Тема 5. Общественные объединения в органах управления и подразделениях ГПС МЧС России

Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях». Коллектив подразделения ГПС как объект и субъект воспитательного процесса.

Принципы участия коллектива в планировании, укреплении организованности и дисциплины, обеспечении рационального и эффективного использования рабочего времени. Суды чести, их роль в развитии самоуправления.

Наставничество в подразделениях ГПС, цели, основные задачи, организация работы.

Сущность и значение традиций. Формы и средства воспитания личного состава ГПС на боевых и трудовых традициях. Использование в воспитательной работе музеев и пожарно-технических выставок.

Деятельность руководителей и общественных организаций и формирований по воспитанию личного состава ГПС на служебных традициях ГПС.

Нравственно-эстетическая и спортивно-оздоровительная работа в подразделениях ГПС, ее основные направления и формы.

Организация досуга личного состава ГПС и членов их семей.

Семинарское занятие.Общественные объединения в органах управления и подразделениях ГПС МЧС России.

Самостоятельная работа. Изучить: общественные объединения в органах управления и подразделениях ГПС МЧС России.

Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература:

основная [1-2];

дополнительная [1 - 5];

нормативные правовые акты [1-70].

Методические рекомендации

Выполнение задач подразделениями МЧС, на которые направлена работа с личным составом, предполагает основным объектом воспитательной работы личность сотрудника и участие в этом коллектива.

Требования ряда последних нормативных документов говорят о том, что для упрочения духовно-нравственных основ службы, воспитания личного состава МЧС в духе гражданственности, патриотизма, неукоснительного соблюдения законов и этических норм предстоит создать новую систему образовательно-воспитательной работы. Предстоит возродить и активизировать деятельность общественных формирований сотрудников МЧС, в том числе ассоциаций выпускников ведомственных учебных заведений, ветеранских организаций, судов чести, фондов и союзов.

В управлении делами органов управления и подразделений МЧС принимают активное участие общественные организации и формирования.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 года общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединяющихся граждан.

Главные задачи общественных организаций, права и обязанности ее членов определяются их уставами.

Право сотрудников МЧС на объединение в профессиональные союзы (ассоциации), их деятельность перечислены в главе 6 (ст. 55, 56) Положения о службе.

Эта общественная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами и иными правовыми актами Российской Федерации, их уставами за исключением ограничений, установленных статьей 56 Положения о службе.

Организация физической подготовки в подразделениях МЧС проводится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации служебной и боевой подготовки.

Прием в члены общества производится решением совета коллектива физической культуры.

Общественным формированием является самодеятельная организация не имеющая членства, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы, направленное на удовлетворение интересов неограниченного круга лиц, чьи интересы они затрагивают.

Общественные формирования, являясь самодеятельными организациями, по своему положению в коллективе несколько отличаются от общественных организаций. Это отличие заключается в том, что:

они не имеют своего общего устава, а действуют на основе ведомственных актов (приказов);

члены этих формирований не имеют членских билетов и не платят членских взносов;

сфера действия общественного формирования ограничена рамками только одного или нескольких подразделений или какой-то категории сотрудников этих подразделений.

Главными задачами общественных формирований являются:

мобилизация сотрудников на успешное решение оперативно-служебных задач;

укрепление дисциплины среди личного состава;

повышение профессионального мастерства сотрудников, их общей культуры;

организация культурного досуга сотрудников и членов их семей.

Общественные формирования действуют под руководством начальника. Их избрание или создание, а также начало деятельности объявляются соответствующим приказом.

В зависимости от численности личного состава, решаемых задач, места дислокации и других условий в МЧС могут создаваться следующие общественные формирования:

- Жилищно-бытовые комиссии.

- Советы наставников.

- Советы ветеранов пожарной охраны.

- Другие формирования (редколлегии стенгазет, советы частей, женсоветы и т.п.).

Центральные жилищно-бытовые комиссии создаются в подразделениях МЧС, в состав которых входят представитель управления, отдела МЧС.

Жилищно-бытовые комиссии (ЖБК) создаются в самостоятельных службах подразделений МЧС.

Приказом начальника органа управления и подразделения утверждается положение о работе ЖБК и ее состав.

Они создаются с целью совершенствования организации работы, расширения гласности и усиления общественного контроля по учету и распределению жилой площади, дачных помещений, садоводческих участков, выделения путевок. Ежегодно составляется отчет о работе.

Сотрудники, которые впервые приняты на службу в подразделения МЧС на должность рядового, младшего и среднего начальствующего состава, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят специальный курс обучения - первоначальную подготовку, которая проводится в 3 этапа:

обучение по месту службы;

обучение в учебных центрах и учебных заведениях;

стажировка в занимаемой должности.

