Понятие права в учении Гегеля

Гегель обозначает категорией права понятие, имеющее довольно широкое содержание. Говоря о праве, замечает Гегель, мы имеем в виду не только гражданское право, которое обычно под этим понимают, но также мораль, нравственность и всемирную историю, которые тоже сюда относятся, так как понятие объединяет мысли согласно истине. В целом под правом Гегель понимает «наличное бытие свободной воли»,1 которое он рассматривает в следующих аспектах:

1. Право как свобода (идея права).

  1. 2. Право как определенная ступень и форма свободы (особенное право).
  2. 3. Право как закон (позитивное право).

Какова цель философии права Гегеля?

Цель философии права Гегель видел в постижении действительного развития личности, общества и государства, а не в «выявлении потустороннего идеала», пусть даже самого прекрасного.

Что выступает исходным началом правовых отношений?

Дедукцию понятия права Гегель начинает с анализа сущности правового взаимоотношения двух лиц. Во взаимном признании ими друг друга в качестве равных и свободных личностей Гегель видел исходное начало правовых отношений.

Этому вопросу посвящена первая часть «Философии права», носящая наименование «Абстрактное право». Здесь дается философское определение форм, в которых выражается это взаимное признание личностей. По Гегелю, человек осуществляет себя как личность через отношение к бытию других людей и через признания себя ими как равного им, независимого, свободного человека. «Веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц». Главным в понятии личности для Гегеля является ее правоспособность.

Формами, в которых осуществляется правовое отношение лиц друг к другу, являются акт признания собственности и заключение договора. Далее раскрывается смысл, заключающийся в нарушении правовых отношений - в обмане и в преступлении.

Различие морали и нравственности в учении Гегеля

Именно Гегель впервые различает мораль и нравственность: первая существует в стихии индивидуального, вторая - в области общественного. Принципы морали, как и принципы нравственности, не зависят от характера эпохи и мнений людей. В качестве форм проявления нравственности Гегель называет семью, а также систему организации гражданского общества и государства.

Характеристика гражданского общества в учении Гегеля

Гражданское общество - это сфера реализации особенных, частных интересов и целей отдельной личности. Развивая понятие гражданского общества, Гегель рассматривает систему потребностей личности, принцип защиты собственности посредством правосудия, заботу о предотвращении случайностей в системе гражданского общества и внимание к частному интересу как к общему с помощью полиции и корпорации.

Определение государства в учении Гегеля

По Гегелю, государство - высшее проявление объективного духа, совершенное воплощение силы разума в жизни человечества. Государство - это обладающая самосознанием нравственная субстанция, соединение принципа семьи и гражданского общества. Задача государства - обеспечить свободу граждан, защитить их собственность, чтобы право стало необходимостью.

Словарь терминов

1. Автократия– от греч. самодержавие- единовластие, форма правления с неограниченным бесконтрольным полновластием одного лица (С. 10).

2. Априоризм- познание априории (от лат. – предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него). Характерен для идеалистической гносеологии кантианства и неокантианства (С. 27).

3. Демократия– от греч. народовластие - форма государственно-политического устройства общества, при которой народ является источником власти (С.130).

4. Иррационализм –учение, внутренне близкое агностицизму - определяет инстинкт, интуицию, чувство, любовь как решающие источники познания, данные которых разум лишь разрабатывает дальше ( С. 188).

5. Эмпиризм -от греч. опыт, направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точки зрения – принцип, согласно которому вся наука должна основываться на этом принципе.

2. Зарождение конституционно-правовых идей «разделения властей» и

«народного суверенитета» в конституционных законах Англии, Декларации независимости, Конституции США 1787 г.

Одним из первых исторических примеров конституционного разделения властей являются законы, разработанные и внедрённые в СпартеЛикургом в VIII веке до н.э.. Тогда Ликург отвел свою роль народу, аристократии и царям, и создал государственный строй, который просуществовал более 800 лет[1].

В истории имеются другие примеры разделения властей. Так, в империи Ахеменидоввойска не подчинялись сатрапам и в то же время военачальники не имели административной власти.

Идея, лежащая в основе современного разделения властей, была заложена в конституции Римской республики — наборе прецедентных, обычно неписаных принципов. Центральное управление в Древнем Риме было разделено на три основные силы: консулов, сенат и комиции. Таким образом, каждая часть власти в республиканские времена представляла собой отдельную организацию, ни одна из которых не могла узурпировать полную власть.

Одним из первых теоретиков теории разделения властей является средневековый мыслитель XIV века Марсилий Падуанский. В своём трактате "Защитник мира" (Defensor pacis) Марсилий теоретически обосновывает необходимость разделения власти на законодательную и исполнительную.

Монтескьё

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Д. Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США1787 года[2]. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances). Практическое воплощение этой системы получило мощный импульс в связи с решением Верховного Суда США Марбери против Мэдисона (1803), в результате которого судебная власть США реально реализовала свою прерогативу контроля над конституционностью тех или иных законодательных актов.

В СССР господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как властьСоветов, то есть власть представительных органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР1977 года и РСФСР1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитетеРСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены должности Президентов СССР и РСФСР. Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооружённому разгону парламента России.


Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века. Прежде всего - в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную. Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.[8]

Монтескье

Наши рекомендации