Раннефеодальное государство франков

План лекции

1. Возникновение раннефеодального общества и государства у франков.

2. Эволюция государственного управления франков в эпоху Меровингов (VI – VII вв.)

3. Характерные черты государственного строя Франкской империи в эпоху Каролингов (VIII-IX вв.).

4. Возникновение феодальных западноевропейских государств на развалинах Франкской империи.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1970

2. Гуревич А.Я. Индивид и общество в варварских государствах. Сборник: Проблемы истории докапиталистических обществ. М. 1963 г.

3. Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство (У1-ХУ вв.) М., 1967

4. Корсунский А.Р. Образование раннефеодальных государств в Западной Европе. М. 1963 г.

5. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М., 1974

С глубокой древности в той части Европы, которая ограничена Рейном на Западе и Лабой (Эльбой) на Востоке жили многочисленные германские племена - тевтоны, вандалы, саксы, алеманы и др.

В 486 г. н.э. германские племена, известные под названием салических (приморских) франков, до того жившие в северо-западном углу римской провинции Галлии, нападают на римского наместника в Суассоне, разбивают его войско и захватывают всю страну до реки Луары. Военные успехи франков связаны с именем их короля - знаменитого Хлодвига - человека сильного и неразборчивого в средствах. Последующие походы отдали во власть Хлодвига почти всю Галлию за исключением Бургундии. Впоследствии была захвачена и она.

Так было положено начало Франкскому государству. В конце V века н.э. Хлодвиг по политическим соображениям настоял на принятии христианской веры.

Имущественно-социальная дифференциация у франков, наметившаяся у них еще до переселения на новую родину, резко усилилясь в процессе завоевания Галлии.Каждый новый поход увеличивал богатства франкской военно-племенной знати. При дележе добычи ей доставались лучшие земли, значительное количество колонов, скота и пр. Рядовые франки поначалу тоже не испытывали сильного экономического гнета. Они селились на завоеванных землях сельскими общинами (марками). Марка считалась собственником всей земли общины, которая делилась на наделы и быстро перешла в наследственное пользование семей.

Галло-римляне оказались в положении зависимого населения, по численности в несколько раз превышавшего число франков. Вместе с тем галло-римская аристократия частично сохранила свои богатства. Единство классовых интересов положило начало постепенному сближению франкской и галло-римской знати с доминированием первой, что было необходимо для того, чтобы сформировать систему власти, с помощью которой можно было бы держать завоеванную страну в повиновении. Прежняя родоплеменная организация этого не могла обеспечить, так как используя средства старого родового строя, управлять таким обширным государством было достаточно сложно.

На первый план выдвигается военный вождь (король) и его дружина, т.е.,войско, представляющее собой уже не народное ополчение, а составленное из служивых людей новой знати. Король и его окружение решают все наиболее важные вопросы жизни страны. Формируется новая «публичная власть» со специфичной системой учреждений. Хотя в начальный период сохраняются еще народные собрания и некоторые другие институты прежнего строя франков.

Вводится новое территориальное деление страны. Земли, заселенные франками, стали делиться на "паги" (округа), состоявшие из более мелких единиц (сотен). Управление в них поручается доверенным лицам короля. В завоеванных южных районах Галлии на первых порах сохраняется римское административно-территориальное деление. Но и здесь назначение должностных лиц зависит от короля.

Основным процессом становления франкского общества являлось возникновение и развитие в его недрах феодальных отношений. Их формирование происходило крайне неравномерно в разных районах страны, так как франки вступали в эпоху феодализма с исходных рубежей варварского, языческого, еще первобытнообщинного строя, а галло-римляне - из уже цивилизованного, христианского, рабовладельческого строя. В связи с этим наблюдалась важная особенность: два основных пути развития феодализма взаимно влияли друг на друга, тем самым ускоряя становление новой социально-экономической формации.

В развитии феодализма во франкском государстве прослеживаются два больших периода: первый – VI-VII вв., известный в историографии как время монархии Меровингов, второй - VIII - IX вв. – правление династии Каролингов.