Обучение по месту службы проводится с помощью наставника по индивидуальному плану, разработанному непосредственно начальником, и под его контролем.

Ветеранские организации создаются с целью:

решения социально-бытовых вопросов ветеранов;

участия ветеранских организаций в профессиональной деятельности МЧС;

работы ветеранов по воспитанию личного состава на боевых и служебных традициях;

развития материальной базы ветеранского движения и оказания ему практической помощи.

Необходимо рассматривать всю работу по дальнейшему развитию ветеранского движения как составную часть работы органов внутренних дел.

Известно, что жизнь общества - это смена поколений.

Из поколения в поколение бережно передаются все созданные материальные ценности, достижения науки и культуры, а также выработанные людьми обычаи, нормы и правила поведения.

Без преемственности поколений не может быть материальной и духовной культуры. Единство и преемственность поколений - необходимое условие экономического и социального прогресса общества.

Многие обычаи, которые как эстафета передаются от поколения к поколению, становятся традициями общества. Слово «традиция» латинского происхождения и означает «передача».

Традициями называются исторически сложившиеся обычаи, правила, нормы поведения людей, которые передаются из поколения в поколение, накапливаются и становятся незыблемым законом для определенных групп населения, классов и целых народов.

Традиции пожарной охраны - это исторически сложившиеся моральные правила и обычаи, ставшие нормой поведения личного состава в повседневной жизни и побуждающие его честно и самоотверженно выполнять свой служебный долг.

Постоянно следует помнить, что важнейшими формами воспитания на традициях является стремление к совершенствованию профессионального мастерства, укреплению служебной дисциплины.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение общественной организации и общественному формированию.

2. Назовите отличия общественных организаций от общественных формирований.

3. Имеют ли право сотрудники МЧС на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)?

4. Перечислите, какие предложения профессиональных союзов (ассоциаций) носят рекомендательный характер?

5. Назовите, с какой целью создаются жилищно-бытовые комиссии?

Тема 6. Роль руководителя в подготовке кадров ГПС МЧС России

Основные принципы взаимодействия начальника подразделения и его заместителя в вопросах воспитания, подбора и расстановки кадров.

Значение авторитета, личного примера и культуры поведения руководителя в воспитании подчиненных. Опора на общественность, учет в своей деятельности мнения коллектива.

Коллектив как новый тип социальной группы. Функции руководства. Пути воспитательного воздействия руководителя на коллектив и личность. Изучение и учет личного фактора в работе руководителя.

Руководитель и его участие в комплектовании подразделения кадрами.

Основные этапы вступления в должность: сбор информации об особенностях предстоящей работы, особенностях коллектива, межличностных отношениях и оперативной обстановке; восприятие и оценка существующего положения дел; разработка программы предстоящей работы; выработка собственного стиля форм и методов работы с личным составом подразделения.

Планирование работы с кадрами - одна из важнейших функций руководителей органов управления и подразделений ГПС. Цели, содержание и виды планов работы с кадрами ГПС. Текущее и перспективное планирование работы с кадрами в органах управления и подразделениях ГПС.

Проверка органов управления и подразделений ГПС по работе с кадрами и методика ее оценки. Учет и статистическая отчетность в работе организационно-строевых подразделений ГПС.

Семинарское занятие.Роль руководителя в подготовке кадров ГПС МЧС России.

Практическое занятие. Качественная и количественная оценка кадрового потенциала руководителем подразделения.

Самостоятельная работа. Изучить: роль руководителя в подготовке кадров ГПС МЧС России.

Изучение рекомендуемой литературы. Подготовка к предстоящим учебным занятиям.

Рекомендуемая литература:

основная [1-2];

дополнительная [1 - 5];

нормативные правовые акты [1-70].

Методические рекомендации

Авторитет - явление уникальное, сложное, многоплановое, в переводе с лат. - достоинство, сила, власть, влияние, т.е. уже в самом изначальном буквальном смысле заложена масса различных оттенков.

В большинстве научных и литературных источников авторитет определяется как влияние одних людей на других, основанное на общественном признании моральных достоинств личности, на доверии и уважении к ней, на личных симпатиях. То есть, это действительно сила, власть, но не в правовом понимании этого слова, а в нравственном как сила, власть положительного воздействия, влияния на основе каких-то достоинств, положительных качеств.

Хотелось бы обратить внимание на бытующее ограниченное понимание авторитета молодыми офицерами, что должность и звание уже обеспечивают авторитет среди личного состава. В широком понимании это не вызывает сомнения, но, что касается авторитета отдельного человека, отдельного начальника, то, как показывает жизнь, одного звания и должности мало, и огромную роль играют личностные качества конкретного человека такие, как:

1. Деловые качества.

