу», «Могу» и «Надо». Опираясь на перечисленные мною факты, я могу сделать вывод, что профессия эколога соответствует моим интересам и даст мне возможность реализовать свои способности и, скорее всего, я не буду сожалеть о выборе данной профессии.
Моя гипотеза нашла своё подтверждение - я на правильном пути.
Список источников
1. Атлас новых профессий (http://atlas100.ru/) – Агентство Стратегических инициатив, Сколково.
2. «Вузы Санкт – Петербурга 2015/2016. Справочник для поступающих» - Издательский дом «Инкери», 2015 г.
3. «Психология и выбор профессии» - Резапкина Г.В., изд. «Генезис», 2014 г.
4. http://www.provuz.ru/vuz/spec/020800/ (Перечень вузов)
5. «99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы», 2-е издание – Романова Е.С., изд. «Питер», 2006 г.
Гочуа Виктория Дмитриевна (учащаяся)
Алексеева Ирина Сергеевна (педагог, школа № 581)