Монархия Меровингов. После смерти Хлодвига франкское государство переживало длительный период феодальных распрей. Лишь в начале VII века наступила некоторая стабилизация. Земля к тому времени в значительной мере сосредоточилась в руках знати и была наследственной, свободно-отчуждаемой собственностью (аллодом). Крупнейшим землевладельцем становилась христианская церковь.

С другой стороны, перераспределение собственности влечет за собой процесс обезземеливания крестьян. Потеря земли сопровождалась наступлением на личную свободу крестьян. Чаще всего они закабалялись с помощью прекария (просьбы). Поначалу крестьянину передавалась часть господской земли в пользование на условиях выполнения ряда повинностей (работа на полях господина, выплатаему части урожая и т.п.).

Позднее получил распространение "прекарий предоставленный". Обедневший крестьянин «дарил» свой участок господину, который возвращал его, иногда с дополнительным наделом, но в пользование, и с обязательством нести определенные повинности.

Получает свое распространение и институт патроната. Отдача под покровительство (коммендация) была широко распространенным явлением. Она предусматривала:

- передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания;

- установление личной зависимости "слабого" от своего патрона;

- выполнение ряда повинностей.

Все это вело к постепенному закрепощению франкского крестьянства.

Можно выделить две категории зависимого крестьянства: сервы и вилланы. Правовой статус сервов как лично зависимых людей в известной степени унаследован от рабства. Сервы рассматривались как простая принадлежность к земле. Они платили подушную подать /серваж/ ежегодный оброк, выполняли барщинные работы. Серв не мог жениться без согласия господина, быть свидетелем в судебном процессе или участвовать в судебном поединке и т.п. Первыми в разряд сервов попали колоны и рабы юга государства.

Однако личная зависимость сервов не привела к превращению их в крепостных людей. Объем их повинности был строго определен правовыми обычаями. Серв мог продать свой надел или просто уйти от сеньора, поскольку во Франции не было общегосударственного сыска крестьян.

Другую группу зависимых крестьян составляли вилланы, которые считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Вилланы уплачивали оброк (талью) меньший, чем сервы. Подушная подать считалась оказанием чести сеньору, а не проявлением личной зависимости. С XII века крестьяне начинают выкупать лежащую на них обязанность уплачивать специальный взнос за получение ими земельных участков по наследству.

Упрочение феодальной государственности, выражавшееся прежде всего в совершенствовании механизма подавления, не сопровождалось усилением власти королей. С середины УП века в эпоху так называемых «ленивых королей», бразды правления берет в свои руки знать. Главным управителем королевского дворца, а затем и главой королевской администрации является палатный мэр, или майордом («старший по дому), власть которого всемерно усиливалась в условиях непрекращающихся походов короля, который управлял своими территориями «из седла». На рубеже VII - VIII вв. эта должность становится наследственным достоянием знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.

С именем одного из представителей этого рода майордома Карла Мартелла (первая половина VIII века) связано очень важное изменение в социально-политической структуре франкского общества. Благодаря проведенным реформам ему удалось на определенное время укрепить единство государства, переживавшего длительный период политической дестабилизации.

Во-первых, майордом создал хорошо вооруженное конное войско, подчиненное главе государства. Во-вторых, конфисковав некоторую часть церковных имонастырских земель, Карл Мартелл стал распределять ее по-новому. Было покончено с прежним порядком дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли стали предаваться в условное пожизненное держание - бенефиций (благодеяние). Держатель бенефиция был обязан нести военную службу в качестве тяжеловооруженного конника, вооружавшегося за свой счет. Отказ от службы лишал права на бенефиций.

Реформа не только способствовала росту землевладения, дальнейшему закабалению крестьянства, она привела к установлению особых условий соподчиненности одних феодалов другим. Между владельцем бенефиция и лицом, вручившим землю (вассал - сеньор), установились договорные отношения, главных элементом которых стало несение военной службы.

Помимо главы государства бенефиции стали раздавать и наиболее крупные феодалы, обзаводясь своими вассалами. Так стали формироваться отношения вассалитета, охватившие весь класс феодалов. В IX веке на смену бенефицию приходит феод (наследственное владение).