2. Морально-этические качества: т.е. принципы, правила и нормы поведения руководителя, относящиеся к взаимоотношению с коллективом.

3. Ряд психофизиологических свойств, необходимых современному руководителю.

Для правильного понимания авторитета и умелого выбора путей его развития и укрепления надо иметь в виду, что на степень влияния одних людей на других, т.е. на уровень авторитета, воздействия, оказывают многие факторы: правовые, политические, нравственные, психологические и т.д., и только в их гармоническом сочетании возможен полный авторитет руководителя, основанный не только на признании власти, но и уважении подчиненных к своим начальникам, доверии к ним.

Говоря об авторитете нельзя забывать и такое явление, как авторитет ложный. Оно также выступает в виде влияния начальника на подчиненных, которое основано на сомнительных достоинствах или завоевано антипедагогическими средствами (поблажками, заигрыванием, незаслуженными поощрениями, снижением требовательности, оценкой человека по слухам и докладам других и т.д.).

К разновидности ложного авторитета можно отнести и авторитет негативный. К сожалению, в наши дни встречаются факты, когда начальники оказывают на подчиненных отрицательное влияние. Есть среди наших офицеров и нарушители уставов, и пьяницы, пустословы, которые ходят в «авторитетах» у недостаточно воспитанных и дисциплинированных подчиненных.

Характеризуя авторитет как явление, необходимо сказать и о том, что он весьма динамичен: его очень трудно завоевать у подчиненных и товарищей по службе и не менее сложно поддерживать и укреплять. Малейшие упущения и ошибки в деятельности офицера сразу же сказываются на его авторитете. В чем же состоит значение авторитета в деятельности руководителя органа управления, подразделения МЧС?

1. Важный и существенный фактор управления, руководства людьми, обеспечения их успешной совместной деятельности. Без авторитета офицера-руководителя невозможна нормальная, организованная, успешная деятельность подразделения по выполнению служебно-оперативных задач.

2. Авторитет, как явление, обладает огромным воспитательным зарядом. К.Д. Ушинский писал: «Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы ни хитро он был придуман, не может заменить личность в деле воспитания... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». А.С. Макаренко отмечал, что «воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем».

Воспитательное воздействие авторитета осуществляется по двум направлениям.

1. Оно протекает на основе такого психологического явления, как подражание.

Подражание - это здоровое стремление менее опытных в жизни людей (сотрудников) быть в чем-то похожим на авторитетных командиров, брать с них пример. Так как сам смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких обязательств и доказательств и принимается подчиненными и сослуживцами одного ранга, как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность видимая простым взглядом.

2. Второй канал воспитательного воздействия авторитета состоит в том, что все применяемые им формы, методы и средства пользуются доверием подчиненных и характеризуются положительным отношением к этим воздействиям, к самому начальнику. То есть, слово авторитетного начальника обычно воспринимается без сомнений, колебаний и протеста. Приказания и задания исполняются с удовлетворением, четко и до конца.

Прежде чем приступить к рассмотрению основных путей, форм, методов и средств укрепления авторитета, необходимо уяснить три важных принципиальных положения:

1. Работа по укреплению авторитета начальника и ее высокая результативность могут быть обеспечены только в условиях применения комплексного подхода.

2. Работа по укреплению авторитета является не какой-то самостоятельной областью деятельности командира (начальника) или общественного деятеля, а неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в подразделении.

3. Самостоятельная работа руководителя над собой, над повышением своего авторитета (пообещал - выполни, предложил сделать - объясни как и др.).

Слагаемые авторитета достаточно многообразны. Их надо не только знать, но и постоянно работать над ними.

Управление подразделениями МЧС является социальным управлением, в частности управлением в сфере пожарной безопасности: этот вид управления обладает чертами, свойственными любому управлению, а также специфическими особенностями, отличающими его от управления в других сферах общественной жизни.

Процессы управления протекают в системах и противостоят процессам их дезорганизации. Задача управления состоит в том, чтобы наиболее целесообразно отвечать на непрерывные изменения внутренней и внешней среды и, тем самым, сохранить качественную определенность системы, обеспечить ее совершенствование и достижение определенного полезного эффекта.

Подготовленность, специальные способности руководителя состоят в том, что личность руководителя в организации управления в подразделениях МЧС, функционирующих по принципу единоначалия, играет важную роль. Руководители подразделений МЧС должны обладать высокими морально-психологическими и деловыми качествами. Основным требованием к личности руководителя является его высоко позитивная ценностная ориентация, которая находит выражение в мировоззренческих установках и жизненных целях, избираемых им путях, средствах и методах достижения целей.

