ЛЕкционный материал по Модулю
ЛЕкционный материал по Модулю
«Подготовка частных охранников 6-го разряда»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
I. ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА
(для частных охранников 6-го разряда)
Наименования учебных тем | ||||
Тема 1. Правовое регулирование частной охранной деятельности. | ||||
Тема 2. Основы уголовного законодательства. | ||||
Тема 3. Основы административного законодательства. | ||||
Тема 4. Применение оружия и специальных средств при осуществлении частной охранной деятельности. | ||||
Тема 5. Основы гражданского и трудового законодательства. | ||||
ИТОГО | ||||
Зачет |
Тема 1. Правовое регулирование частной охранной деятельности.
Тема 2. Основы уголовного законодательства стр.76.
Тема 3. Основы административного законодательства. Стр 129
Тема 4. Применение оружия и специальных средств при осуществлении частной охранной деятельности стр306.
Тема 5. Основы гражданского и трудового законодательства.
- .
Форма существования норм права – нормативно-правовые акты.
Нормы права имеют качественное различие. Нормы административного права качественно отличаются от норм уголовного права. Тем не менее, нормы права образуют связь между собой, т.к. каждая из них является выражением и воплощением государственной воли ( Например, ст. 20.1 КоАП РФ и ст. 213 УК РФ – мелкое хулиганство и хулиганство).
Структура нормы права представляет собой ее внутреннее строение. В качестве ее структурных элементов выступают ее составные части (элементы) - гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза (предположение)это элементправовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. (Например, при достижении определенного возраста гражданина—субъекта права)
Диспозиция (распоряжение) элемент нормы права, в котором содержится само правило поведения, указание на права и обязанности сторон — участников правоотношений, возникающие и реализующиеся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является основой, ядром нормы права. (Например, нарушение ПДД).
Санкция (взыскание) представляет собой такую часть правовой нормы, в которой определяются последствия ее нарушения, предусматриваются меры государственного воздействия в отношении ее нарушителей (проще говоря – в санкции указываются вид и мера наказания, которое должно быть применено к нарушителю правила, изложенного в диспозиции). (Например, за совершение террористического акта лицо подлежит уголовной ответственности и лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет).
Субъекты права.
Физические лица и Юридические лица
Физические лица это: Юридические лица это:
- граждане; - государство в целом;
- лица без гражданства; - организации;
- иностранцы; - государственные и муниципальные
предприятия;
- общественные организации;
- религиозные организации;
- благотворительные и иные фонды;
- и др.
В РФ устанавливается и защищается идеологическое и политическое многообразие.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Человек обладает обширным комплексом прав и свобод, несет обязанности.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье.
В данной статье законодатель выделяет два вида частной детективной и охранной деятельности, один из которых заключается в осуществлении сыска, а другой - в предоставлении услуг по охране. На основании ст. 17 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" частные детективы и частные детективные предприятия, осуществляющие сыскную деятельность, должны иметь лицензию специально установленной формы.
В целях проведения сыска частным детективам и объединениям частных детективных предприятий разрешается осуществлять сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса. Под договорной основой в данном случае нужно понимать следующее: частный детектив или лицо, состоящее в частном детективном предприятии, может осуществлять сбор сведений по гражданским делам лишь в том случае, если у участников гражданского процесса не возникло на этот счет возражений и при этом не нарушаются их права и законные интересы.
Однако следует учесть, что законом не предусмотрен перечень участников гражданского процесса. Несмотря на это, всех участников гражданского процесса можно разделить на три основные группы: к первой группе относятся суд и судебный исполнитель; вторую группу составляют лица, участвующие в деле. Это стороны, третьи лица и другие участники, перечисленные в ст. 29 ГПК РСФСР, которые, в свою очередь, делятся на две группы: а) лица, имеющие как материально-, так и процессуально - правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие от своего имени и в защиту своих интересов (это стороны и третьи лица); б) лица, имеющие только процессуально - правовую заинтересованность в исходе дела, выступающие в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов. Третья группа - это участники процесса, содействующие нормальному осуществлению правосудия (свидетели, эксперты, переводчики, представители общественности и судебные представители). Суд, являясь главным и основным участником гражданского процесса, как правило, не противоречит интересам других участников и поэтому должен содействовать наиболее полной реализации прав остальных участников процесса.
Сбор сведений по уголовным делам осуществляется в порядке, предусмотренном для сбора сведений по гражданским делам. Единственным исключением и обязательным условием для данной категории дел является то, что частный детектив, осуществляющий сбор сведений по уголовным делам, обязан в течение суток с момента заключения договора с клиентом на сбор таких сведений письменно уведомить об этом лица, производящие дознание (следователя, прокурора), или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.
Остальные услуги, перечисленные в ч. 2 ст. 3, определяются условиями договора, заключаемого между лицом, осуществляющим сыскную деятельность, и его клиентом; они действуют в той части, в которой это не противоречит законодательству РФ и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Так же как и в случае осуществления сыскной деятельности, при оказании охранных услуг частными охранниками или частными охранными предприятиями должны соблюдаться правила и порядок лицензирования данного вида деятельности. Согласно Закону РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязательному лицензированию подлежит негосударственная (частная) охранная деятельность.
В целях осуществления охраны частным охранникам, частным охранным предприятиям и охранно - сыскным подразделениям разрешается оказывать услуги по охране и защите жизни и здоровья граждан. Между сторонами заключается возмездный договор, на основании которого сторона, осуществляющая частную охранную деятельность, принимает на себя обязательства по охране жизни и здоровья своего клиента, а другая сторона, в свою очередь, обязуется оплатить оказываемые услуги. Порядок и условия осуществления данной услуги определяются сторонами самостоятельно.
Также разрешается осуществлять деятельность, связанную с охраной имущества собственников. Имущество может являться как движимым, так и недвижимым. Если имущество движимое и подлежит транспортировке или перемещению, то лицам, осуществляющим данный вид деятельности, разрешается сопровождение охраняемого объекта.
На основании ст. 17 Закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для оказания услуг по проведению монтажа, проектирования и эксплуатационного обслуживания средств охранно - пожарной сигнализации требуется специальное разрешение (лицензия).
В отдельный вид охранных услуг Закон выделяет консультирование и подготовку рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. Данный вид услуги предполагает выдачу клиенту заключения о степени надежности системы имеющейся у него охраны с точки зрения его личной безопасности либо безопасности его имущества и выдачу рекомендаций о необходимости принятия тех или иных охранных мер, позволяющих повысить уровень безопасности. При этом консультирование может касаться как в целом всей системы охраны, включающей в себя вопросы защиты жизни и здоровья клиента, работников организации, всего имущественного комплекса организации или физического лица, так и выдачу рекомендаций по вопросу обеспечения надежной охраны жизни и здоровья, имущества при совершении конкретной операции (например, транспортировка груза, поездка сотрудников в командировку, связанную с потенциальным риском, и т.д.). Данный вид охранных услуг конкретизирован как "подготовка рекомендаций заказчикам по вопросам физической, технической и иной правомерной защиты от противоправных посягательств, а также по защите информации и технологий юридических и физических лиц".
Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации также отнесены к видам охранных услуг. При оказании таких услуг следует иметь в виду, что согласно ст. 17 Закона N 128-ФЗ выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к лицензируемым видам деятельности. Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2002 г. N 373 (ред. от 20 июня 2005 г.) утверждено Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Согласно данному Положению производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включает в себя осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, молниезащиты, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Таким образом, охранному предприятию или охранно-сыскному подразделению на предприятии для оказания услуг по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации требуется получить лицензию. При этом у предприятия при условии оказания иных охранных услуг будет две лицензии: одна - разрешающая негосударственную (частную) охранную деятельность, другая - разрешающая проектирование, монтаж и обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации. Следовательно предлагается учесть необходимость наличия у охранного предприятия двух лицензий при оказании данного вида охранных услуг.
Частные охранники, частные охранные предприятия и охранно - сыскные подразделения должны обеспечивать порядок в местах проведения массовых мероприятий. Им предоставляется также право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка.
Осуществление видов деятельности и оказание услуг, перечисленных в ст. 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", возможно лишь в том случае, если четко определен правовой статус юридического или физического лица и имеется лицензия, дающая право на занятие той или иной деятельностью.
Занятие 5.
К отраслевому законодательству, регламентирующему «охранную деятельность», относятся:
Прежде всего- это Закон Российской Федерации «О безопасности»…
Концепция национальной безопасности утверждена Указом Президента Российской Федерации № 24-2000 г., а 12 мая т.г. другим Указом Президента Российской Федерации № 537 - уточнены Стратегические задачи и направления национальной безопасности на период до 2020 года (т.е. на ближайшие 11 лет).
Вместе с тем, правовой режим «безопасность» определяет именно названный Закон, который вместе с перечисленными Указами составляет главный тройник нормативов, решающих вопросы кто, от кого и каким образом должен защищать или, в силу задач нашей лекции допускается говорить, «охранять» (что по смысловому значению практически одно и то же).
В частности, Закон «О безопасности» (статья 1) объявляет:
Занятие 6.
Комментарий к статье 14
1. Предприятиям любой организационно - правовой формы, находящимся на территории Российской Федерации, в целях осуществления охранно - сыскной деятельности разрешается создавать собственные службы безопасности.
Руководитель и персонал служб безопасности обязаны в установленном законом порядке получить лицензии на занятие частной детективной деятельностью и деятельностью на оказание услуг в сфере охраны.
Отказ в выдаче, продление срока действия, аннулирование лицензий и обжалование решений органов внутренних дел осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом для частных детективов и охранников.
Службы безопасности имеют право осуществлять соответствующую охранно - сыскную деятельность только для обеспечения безопасности предприятия, в состав которого они входят.
В настоящей статье предусмотрено право юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы создавать в интересах собственной безопасности обособленные подразделения (службы безопасности) для осуществления охранно-сыскной деятельности. По своему правовому статусу службы безопасности не являются самостоятельными юридическими лицами. Однако в связи с особенностями вида деятельности, которым должно заниматься охранно-сыскное подразделение, целесообразно выделить его на отдельный баланс. Также Закон не запрещает иметь службе безопасности (далее также - СБ) отдельные текущие и расчетные счета.
Правовая природа служб безопасности аналогична природе филиалов, положение которых регламентируется ст. 55 ГК РФ.
2. Часть 2 комментируемой статьи распространяет на руководителей и персонал служб безопасности требования Закона о частной и детективной деятельности. Соответственно, руководителю службы безопасности необходимо иметь лицензию частного детектива, если СБ планирует осуществлять сыскную деятельность, либо удостоверение охранника, если СБ будет заниматься охранной деятельностью. Порядок получения лицензии частного детектива определен в Положении о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности, а также Инструкцией о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью. Порядок получения удостоверения охранника регулируется названной Инструкцией.
Службы безопасности осуществляют свою деятельность на основании устава, утвержденного учредителем СБ и согласованного с органами внутренних дел по месту своего учреждения.
В соответствии с ч. 2 п. 2.4.2 Инструкции о порядке лицензирования учредители службы безопасности представляют в соответствующий ОВД заявление о согласовании устава службы безопасности по форме N 4, утв. Приказом МВД России от 22 августа 1992 г. N 292. Одновременно с заявлением о согласовании устава подаются сведения о характере и направлениях сыскной деятельности, составе и предполагаемой численности персонала (частных детективов), о наличии специальных средств, технических и иных средств, а также о потребности в них, и подается записка, в которой перечисляются виды охранных услуг и указывается предполагаемая территория деятельности СБ, данные о планируемом численном составе ее персонала (охранников), намерении использования и потребности в технических и иных средствах, специальных средствах и оружии. Если СБ планирует осуществлять охранные услуги, связанные с проектированием, монтажом, пусконаладочными работами и эксплуатационным обслуживанием средств охранно-пожарной сигнализации, то необходимо представить положительное заключение уполномоченного территориального лицензирующего органа (МЧС России).
