Возможность изменения персонального состава участников общества.
Сравнительно-правовой анализ хозяйственного общества
и унитарного предприятия
Сравнение различных форм коммерческих корпораций
Классификация хозяйственных обществ
2.2.1. Акционерное общество
Понятие публичного акционерного общества
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО - акционерное общество, чьи акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах <*>(п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, ст. 7 Закона об АО).
--------------------------------
<*>Часть 11 ст. 3 Закона N 99-ФЗ в момент принятия этого Закона устанавливала, что акционерные общества, созданные до дня его вступления в силу (1 сентября 2014 г.) и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.
Банк России в письме от 18 августа 2014 г. N 06-52/6680 выразил позицию, что акционерные общества признаются публичными и в том случае, если они когда-либо до вступления в силу Закона N 99-ФЗ (1 сентября 2014 г.) размещали акции путем открытой подписки и (или) их акции находились в свободном обращении, независимо от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным.
Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
Понятие публичного акционерного общества
Акционерные общества не признаются публичными, если:
- на день вступления в силу Закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ (1 сентября 2014 г.) они являлись закрытыми обществами или открытыми, но получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах;
- погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах (ч. 11 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ с изм., внесенными Законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ).
Отказ от статуса публичного общества <*>
--------------------------------
<*> Отказ от публичного статуса осуществляется путем внесения в устав АО соответствующих изменений и обращения в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством РФ о ценных бумагах. Решения по этому вопросу принимаются общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев всех голосующих акций, принимающих участие в собрании. Голосующими по данным вопросам являются и акционеры - владельцы привилегированных акций. (ч. 11.1 ст. 3 Закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ, с изм., внесенными Законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ).
Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ (1 сентября 2014 г.), которые отвечают признакам публичного АО, предусмотренным п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, вправе отказаться от публичного статуса при наличии следующих условий:
- если на день вступления в силу Закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ акции такого общества или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
- число акционеров не превышает 500.
Обязанность акционерного общества о приведении правового
статуса в соответствие с фактическими обстоятельствами
Акционерное общество, созданное до 1 сентября 2014 г., устав и фирменное наименование которого на день вступления в силу Закона от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ содержат указание на то, что оно является публичным, и к которому не применяются положения п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, определяющие признаки публичного акционерного общества, в течение пяти лет со дня вступления Закона от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ обязано:
- обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества либо
- внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного (указанное решение принимается общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании).
Условием государственной регистрации изменений в устав АО является представление документа, подтверждающего принятие Банком России решения об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах или об отсутствии у АО указанной обязанности (п. 7 ст. 27 Закона от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ).
Особенности правового регулирования публичных обществ
- фирменное наименование общества должно содержать указание на то, что оно является публичным;
- компетенция общего собрания акционеров должна быть предусмотрена законом и не может быть расширена положениями устава;
- в публичном обществе должен обязательно образовываться наблюдательный совет, число членов которого не может быть менее пяти (п. 4 ст. 65.3 ГК РФ);
- количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру, не могут быть ограничены;
- не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с ГК РФ и Законом об АО.
Понятие и особенности правового регулирования непубличных
обществ
НЕПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО - акционерное общество, чьи акции и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в его акции, не могут обращаться путем открытой подписки или иным образом предлагаться для приобретений неограниченному кругу лиц.
В соответствии со ст. 66.3 ГК РФ в отношении непубличных обществ:
- компетенция общего собрания может быть расширена положениями устава общества;
- возможно передать ряд полномочий от общего собрания акционеров (участников), кроме перечисленных в самом ГК РФ, совету директоров или правлению <*>;
--------------------------------
<*> В соответствии с Законом об АО возможно передать компетенцию общего собрания только совету директоров (п. 2.1 ст. 48 Закона об АО).
- функции правления общества полностью или в части могут быть переданы совету директоров или ЕИО;
- ревизионная комиссия может не создаваться, при этом непубличное акционерное общество должно привлекать аудитора;
- в уставе общества может быть предусмотрен иной, отличный от установленного законами, порядок созыва, подготовки и проведения общих собраний акционеров (участников), принятия ими решений, при условии, что такие изменения не лишают его участников права на участие в общем собрании и на получение информации о нем;
- в уставе могут быть предусмотрены иные, чем в Законе, требования к количественному составу, порядку формирования и проведения заседаний совета директоров и правления.
Понятие и особенности правового регулирования
непубличных обществ
Уставом непубличного акционерного общества в соответствии со ст. 7 Закона об АО может быть предусмотрено:
- преимущественное право приобретения акционерами и обществом (если акционеры не воспользовались своим правом) акций, отчуждаемых по возмездным сделкам по цене предложения третьему лицу или по цене, определенной уставом;
- необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам (действует в течение срока, предусмотренного уставом, но не более 5 лет со дня регистрации общества или соответствующих изменений в устав общества);
- отказ от преимущественного права размещаемых дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;
- дополнительные обязанности акционеров;
- уставом непубличного общества может быть предусмотрена возможность передачи вопросов из компетенции общего собрания в компетенцию совета директоров, за исключением указанных в Законе(п. 4 ст. 48 Закона об АО).