Руководитель должен обладать способностями и склонностью к управленческой (административной) деятельности и воспитанию, как подчиненных, так и иных лиц.

Способность к руководству другими людьми - качество, приобретаемое в ходе практической деятельности. Задатки руководителя по мере накопления опыта и профессиональных знаний могут трансформироваться в способность оказывать эффективные управленческие воздействия. Особенно необходимо, чтобы руководитель любого уровня обладал организаторскими способностями, которые включают в себя умение вовремя, путем правильного анализа и синтеза информации увидеть проблему, отметить изменение ситуации, выдвинуть ряд гипотез о возможных способах действия в новых условиях, принять четкое, продуманное управленческое решение, вовремя довести его до исполнителей, учитывая при этом возможность возникновения информационных барьеров.

Организаторские возможности руководителя проявляются в постоянном целеустремленном контроле за деятельностью подчиненных, в психологической и профессиональной готовности к корректированию управленческих решений и регулированию системы в зависимости от складывающейся обстановки. Иначе говоря, руководитель, обладающий хорошими организаторскими способностями, в процессе осуществления операций управленческого процесса выполняет их наиболее эффективным способом. Таким образом, наилучшие личные качества руководителя - необходимое условие эффективного управления.

Необходимо также уяснить, что вступление в должность - важный период работы, от которого зависят дальнейшая судьба и авторитет руководителя. На этом этапе можно выделить специфические приемы и методы работы с людьми, определенную тактику и стратегию поведения.

Особенно ответственным и сложным для выпускников учебных заведений является период вхождения в должность руководителя. Это связано с тем, что им, как правило, уделяют повышенное внимание не только подчиненные, но и руководство. Все возлагают особые надежды на полученные в вузе знания, смотрят на выпускников, как на людей, способных привнести что-то новое, оригинальное, нестандартное. От выпускников ожидают образец деловитости и творческого отношения к делу. Словом, и статус выпускников, и социальные ожидания подчиненных в отношении них иные, нежели в отношении человека, назначенного на должность руководителя не сразу же после окончания учебы.

Основными этапами вхождения в должность являются:

1. Сбор информации об особенностях предстоящей работы, коллектива, межличностных отношений и оперативной обстановки.

2. Восприятие и оценка существующего положения дел.

3. Разработка программы предстоящей работы.

4. Выработка собственного стиля, приемов и методов деятельности.

В период вступления в должность нового руководителя ожидают многочисленные трудности.

Трудности периода вхождения выпускника в должность руководителя связаны и с тем, что к каждому распоряжению и, особенно, новшеству возникает критическое отношение и со стороны подчиненных, и со стороны вышестоящих руководителей; особо завистливые работники подразделения ожидают промахов и ошибок; возлагают особые надежды; присматриваются; в чем-то порой не доверяют; иногда умышленно дают задания повышенной сложности и т.п. И все это надо выдержать, не растеряться, своевременно мобилизовать свои возможности, выбрать правильную тактику поведения в зависимости от складывающейся обстановки.

При вступлении в должность необходимо учесть особенности работы, стиль руководства и причины ухода предшественника.

Являясь одним из общих принципов управления, планирование, представляет собой важнейшую управленческую функцию.

Данную функцию можно определить как постановку задач отдельным подразделениям на основе общих целей системы.

Эта система находит выражение в специальном управленческом решении - плане.

Таким образом, планирование представляет собой функцию управления, а именно, выработку и принятие управленческого решения, выраженного в форме плана.

Необходимо также уяснить то, что анализ работы с кадрами включает в себя следующие основные моменты:

определение системы показателей, характеризующих состояние работы с кадрами в подразделениях МЧС;

качественный и количественный анализ показателей;

формулировку выводов и предложений.

Качественный и количественный анализ проводится с целью получения необходимых выводов о возможностях гарнизона пожарной охраны, осуществления защиты города от пожаров и влияния на оперативную обстановку в нем.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются особенности вступления в должность выпускника?

2. Дайте характеристику основных этапов вступления в должность.

3. Назовите основные трудности первых дней работы в новой должности.

4. Укажите пути преодоления трудностей работы первых дней.

5. Какие личные качества руководителя входят в понятие «авторитет»?

6. Что такое ложный авторитет и как он влияет на работу с личным составом?

7. В чем заключается подготовленность, специальные способности руководителя?

8. Дайте определение сущности планирования работы с кадрами и его роли в деятельности подразделений МЧС.

9. Назовите виды планов работы с личным составом, их структуру и содержание.

10. Назовите виды анализа работы с кадрами.

11. Где используется коэффициент текучести и стабильности кадров?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ

Наши рекомендации