Правовая психология и правовая идеология как элементы правосознания.
Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей (классов, наций, народа) к действующему и желаемому праву.
Структура правосознания 1)Правовая идеология
Правовая психология
Правовая идеология - это идеи, теории, убеждения, понятия, взгляды, выражающие отношение людей к действующему и желаемому праву.
Структура правовой идеологии включает следующие элементы:
1. понятия и представления о праве и правовых явлениях общества;
2. юридические идеи, категории, направленные на раскрытие сущности и законов развития правовой жизни;
3. теории и учения, характеризующие взятую в развитии правовую систему;
4. взгляды мировоззренческого порядка, господствующие юридические доктрины и т.д.
Правовая психология - это чувства, эмоции, переживания, которые испытывают люди по поводу тех или иных проявлений права: издания юридических норм, их реализации, законности и др. Можно сказать, что правовая психология - это своего родачувство права и законности.
правовой мотив - оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиций актуализированной потребности;
правовая установка - особое состояние психологического склада личности, предрасполагающее к определенной активности с позиций определенной потребности и личностного интереса;
ценностно-правовые ориентации - совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, законности, уважения к праву, солидарность с его требованиями и др.), определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, его институтам, отдельному предписанию;
правовая сплоченность - особая социально-психологическая форма организованности, высшая степень духовного единства людей, проявляющегося во взаимодействии друг с другом в правовой сфере общественной жизни;
чувство законности - особый социально-психологический настрой личности, обеспечивающий в ситуациях, регулируемых правом, выбор исключительно правомерных вариантов поведения, а также готовность следовать правовым предписаниям в указанном ими направлении.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Правовое воспитание (в узком смысле) — целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целыо формирования высокого уровня правовой культуры.
В задачи правового воспитания входит формирование:
§ знаний о праве;
§ внутреннего уважения к праву;
§ умения применять правовые знания на практике;
§ привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.
Кформам правового воспитания относятся:
§ правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
§ правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
§ правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
§ юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).
Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего,убеждение ипринуждение, личный пример, поощрение и др.
Средства правового воспитания делятся:
§ на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);
§ устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).
Психология личности юриста. Требования, предъявляемые к работникам правоохранительных органов.
Несмотря на разнообразие специальностей правоохранительной и правоприменительной деятельности, выдвигающих несколько различные требования к личным качествам кандидатов, можно выделить общие моменты, присущие и следственной, и прокурорской, и судебной, и юрисконсультской деятельности. В зависимости от особенностей того или иного вида деятельности удельный вес, значимость каждой отдельно взятой подструктуры в какой-то степени меняется, тем не менее основа, костяк психограммы юриста остается неизменным.
Правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур разного должностного положения довольно четко регламентирована.
Отступление от своих служебных обязанностей, нарушение юристом должностных полномочий рассматривается как нарушение закона, что свидетельствует прежде всего о низком уровне его профессиональной компетентности. Данное обстоятельство формирует требование к строгому соблюдению правовых норм, которое должно быть органично интегрировано в ценностные структуры личности юриста. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы – одна из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых потребностей, влияющих на качество работы сотрудников правовых структур.
Стрессогенный характер работы юристов, особенно работников оперативно-следственных отделов, предъявляет высокие требования к качествам человека, способствующим преодолению дестабилизирующих факторов. Претенденты на должность в правоохранительных органах должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью, толерантностью к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень нервно-психической, эмоциональной устойчивости, что следует рассматривать в качестве важнейших факторов их профессиональной пригодности.
Необходимыми качествами работника правоохранительных органов являются самостоятельность и ответственность. Так, следователь принимает все решения об осуществлении следственных действий самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Процессуальная самостоятельность следователя, прокурора, судьи в пределах, определяемых законом, предполагает высокий уровень ответственности, волевых качеств и организаторских способностей.
Умение работать с людьми – важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Установление официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов, учет индивидуально-психологических особенностей участников правоотношений, умение поддерживать благоприятный психологический климат в трудовом коллективе, разрешать конфликтные ситуации требуют от юриста личного высокого уровня коммуникативных навыков и соблюдения правил этики делового общения.
14. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура).
Общение – тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.
Можно сказать, что общение – особый, самостоятельный вид профессиональной деятельности юриста, особенно когда речь идет о допросе, судебном рассмотрении дела и т. п.
Говоря о профессиональном общении юристов, необходимо подчеркнуть одну важную особенность: оно нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как: прием заявлений у граждан; допрос в ходе предварительного следствия ;допрос в суде при рассмотрении уголовных дел, допрос и получение соответствующих объяснений у лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве; судебные прения сторон, обмен репликами, произнесение последнего слова подсудимым ;судебные прения, обмен репликами сторон в судебном заседании при рассмотрении гражданско-правовых споров .
Особые вид и режим процесса профессиональной коммуникации предусмотрены законодателем и при вынесении приговора по уголовным делам , в ходе принятия решения по гражданско-правовым спорам.
Необходимо учитывать в профессиональном общении юриста не только его процессуальные (допрос, очная ставка и т. д.), но и непроцессуальные формы, в основе которых лежат принятые в обществе, в той или иной социальной среде правила речевого поведения, устойчивые этикетные формулы обращения, отражающие внешние проявления отношения любого человека к окружающим его людям, различным социальным ценностям. В контексте подобных весьма распространенных случаев общения следует говорить о непроцессуальном общении юриста.
В структуре общения юриста выделяются три его непременные составные части:
1) коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми;
2) перцептивная сторона, т. е. процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и установления на этой основе взаимопонимания между ними;
3) интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения.