Административное деление и органы местного самоуправления в 18 веке.
В 1699 г. в Москве появилась Бурмистрская Палата — выборный орган, которому были подчинены земские избы в городах. С 1708г. переименована в Ратушу, стала исполнять финансовые функции.
В 1708 г. в России было введено губернское правление. Страна была разбита на 8 губерний, огромных по размерам и неодинаковых по количеству проживавшего в них населения. Управление губерниями осуществляли губернаторы и вице-губернаторы. Губернии делились на уезды во главе с комендантами. Губернаторам, назначаемым царем, были поручены все финансовые и военные дела на территории губерний. С 1713 г. при губернаторах были образованы советы, состоявшие из нескольких ландратов (советников), которых избирало местное дворянство. Кроме ландратов, в каждом уезде дворяне избирали земского комиссара. В 1719 г. число губерний увеличилось до 10, губернии стали делиться на провинции, провинции — на уезды (дистрикты) во главе с воеводами. В этом же году были ликвидированы ландраты, но земские комиссары остались.
В городах были созданы магистраты, а в Петербурге Главный магистрат, состоявшие из выборных чиновников с теми же полномочиями, что и у прежних бурмистров: сбор податей, руководство торговлей и промышленностью, суд.
В 1775 г. Екатерина II проводит губернскую реформу. Ее правовой основой было Учреждение для управления губерний. С целью улучшения финансовой, надзорной и судебной деятельности трехзвенное деление империи на губернии, провинции и уезды было преобразовано в двузвенное. Страна была разбита на губернии и уезды (50 губерний). Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор. Над несколькими губерниями главенствовал генерал-губернатор, в подчинении которого находились войска.
Город был выделен в самостоятельную административную единицу во главе с городничим, назначавшимся правительством и осуществлявшим полицейский надзор.
Судебные органы в 18 веке.
Екатерина 2 предприняла попытку отделить суд от администрации.
Судебные органы делились на 2 стадии: 1) – на уровне уездов, осуществляла основные судебные дела; 2) – на уровне губернии, апелляционная инстанция.
По Учреждению о губерниях 1775г. были созданы:
Для дворян:
Уездный суд (низшая инстанция) и Верхний земский суд (апелляционная)
Для городских жителей:
Городовой магистрат (низшая) и Губернский магистрат (высшая, апелляционная)
Для государственных крестьян:
Нижняя расправа (низшая) и Верхняя расправа (апелляционная)
Крепостные крестьяне судились у своих помещиков.
В каждой губернии были совестные суды, рассматривавшие гражданские дела в примирительном порядке и уголовные дела.
В Петербурге и Москве созданы Нижний и Верхний надворные суды (служебные дела).
Сенат – высший судебный орган империи.
Уголовный суд был отделен от гражданского на уровне высших инстанций.
1782г. Управа благочиния выполняет следственные функции.
В 1797г. отпало верхнее звено 3х сословных судов: Верхний земский, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда были объединены.
45. Источники права в 18 веке.
С оформлением абсолютизма увеличивается значение закона как источника права, а сфера действия обычного права резко сужается.
В XVIII в. законодательной инициативой обладали все государственные органы — император, Сенат, коллегии, губернаторы. В высших органах власти происходило и их обсуждение. Законы утверждались императором, в отдельные периоды, чаще всего в отсутствие монарха — Сенатом.
В период становления абсолютизма рост массы законов сопровождается отраслевой дифференциацией законодательства. Так, были изданы Воинский артикул — первый военно-уголовный кодекс, Краткое изображение процессов, посвященное процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции и др.
Формы законодательства были многообразными. По случаю важных государственных событий (объявления войны, мира, восшествия на престол нового монарха и пр.) издавались манифесты. Они исходили от царя и подписывались его именем.
Наиболее часто издавались указы именные, сенатские, других государственных органов. Большинство из них было адресовано конкретным государственным учреждениям или должностным лицам, подменяя собой распоряжения. Но были и указы общегосударственного значения, например Указ о единонаследии 1714 г., О форме суда 1723 г., О секуляризации 1764 г. и др.
Широкое распространение при Петре I получили уставы — специальные сборники законов, посвященные какой-то одной сфере государственной деятельности: Воинский устав, Морской.
Весьма важными для истории права памятниками петровского времени являются регламенты, определявшие устройство новых органов управления. Это Генеральный регламент, Духовный регламент, Регламент главного магистрата.
Вместе с тем основой правовой системы Российской империи на протяжении всего XVIII столетия оставалось Соборное Уложение 1649 г., дополнявшееся многочисленным законодательством XVIII в.