Сервитуты. Понятие, порядок установления, защита.
Сервитут – вещное право на пользование в определенных пределах чужой вещью, либо запрещающее такое использование другим лицам, в том числе и собственнику. При Слово «servitus» означало рабство, служение. Были ситуации, когда вещь, являвшаяся собственностью одного лица, должна была в большей или меньшей степени использоваться в интересах других лиц или в интересах других вещей. Лица, имевшие право на такое обременение чужих вещей именуются сервитуариями, а принадлежащие им права сервитутными правами или сервитутами.
Сервитуты входили в категорию res incorporalis, т.е. бестелесных вещей.
Виды:
· древнейшим видом сервитутов были сервитуты сельских участков. В таких случаях один земельный участок обременялся в пользу другого земельного участка. Первый участок признавался служащим (обремененный участок), а второй – доминирующим (господствующим). Сервитуты, установленные в отношении сельскохозяйственных участков, назывались просто сельскими. Римское право знало ряд таких сервитутов: водные, пастбищные, дорожные сервитуты.
К водным сервитутам относилось: право проведения воды через чужой участок или право черпать воду на чужом участке или пригонять туда скот.
К дорожным сервитутам относилось: право прохода через чужой участок, проезда или прогона скота.
К пастбищным сервитутам относились: право пасти скот на чужом выгоне.
Сельские сервитуты считались принадлежностью земельного участка и поэтому были причислены к res mancipi. Они приобретались и отчуждались посредством манципации. Позднее появился другой вид земельного срвитута – сервитуты в отношении городских застроенных участков. Старейшим из городских был сервитут клоаки, т.е. право проведения клоаки через чужой участок общей магистрали. Другие городские сервитуты касались строений, одни из которых становились господствующими, а другие – служебными. Например, сервитут стены, т.е. использование стены.
Постепенно городские сервитуты приняли разнообразные формы.
· вещные и личные сервитуты. В праве постклассического периода городские и сельские сервитуты были объединены общим названием – вещные сервитуты и противопоставлены личным сервитутам.
Принципиальное различие между вещными и личными сервитутами заключалось в том, что вещный сервитут устанавливался в пользу не конкретного лица, а конкретной вещи. Сервитут должен был быть полезен участку – говорили римские юристы о вещном предиальном сервитуте. Содержание вещного сервитута должно было отвечать объективным долгосрочным интересам господствующего участка, а не субъективным потребностям его нынешнего собственника. Поэтому римские юристы признали за вещным сервитутом такие юридические признаки, как бессрочность, неотчуждаемость и неделимость.
Смена собственника господствующей и служебной вещи не приводило к прекращению действующего сервитута. При отчуждении недвижимости сервитут отчуждался вместе с ним. При разделе служебного участка он продолжал служить господствующему участку как единое целое. Если к нескольким наследникам переходил господствующий участок, то связанный с ним сервитут тоже рассматривался как единое целое. Каждый из наследников получал часть сервитута соответственно ценностям участка.
Личные сервитуты. Этот сервитут появился позднее вещного. Их формирование началось в преторском праве. Термин «сервитут» был закреплен за ними в позднем классическом праве. Если предиальные сервитуты имели целью использование земельного участка и расположенного на нем строения, то личные сервитуты были направлены к выгоде определенного лица. Это право на чужую вещь, предоставлялось конкретному лицу и прекращалось с его смертью. В отличие от предиального сервитута личный сервитут постоянный, а не временный. Их продолжительность ограничена жизнью сервитуария. Первые личные сервитуты возникли в практике браков. Их целью было обеспечить вдову, не имевшую в таком браке наследственного права. Получая по завещанию мужа личный сервитут, она могла пожизненно пользоваться частью его имущества, но право собственности сохранялось в его семье.
Наиболее распространенными личными сервитутами были узуфрукт и узус.Узуфрукт – это самый обширный по объему сервитут. Это право не только пользоваться чужой вещью, но присваивать ее плоды, как натуральные, так и цивильные, сохраняя саму вещь неизменной. Возникло из usus + fructus. Узуфруктарий вправе не только лично пользоваться, но может сдать в аренду, продать плоды. Однако узуфруктарий был не вправе распоряжаться вещью, т.к. не являлся ее собственником. Он не мог менять экономическое предназначение вещи. Был обязан поддерживать вещь в хорошем состоянии, платить связанные с ней налоги. За нанесение ущерба вещи он отвечал, как и любое другое лицо.
Узус – право личного пользования чужой вещью, что касается ее плодов, то узуарий мог пользоваться ими только для собственных нужд, а не для других.
Кроме узуфрукта и узуса к личным сервитутам были также причислены: habetatio – право пожизненного проживания в чужом доме, право пожизненного пользования рабочей силой, рабов и животных. Юристы спорили, являются ли они узусом, узуфруктом или чем-то самостоятельным. Но законодательство Юстиниана признало их самостоятельными, прекратив споры.