Все указанные положения могут быть предусмотрены уставом при учреждении общества или приняты единогласно (ст. 66.3 ГК РФ; ст. 7, п. 4 ст. 48 Закона об АО).
Приобретение непубличным обществом публичного статуса.
Статья 7.1 Закона об АО
Прекращение публичного статуса общества.
Статья 7.2 Закона об АО
Сравнительно-правовой анализ публичного
и непубличного акционерных обществ.
Статья 66.3 ГК РФ; статья 7 Закона об АО
2.2.2. Общество с ограниченной ответственностью
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (ООО) - хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли (п. 1 ст. 2, ст. ст. 65.1, 87 ГК РФ; ст. 2 Закона об ООО).
ДОЛЯ в уставном капитале удостоверяет совокупность корпоративных прав и обязанностей участников общества, объем которых определяется размером вклада участника.
Закрепляется уставом общества посредством процента или дроби.
НОМИНАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ДОЛИ - часть уставного капитала общества, обеспечивающая права участников на участие в управлении делами общества, на получение прибыли от деятельности общества пропорционально размеру доли.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ ДОЛИ - часть стоимости чистых активов общества, пропорциональная размеру доли участника в уставном капитале.
Является гарантией возврата вложенных инвестиций, в том числе необходима для расчетов с выходящим или исключенным из общества участником, а также при обязательном выкупе доли обществом (ст. 23 Закона об ООО).
Выход участника из ООО
Продажа доли (части доли) в уставном капитале ООО
Сравнительно-правовой анализ АО и ООО
2.3. Производственный кооператив
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ (АРТЕЛЬ) - корпоративная коммерческая организация, представляющая собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов (ст. 106.1 ГК РФ).
Члены кооператива - физические лица, достигшие 16 лет (не менее пяти). Законом и уставом может быть предусмотрено участие юридических лиц (ст. 1 Закона о производственных кооперативах).
Участие в кооперативе лиц, не принимающих личного трудового участия, не может превышать 25% его членов (п. 2 ст. 7 Закона о производственных кооперативах).
Члены кооператива несут ответственность по его обязательствам в порядке, предусмотренном законом и уставом (п. 1 ст. 13 Закона о производственных кооперативах).
Производственный кооператив
Цель создания кооператива - удовлетворение личных потребностей членов кооператива на базе совместного ведения дел.
Управление
- осуществляется общим собранием участников;
- исполнительный орган - председатель;
- в кооперативе с количеством участников более 10 создается правление (ст. 17 Закона о производственных кооперативах).
Паевой фонд кооператива - это совокупность паевых взносов членов кооператива. Размер паевого взноса устанавливается уставом кооператива. Порядок формирования паевого фонда определен законом (ст. 10 Закона о производственных кооперативах).
2.4. Хозяйственное партнерство
ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО - созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.
Хозяйственное партнерство имеет следующие ограничения в правоспособности:
- предмет и цели деятельности могут быть определенно ограничены уставом и соглашением об управлении партнерством;
- не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
- не вправе размещать рекламу своей деятельности;
- не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением ассоциаций.
Основные особенности хозяйственного партнерства:
- возможность наличия участников с различным объемом прав и обязанностей, непропорционально их долям в складочном капитале;
- возможность участия в управлении партнерством третьих лиц;
- наличие соглашения об управлении партнерством как источника регламентации прав участников, партнерства и других лиц;
- возможность в соглашении свободно определять структуру и полномочия органов, "закрытую" (конфиденциальную) для третьих лиц;
- "сохранение" за участниками исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности (п. 4 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах).
Характеристика партнерства как объединения лиц:
- изменения в устав партнерства вносятся по единогласному решению участников (п. 4 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах);
- преимущественное право приобретения доли (части доли) другими участниками (ст. 15 Закона о хозяйственных партнерствах);
- отсутствие требований к размеру складочного капитала;
- свободно конструируемая структура управления;
- возможность возложения обязанности воздерживаться от конкуренции.
Участники хозяйственного партнерства
Участники хозяйственного партнерства:
- физические и юридические лица;
- количество участников - от 2 до 50;
- если в партнерстве остался только один участник, то партнерство подлежит реорганизации или ликвидации (ст. 4 Закона о хозяйственных партнерствах);
- реализация прав участников осуществляется пропорционально принадлежащим долям в складочном капитале, если ФЗ и (или) соглашением об управлении не установлено иное;
- способ фиксации участия в партнерстве - реестр участников (ст. 23 Закона о хозяйственных партнерствах);
- сведения об участниках партнерства содержатся в ЕГРЮЛ без указания принадлежащих им долей;
- сведения в ЕГРЮЛ при наличии противоречий с реестром являются приоритетными.
Выход участника из партнерства:
- возможен, если право на выход предусмотрено соглашением об управлении партнерством;
- участник вправе потребовать приобретения партнерством, участниками, иными лицами принадлежащей им доли в случаях, предусмотренных соглашением о партнерстве (пп. 5 п. 1 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах).
Управление в хозяйственном партнерстве