Президиум верховного совет СССР.

Совет министров СССР.

Суд и прокуратура.

Избирательная система —прямые, всеобщие, равные выборы при тайном голосовании во все гос органы. Каждый гражданин — 1 голос, м и ж равны. Права избирать лишены только умалишенные. Выбирали не из своего состава, а по кандидатам. Право выставлять кандидатов имели: общественные организации, общества трудящихся, кооперативы, организации молодежи и культурные общества.

Глава 12 — изменение конституции по решению рерховного совета СССР принятому квалифицированным большинством. 2 -3 голосов от каждой палаты.

ФГБОУ ВПО

«Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина»

Учебный год

Кафедра истории государства и права

История отечественного государства и права

Экзамен

Билет № 14

1. Развитие права в XVIII веке. Попытки кодификации.

2. Изменения в государственном строе СССР в период Великой Отечественной войны.

Заведующий кафедрой

проф. Исаев И.А. _____________________

1. Развитие права в XVIII в. Попытки кодификации.

Основными источниками права являлись законы, изданные государством в форме указов, регламентов, уставов, манифестов.

Указы касались важнейших и самых разнообразных сторон деятельности государства. Достаточно назвать Указ о единонаследии от 18 марта 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда от 5 ноября 1723 г., чтобы представить то разнообразие общественных отношений, которые регулировались ими.

Регламенты — это акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности. Например, Генеральный регламент коллегий от 29 февраля 1720 г., регламент Главному магистрату от 16 января 1721 г.

Уставы — это сборники законов, объединяющие нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства (Устав о векселях 1729 г., Устав о купеческом водоходстве 1781 г., Устав благочиния 1782 г.). В 1716 г. появляется Воинский устав, содержавший нормы, которые регулировали жизнь армии. Воинский устав — это оригинальный, самобытный кодекс, отвечавший интересам абсолютистского государства, организации армии. При его составлении был учтен положительный опыт военного законодательства многих западноевропейских стран применительно к потребностям русской армии.

В особо торжественных и важных случаях императоры издавали Манифесты (например, Манифест 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»).

В 1715 г. были созданы «Артикул воинский» (представлявший собой уголовный кодекс) и «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» (процессуальный кодекс). Продолжало действовать Соборное уложение 1649 г. В XVIII в. делались неоднократные, но бесплодные попытки создания нового Уложения. Три такие попытки были предприняты при Петре I. В 1767 г. Екатериной II была образована комиссия для создания нового проекта Уложения. В комиссии были представлены все сословия, за исключением помещичьих крестьян и духовенства. В ходе работы комиссии вскрылись противоречивые интересы различных сословий, и проект Уложения так и не был создан.

2. Изменение в государственном строе СССР в период Великой Отечественной войны.

Признаки гос устройства в тот период:

1. Продолжали действовать обычные органы гос власти.

2. Появились новые органы с чрезвычайными полномочиями.

3. Некоторым обычным органам предавались чрезвычайные полномочия

1. 31-го июня 1941 создан государственный комитет обороны СССР. (ГКО) постановление президиума верховного совета. Он признавался высшей властью в стране. Все граждане, органы, и организации обязаны были выполнять решения ГКО. Сначала — 5 человек, потом — 9. Глава — Сталин. Гос комитет обороны не имел своего аппарата и действовал, используя аппараты других органов.

Существовал институт уполномоченных ГКО — отдельные должностные лица, которые направлялись на фронтовые территории, на кот они имели неограниченную власть. В отдельных городах создавались городские комитеты обороны. Около 60.

ГКО интенсивно осуществлял нормотворческую деятельность — более 10 000 постановлений. Они носили как нормативный, так и индивидуальный характер.

2. Чрезвычайная государственная комиссия — указ президиума верховного совета СССР от 2 ноя 1942 года. Задачи — расследование преступлений немецко-фашистских захватчиков и причиненного им ущерба. ЧГК собирала документальные данные, опрашивала потерпевших, собирала свидетельские показания. На основании доказательств, собранных ЧГК были осуждены многие фашистские преступники.

3. Народные комиссары — их права расширены в 1941 году. Цель: допустить быстрое разрешение вопросов в сфере производства и строительства. Народные комиссары получили право перераспределять материальные ресурсы между отдельными предприятиями и строительствами.

4. В течении войны были расширены права союзных республик — они получили право учреждать собственные наркоматы обороны и ино дел. Законы от 1 фев 1944. Теперь республики могли вступать в непосредственные отношения с ино государствами и заключать с ними соглашения. (украинская и белорусская ССР сами участвовали в учреждении ООН, наравне с СССР).

5. Народный комиссариат танковой промышленности, ноя 1041 наркомат общего машинностроения преобразован в наркомат общего военного вооружения.

6. 21 ня — ставка главнокомандования вооруженными силами СССР. Потом — ставка верховного главнокомандования. Глава — Тимошенко, потом Сталин. Ставка осуществляла стратегическое руководство вооруженными силами страны, ей подчинялся генеральный штаб вооруженных сил.

7. Авг 1941 главное управление тыла красной армии. Задача — снабжение войск боеприпасами, горючим, продовольствием, содержание в порядке дорог прифронтовой полосы, ремонт боевой и спец техники, оказание первой мед помощи раненым и больным.

Вывод: в военное время серьезные изменения в структуре гос органов советского союза, направленные на войну с фашистскими захватчиками.

ФГБОУ ВПО

«Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина»

Учебный год

Наши рекомендации