На деятельность СБ и ее персонала распространяются все ограничения, предусмотренные в ст. 7 Закона, а также требования раздела 5 Закона, устанавливающего порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной детективной и охранной деятельности.
Кроме того, главным отличительным признаком охранно-сыскных подразделений от самостоятельных охранных и детективных предприятий является то обстоятельство, что СБ вправе оказывать охранно-сыскные услуги только в интересах учредившего их юридического лица. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.
Занятие 7.
Газовый пистолет
ТУ БВ-Г.000
Наручники
ТУ 87.2.026-88
Занятие 8.
Применению гражданского и служебного оружия должно предшествовать предупреждение о намерении его применения и предоставление достаточного времени для выполнения требований частного детектива или охранника, кроме тех случаев, когда промедление в использовании оружия создает непосредственную опасность их жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.
В ситуациях, когда применение оружия неизбежно, частный детектив или охранник обязан проявлять сдержанность, действовать исходя из складывающейся обстановки и той цели, которая должна быть достигнута, сводя к минимуму возможность причинения ущерба, нанесения телесных повреждений и иных тяжких последствий.
При применении оружия должно быть обеспечено предоставление доврачебной помощи, уведомление о происшедшем в возможно короткий срок органов здравоохранения и внутренних дел. Обо всех случаях причинения телесных повреждений частный детектив или охранник обязан в возможно короткий срок уведомить об этом органы здравоохранения и внутренних дел. Частный детектив или охранник обязан также немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.
Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.
Изучение положений статей 1-6, 9, 12, 13, 15, 21, 22, 24-27 Федерального закона «Об оружии».
Настоящий Федеральный закон «Об оружии» регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
Положения настоящего Федерального закона распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.
Однако данный закон и последующие нормативные акты, посвящённые этой теме, будут рассмотрены относительно деятельности частных охранных организаций, которым законодательством РФ разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия.
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов;
огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда;
основные части огнестрельного оружия - ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка;
холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения;
метательное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства;
пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа;
газовое оружие - оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ;
боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание;
патрон - устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение;
сигнальное оружие - оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов;
оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее - оружие) - производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации;
производство оружия - исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей.
К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия).
Статья 2. Виды оружия
Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:
1) гражданское;
2) служебное;
3) боевое ручное стрелковое и холодное.
Статья 4. Служебное оружие
К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами).
К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие.
Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать требованиям государственных стандартов Российской Федерации.
Порядок оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 9.1. Лицензирование производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов, торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговли патронами к оружию, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию
Производство оружия и основных частей огнестрельного оружия, производство патронов к оружию и составных частей патронов, торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговля патронами к оружию, коллекционирование и экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Юридическим лицам и гражданам запрещаются хранение и использование найденного ими или переданного им огнестрельного оружия, собственниками которого они не являются. Такое оружие подлежит немедленной сдаче в органы внутренних дел.
Гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.
Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Правовой статус охранника.
В Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», статья 11.1 определен правовой статус охранника.
Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:
1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;
2) не достигшие восемнадцати лет;
3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации;
5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
7) не прошедшие профессиональной подготовки для работы в качестве охранника;
8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности подразделения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителями либо министром внутренних дел, начальником управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц;
9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;
10) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части четвертой настоящей статьи, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;
11) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 11.1
Комментируемая статья была внесена Федеральным законом от 06.06.2005 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
С учетом того что охранные услуги могут оказывать только юридические лица со специальной правоспособностью, а одним из обязательных требований для получения лицензии на осуществление охранной деятельности является наличие у работников лицензиата правового статуса частного охранника, логично было на законодательном уровне определить правовой статус частного охранника.
