Общественно-политический строй Украины накануне освободительной войны 1648-1654 года.

XIV — XVI вв. были временем интенсивного формирования укра­инской народности, выросшей из единого и для русских, и для белору­сов корня — древнерусской народности. Процесс формирования укра­инской народности в основном завершился к середине XVII в. Опре­делились границы ее этнической территории, сформировались единый язык, единая культура, сложилась общность характера, происходило укрепление экономических связей между отдельными землями Украины.

Однако еще раньше, к концу XIV в., ослабленная монголо-татарским нашествием и золотоордынским игом значительная часть южно­русских земель после длительного и упорного сопротивления трудо­вого народа была захвачена Польшей, Венгрией и Молдавским кня­жеством, а в состав Великого княжества Литовского были включены Восточная Волынь, Подолия, Киевщина и Чернигово-Северщина. Жес­токим набегам подвергались украинские земли со стороны орд Крым­ского ханства, подстрекаемого султанской Турцией. В ходе ожесто­ченной борьбы между феодалами соседних государств за установле­ние господства на Украине в соответствии с Люблинской унией 1569 г. большая часть украинских земель оказалась под властью Речи Посполитой. Территория Украины была разделена на воеводства во главе с польскими воеводами.

Стремясь закрепиться на Украине, навсегда утвердить здесь свое господство, иноземные поработители беспощадно угнетали трудящих­ся, делали все, чтобы углубить разобщенность между отдельными зем­лями, мешали развитию связей между Украиной и Россией, между ук­раинским, белорусским и русским народами. На Украине царил жес­токий социальный, национальный и религиозный гнет.

Власть магнатов и шляхты на Украине приняла особенно грубые формы. Сюда были перенесены существовавшие в панской Польше порядки, отличавшиеся особенно жестоким отношением к трудящим­ся массам. В первой половине XVII в. наблюдался дальнейший рост на Украине магнатского и шляхетского землевладения, источниками которого являлись королевские пожалования и насильственный захват земель, находящихся в пользовании крестьян, казаков и мещан. Од­новременно с магнатско-шляхетским росло и монастырское землевладение. Особенно быстро росло крупное феодальное землевладение в Брацлавском, Киевском и Черниговском воеводствах. Владения поль­ских и полонизированных украинских магнатов, достигшие огромных размеров, превращались в своеобразные государства в государстве. Кроме земельных богатств магнаты и шляхта на Украине пользова­лись обогащавшими их различного рода монополиями, владели мель­ницами, пивоварнями и винокурнями, сосредоточивали в своих руках промыслы и торговлю.

В то же время резко ухудшилось положение украинских крестьян, в основной массе попавших в крепостную зависимость. Феодалы уве­личивали барщину и оброк. Барщина достигла 3 — 4 дней в неделю, а иногда и более. Помимо барщины крестьяне платили денежный чинш и вносили большой натуральный оброк. Существовали налог со дво­ра (подъемное), налог со скота (поповщина) и множество повиннос­тей. Феодально зависимые крестьяне не имели элементарных прав. Пользуясь неограниченной властью, феодал мог безнаказанно не толь­ко истязать и грабить крестьян, но даже убивать их.

Значительно ухудшилось положение и основной массы казачест­ва, и прежде всего тех, кто не попал в реестр, который был ограничен 6 тыс. казаков. Не признавая за нереестровыми казацких прав, феода­лы закрепощали их, вынуждая отбывать феодальные повинности. Ухудшилось положение и рядовых реестровых казаков Власти систе­матически урезали их права и привилегии. Рядовых казаков заставля­ли трудиться и на казацкую старшину.

Тяжелым было положение и городских низов, прежде всего ремес­ленников и мелких торговцев, которые отбывали различные повин­ности выходили на работу по укреплению замка магната, ремонту плотин, платили многочисленные налоги, содержали на постое поль­ско-шляхетские войска. Даже мещанам городов, на которых распрос­транялось магдебургское право, приходилось платить налоги поль­скому воеводе, содержать гарнизоны крепостей и отбывать другие по­винности.

Вместе с иностранными поработителями нещадно эксплуатирова­ли украинских трудящихся и местные феодалы, которые рассчитыва­ли, как и польские феодалы, усилить свои классовые позиции, укре­пить феодально-крепостнические порядки. Усиление национального, религиозного и феодально-крепостнического гнета и резкое ухудше­ние в связи с этим положения крестьянства и городских низов вынуж­дали угнетенных браться за оружие, выступать против эксплуатато­ров, разворачивать антифеодальную борьбу. Одновременно нараста­ло национально-освободительное движение.

Наши рекомендации