Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Первый Указ № 24-2000 г. (преамбула, абзац второй) концептуально устанавливает, что «национальная безопасность» - это безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Второй Указ № 537 (пункт 6) уточняет и несколько детализирует, что такое «национальная безопасность», исходя из стратегических задач:

«Национальная безопасность» - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Закон говорит, что«Жизненно важные интересы» - не что иное, как совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

При этом, последний Указ № 537-2009 г. акцентирует внимание уже на «национальных интересах Российской Федерации» - как совокупности внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся:

личность - ее права и свободы;

общество - его материальные и духовные ценности;

государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Согласно статье 3 Закона, угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Второй Указ № 537-2009 г. регламентируя вопросы Стратегии национально безопасности, соответственно, определяет и «угрозу национальной безопасности» - т.е. прямую или косвенную возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Одновременно Указом вводится новая, скорее сказать относительно новая нормативная величина «стратегические национальные приоритеты» - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.

Указ № 537 2009 года в приоре выводит на качественно новый инструментарий защиты «Систему обеспечения национальной безопасности» - силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Согласно статье 8 Закона, систему безопасности образуют следующие ее основные элементы:

- органы законодательной, исполнительной и судебной властей (т.е. три ветви власти, согласно Конституции);

- государственные, общественные и иные организации и объединения;

- граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом;

- законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Указ № 537-2009 г. под «Силами обеспечения национальной безопасности» понимает - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

А под «Средства обеспечения национальной безопасности», соответственно, - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Создание иных систем, органов и элементов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается. Эта ограничительная норма важная для «охранных организаций» и для их деятельности.

Понимая все перечисленное по теме «национальная безопасность», легче отвечать на вопрос – какое место Охранные организации занимают в системе, среди элементов обеспечения национальной безопасности, какие силы и средства разрешены для данного государственного предприятия.

Наши рекомендации