Президиум верховного совет СССР.
Совет министров СССР.
Суд и прокуратура.
Избирательная система —прямые, всеобщие, равные выборы при тайном голосовании во все гос органы. Каждый гражданин — 1 голос, м и ж равны. Права избирать лишены только умалишенные. Выбирали не из своего состава, а по кандидатам. Право выставлять кандидатов имели: общественные организации, общества трудящихся, кооперативы, организации молодежи и культурные общества.
Глава 12 — изменение конституции по решению рерховного совета СССР принятому квалифицированным большинством. 2 -3 голосов от каждой палаты.
ФГБОУ ВПО
«Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина»
Учебный год
Кафедра истории государства и права
История отечественного государства и права
Экзамен
Билет № 14
1. Развитие права в XVIII веке. Попытки кодификации.
2. Изменения в государственном строе СССР в период Великой Отечественной войны.
Заведующий кафедрой
проф. Исаев И.А. _____________________
1. Развитие права в XVIII в. Попытки кодификации.
Основными источниками права являлись законы, изданные государством в форме указов, регламентов, уставов, манифестов.
Указы касались важнейших и самых разнообразных сторон деятельности государства. Достаточно назвать Указ о единонаследии от 18 марта 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда от 5 ноября 1723 г., чтобы представить то разнообразие общественных отношений, которые регулировались ими.
Регламенты — это акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности. Например, Генеральный регламент коллегий от 29 февраля 1720 г., регламент Главному магистрату от 16 января 1721 г.
Уставы — это сборники законов, объединяющие нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства (Устав о векселях 1729 г., Устав о купеческом водоходстве 1781 г., Устав благочиния 1782 г.). В 1716 г. появляется Воинский устав, содержавший нормы, которые регулировали жизнь армии. Воинский устав — это оригинальный, самобытный кодекс, отвечавший интересам абсолютистского государства, организации армии. При его составлении был учтен положительный опыт военного законодательства многих западноевропейских стран применительно к потребностям русской армии.
В особо торжественных и важных случаях императоры издавали Манифесты (например, Манифест 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»).
В 1715 г. были созданы «Артикул воинский» (представлявший собой уголовный кодекс) и «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» (процессуальный кодекс). Продолжало действовать Соборное уложение 1649 г. В XVIII в. делались неоднократные, но бесплодные попытки создания нового Уложения. Три такие попытки были предприняты при Петре I. В 1767 г. Екатериной II была образована комиссия для создания нового проекта Уложения. В комиссии были представлены все сословия, за исключением помещичьих крестьян и духовенства. В ходе работы комиссии вскрылись противоречивые интересы различных сословий, и проект Уложения так и не был создан.
2. Изменение в государственном строе СССР в период Великой Отечественной войны.
Признаки гос устройства в тот период:
1. Продолжали действовать обычные органы гос власти.
2. Появились новые органы с чрезвычайными полномочиями.
3. Некоторым обычным органам предавались чрезвычайные полномочия
1. 31-го июня 1941 создан государственный комитет обороны СССР. (ГКО) постановление президиума верховного совета. Он признавался высшей властью в стране. Все граждане, органы, и организации обязаны были выполнять решения ГКО. Сначала — 5 человек, потом — 9. Глава — Сталин. Гос комитет обороны не имел своего аппарата и действовал, используя аппараты других органов.
Существовал институт уполномоченных ГКО — отдельные должностные лица, которые направлялись на фронтовые территории, на кот они имели неограниченную власть. В отдельных городах создавались городские комитеты обороны. Около 60.
ГКО интенсивно осуществлял нормотворческую деятельность — более 10 000 постановлений. Они носили как нормативный, так и индивидуальный характер.
2. Чрезвычайная государственная комиссия — указ президиума верховного совета СССР от 2 ноя 1942 года. Задачи — расследование преступлений немецко-фашистских захватчиков и причиненного им ущерба. ЧГК собирала документальные данные, опрашивала потерпевших, собирала свидетельские показания. На основании доказательств, собранных ЧГК были осуждены многие фашистские преступники.
3. Народные комиссары — их права расширены в 1941 году. Цель: допустить быстрое разрешение вопросов в сфере производства и строительства. Народные комиссары получили право перераспределять материальные ресурсы между отдельными предприятиями и строительствами.
4. В течении войны были расширены права союзных республик — они получили право учреждать собственные наркоматы обороны и ино дел. Законы от 1 фев 1944. Теперь республики могли вступать в непосредственные отношения с ино государствами и заключать с ними соглашения. (украинская и белорусская ССР сами участвовали в учреждении ООН, наравне с СССР).
5. Народный комиссариат танковой промышленности, ноя 1041 наркомат общего машинностроения преобразован в наркомат общего военного вооружения.
6. 21 ня — ставка главнокомандования вооруженными силами СССР. Потом — ставка верховного главнокомандования. Глава — Тимошенко, потом Сталин. Ставка осуществляла стратегическое руководство вооруженными силами страны, ей подчинялся генеральный штаб вооруженных сил.
7. Авг 1941 главное управление тыла красной армии. Задача — снабжение войск боеприпасами, горючим, продовольствием, содержание в порядке дорог прифронтовой полосы, ремонт боевой и спец техники, оказание первой мед помощи раненым и больным.
Вывод: в военное время серьезные изменения в структуре гос органов советского союза, направленные на войну с фашистскими захватчиками.
ФГБОУ ВПО
«Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина»
Учебный год