В самом широком смысле под правовым статусом понимается юридически закрепленное положение личности в обществе. Очевидно, что ввиду сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций и имеет ряд социальных ролей. Задача государства - урегулировать сложившиеся в обществе отношения, поэтому с помощью правовых средств, находящихся в его распоряжении, оно фиксирует социальное положение индивида, а также соответствующую ему роль - общественную функцию. В результате этого образуется правовой статус лица. И поскольку социальных статусов множество, можно говорить о существовании множества правовых статусов у одного лица, (например, статус гражданина РФ, статус государственного чиновника, статус налогоплательщика и т.д.).
Охрана жизни и здоровья человека, имущества - одна из важных социальных функций, ролей индивида, необходимая в цивилизованном обществе с учетом отсутствия необходимости возлагать на государственные правоохранительные органы выполнение охранных функций в полном объеме в условиях многовариантных жизненных ситуаций.
До принятия Федерального закона от 06.06.2005 N 59-ФЗ в комментируемом Законе отсутствовали нормы, прямо регулировавшие правовой статус частного охранника, как, например, в статье 4 Закона, определявшей статус частного детектива.
Под частным охранником следует понимать физическое лицо, достигшее 18 лет, являющееся гражданином РФ, имеющее удостоверение частного охранника, выданного органами внутренних дел, и работающее по трудовому договору с охранной организацией, в трудовую функцию которого входит оказание охранных услуг, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона о частной детективной и охранной деятельности.
Следует обратить внимание, что новеллой является снижение возраста, с которого лицо может претендовать на получение статуса частного охранника, до 18 лет.
С учетом положений пункта 2.2.9 Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью, утв. Приказом МВД РФ от 22.08.1992 N 292, лицо могло получить удостоверение частного охранника только по достижении 21 года.
Федеральный закон от 06.06.2005 N 59-ФЗ, внесший изменения в комментируемый Закон, официально был впервые опубликован в "Российской газете" N 122 от 09.06.2005 года. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Таким образом, новелла о праве гражданина получить удостоверение охранника с 18 лет вступила в силу с 20 июня 2005 года.
Наука «Уголовное право»
От уголовного права как отрасли права следует отличать науку уголовного права, которая является частью юридической науки. Наука уголовного права представляет собой систему развивающегося знания о преступлении и наказании. Предмет науки уголовного права шире предмета уголовного права. Наука уголовного права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования уголовного законодательства, а также механизм уголовно-правовой охраны и уголовно-правового регулирования. Кроме того, в предмет науки уголовного права входят:
а) история развития уголовного законодательства;
б) уголовное законодательство зарубежных государств;
в) история науки уголовного права.
Методологической основой науки уголовного права являются общефилософские законы и категории. В науке уголовного права широко используется логическая форма познания, выступающая в виде специально-юридических (формально-логических) методов и приемов познания, что составляет сердцевину методологии в любой сфере научного познания. Характерной чертой формально-догматического (логического) метода является юридическая разработка действующего права лишь в рамках определенных границ; он сводится к систематизации действующих норм права путем их классификационного описания, проводимого с точки зрения их внутренних технико-юридических связей и различий. Однако этот метод сочетается с приемами диалектического метода, как-то: восхождение от единичного к общему; индукция и дедукция; анализ и синтез; единство исторического и логического; восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному и т.д. Эти приемы используются в правотворческой и правоприменительной деятельности. Особое значение им придается при квалификации преступления. Следует отметить, что с помощью логического метода выявляется соответствие основных уголовно-правовых понятий объективной реальности. Логический подход к объяснению уголовно-правовых явлений предполагает использование методов историзма в науке уголовного права. Рассмотрение основных категорий и институтов уголовного права в их историческом развитии поз<