Рост могущества феодалов сопровождался усилением их военной, судебной и финансовой власти над крестьянами. На владения феодалов, получивших иммунитетную грамоту короля, не распространялась власть государственных должностных лиц.

В 751 году сын и преемник Карла Мартелла Пипин, не желая даже формально признавать короля, произвел государственный переворот, заточил последнего царствующего Меровинга в монастырь и занял его престол.

Система иммунитетов неизбежно должна была повлечь за собой усиление раздробленности, местного сепаратизма. Но при Карле Великом (768 – 814 гг.) государство франков достигает своего наивысшего могущества, охватывая огромную территорию. В результате больших завоевательных подходов в ее состав вошли территории, которые ныне составляют Западную Германию, Северную Италию, Северную Испанию и ряд других земель. Более того, Карл в 800 году был коронован папой в Риме императорской короной, что подчеркивало его силу как преемника власти римских императоров.

Усилению личной власти императора способствовал и бурный процесс закрепощения крестьян в это время. В условиях хищнического захвата земель в УШ-1Х вв. король выступает в качестве высшего сеньора, высшего распорядителя земли, закрепляя земельные владения за счет общин в интересах крупного землевладения.

К выполнению функций императора как «охранителя мира» был приспособлен и императорский аппарат управления. Совет, состоящий из высших представителей духовной и светской знати, решал все дела, «имеющие отношения к благу короля и королевства». Этот аристократический орган обеспечивал Карлу Великому повиновение подданных. При его же слабых преемниках он прямо навязывал ему свою волю. Кроме этого, почти ежегодно созывался съезд всей знати (Великое поле).

К особенностям государственного управления франкского королевства при Каролингах относились следующие черты:

1. Должностные лица, возглавлявшие хозяйственное управление владениями феодалов, одновременно осуществляли административно-судебную власть над проживавшим там населением. Политическая власть была "атрибутом земельной собственности".

2. Вознаграждением за службу были земельные пожалования, а также право удерживать в свою пользу часть сборов с населения.

3. Отсутствовало последовательное разграничение между отдельными сферами государственного управления и суда, должностные лица совмещали функции. Лишь в системе центрального управления наметилось некоторое размежевание в компетенции.

Постепенно возрастала роль высших должностных лиц - министериалов.Первоначально они были главными управляющими королевским хозяйством. Тогда еще не проводилось различия между государственным и личным королевским имуществом, вопросы общегосударственные рассматривались как личные дела королевского дома. В силу чего министериалы фактически возглавили государственного управление и суд.

К числу наиболее важных министериалов относились:

1) Майордом. Наследственные обладатели этой должности упразднили ее после того как сами заняли королевский трон.

2) Пфальцграф. Первоначально наблюдал за королевскими слугами, затем возглавил дворцовый суд.

3) Маршал. Некогда старший по королевской конюшне - начальник конного войска.

4) Архикапеллан. Духовник короля, старший среди дворцового духовенства, непременный участник королевского совета.

Местные органы государственного управления.Вся территория страны была разделена на округа - "паги". Управление округом вручалось графу. В его распоряжении был военный отряд и народное ополчение.

Округа делились на сотни. Возглавили их центенарии на Севере и викарии на Юге. Они подчинялись графам.

Общины (марки) франков сохраняли самоуправление. На границах страны создавались более крупные территориальные объединения - герцогства. На управляющих ими герцогов была возложена оборона границ, в остальном их функции совпадали с графскими.

В восточных (германских) областях герцогская власть носила несколько иной характер, она уходила в прошлое, к временам племенных вождей, которые стали герцогами франкских королей.

Постепенно (начало VIII в.) все уполномоченные короля, прежде всего герцоги и графы, становятся крупными землевладельцами. Эдикт короля Хлотаря Второго (614 г.) явился юридической основой этого процесса. Графом мог стать лишь землевладелец соответствующей паги. Все чаще должности передаются по наследству, превращаясь в привилегию отдельных семей.

Одновременно растут иммунитетные права отдельных сеньоров. Причудливая мозаика владений отдельных феодалов, связанных между собой отношениями вассалитета постепенно сменяет прежнее административно-территориальное деление.

Наши рекомендации