Отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (часть 7 ст. 27).

22. Понятие служебной дисциплины на гражданской службе и ее значение.

В соответствии со ст.56 ФЗ-№79 "О государственной гражданской службе РФ" служебная дисциплина на гражданской службе – это обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с ФЗ-№79, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. Он утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Представитель нанимателя обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.

К средствам поддержания служебной дисциплины относят:

1) поощрения и награждения за гражданскую службу (ст. 55);

2) дисциплинарные взыскания за нарушение служебной дисциплины (ст. 57).

Поощрения и награждения за гражданскую службу

За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства Российской Федерации;

6) поощрение Президента Российской Федерации;

7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

8) награждение знаками отличия Российской Федерации;

9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Пункты 1-4 – представителем нанимателя, пункты 5-9 – по представлению представителя нанимателя.

Дисциплинарные взыскания

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) увольнение с гражданской службы.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

ЗНАЧЕНИЕ: Служебная дисциплина является необходимым условием совместного труда, поддержания правопорядка в служебных отношениях.

Служебная дисциплина проявляется: в установлении должного поведения конкретных гражданских служащих в общей сфере управления данного государственного органа, в индивидуализации их служебных обязанностей в связи с заключенным служебным контрактом; в фактическом поведении сторон служебного контракта и т.д.

Таким образом, обязанность соблюдать служебную дисциплину является одной из основных обязанностей гражданского служащего. Эта базовая обязанность выражает общие требования должностного поведения гражданского служащего в сфере управления.

Дисциплинарная ответственность гражданского служащего. Основания привлечения к ответственности.

По существу, дисциплинарная ответственность гражданского служащего - это самостоятельный вид юридической ответственности, субъектами правоотношений которой являются гражданский служащий и представитель нанимателя.

Основанием дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка, состав которого включает четыре традиционных элемента:

1) объект;

2) объективную сторону;

3) субъективную сторону;

4) субъект.

Объектом дисциплинарного проступка являются надлежащее исполнение гражданским служащим требований служебного законодательства, должностного регламента, служебного распорядка, а также служебного контракта.

Объективная сторона дисциплинарного проступка может быть выражена как в бездействии, так и в действиях. Объективная сторона включает установление причинной связи между проступком и наступившими отрицательными последствиями.

Субъективная сторона дисциплинарного проступка может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

Субъектом дисциплинарного проступка является гражданский служащий.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания.

24. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения к гражданскому служащему. Полномочия руководителей по применению дисциплинарных взысканий.

Статьей 57 ФЗ-79 всего предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий (далее – ДВ):

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) увольнение с гражданской службы.

ДВ – установленные государством меры государственного принуждения, применяемые представителем нанимателя за совершенный дисциплинарный проступок.

Можно выделить группу мер морального воздействия (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии) и меру организационного воздействия (увольнение с гражданской службы).

Законодатель определил виды ДВ, но не раскрыл их содержания!

Таким образом, учитывая порядок изложения видов ДВ, можно предположить, что замечание является наименее строгим взысканием, которое состоит в осуждении поведения служащего, в высказывании критики в его адрес; выговор представляет собой более строгое взыскание, выражающееся в явно выраженной отрицательной оценке поведения служащего; и наконец предупреждение о неполном должностной соответствии характеризуется наибольшей степенью осуждения правонарушителя и связано с более серьезных проступков.

Также, закон не указывает на правовые последствия применения каждого вида ДВ.

В связи с этим можно предположить следующий вариант: замечание, как самое легкое взыскание, влечет лишь осуждение служащего; выговор сопровождается внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего, а предупреждение о неполном должностном соответствии помимо соответствующей записи влечет также ограничение на период действия данного дисциплинарного взыскания возможности должностного роста гражданского служащего. При этом все указанные ДВ выносятся в письменной форме и оформляются соответствующим актом.

Увольнение с гражданской службы. Перечень оснований увольнения в порядке ДВ является исчерпывающим. Соответственно увольнять гражданских служащих за совершение иных дисциплинарных проступков недопустимо. Однако отметим, что п.2 ст. 37 ФЗ -79 предусматривает возможность увольнения гражданского служащего в случае неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание. Это положение открывает для представителя нанимателя чрезвычайно широкий круг полномочий по увольнению гражданского служащего. Фактически руководитель имеет право за незначительный дисциплинарный проступок в первый раз применить, например, замечание, а во второй раз уже уволить.

Порядок применения к гражданским служащим ДВ установлен ст. 58 ФЗ-79.

ДВ применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

ДВ не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

До применения ДВ представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

Ст 59. Служебная проверка.

Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) фактсовершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Представитель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан контролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

1) давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

2) обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку;

3) ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Т.к. в случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Следует отметить, что копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

25. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ гражданского служащего. Основания привлечения к ответственности. Виды административных взысканий и порядок их применения к гражданскому служащему. Органы и должностные лица, уполномоченные налагать административные взыскания

Административная ответственность - это совокупность административных взысканий, которые налагаются на гражданских служащих за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами.

Административная ответственность применяется органами или должностными лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчиненности по работе или по службе (например, судьями, государственными инспекторами по охране труда, инспекторами государственной противопожарной службы, главными санитарными врачами и др.)

Основаниями для привлечения к административной ответственности государственных служащих могут выступать специальные составы административных правонарушений, а также нарушений санитарно-эпидемиологического, природоохранного, таможенного, земельного, налогового и иного законодательства, за которые особенной частью Кодекса об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) установлена административная ответственность.

Виды административных наказаний представлены на рисунке 1.1 [2].

Рисунок 1.1 – Виды административных наказаний

Административный штраф - это денежное взыскание, которое не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда и не может превышать двадцать пяти минимальных размеров оплаты труда для физических лиц, а для должностных лиц - пятидесяти минимальных размеров оплаты труда [2].

Статья 2.4 КоАП РФ дает ясное определение административной ответственности для служащих, к которой они привлекаются в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, кодекс об административных правонарушениях регулирует исполнение постановлений о наложении административных взысканий. Его соблюдение является гарантией соблюдения прав гражданских служащих, которые привлекаются к административной ответственности.

26. Материальная ответственность гражданского служащего. Основания привлечения к ответственности. Виды наказаний и порядок их применения к гражданскому служащему

К ответственности привлекаются гражданские служащие за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа

Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, и он не освобождается от обязанности возместить имущественный вред и после прекращения государственной службы. Наличие материального ущерба является так же мерой гражданско-правовой ответственности госслужащего.

Вред, причиненный имуществу физического или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме, при этом сюда входят не только реальный ущерб, но и упущенная выгода. Статьи 1069, 1099, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации введен порядок компенсации вреда.

Так же служащий обязан возместить материальный ущерб. Материальная ответственность разделяется на ограниченную и полную [3].

Ограниченную материальную ответственность несут гражданские служащие, допустившие по их вине причинение ущерба, в размере имущественного ущерба, но не свыше среднего месячного денежного заработка (размера оклада месячного денежного содержания).

Полная материальная ответственность гражданского служащего состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами [4].

Возмещение ущерба не должно ставить госслужащего в затруднительное материальное положение, лишать его самого и его семью необходимых средств к существованию. Поэтому госслужащие в большинстве случаев несут ограниченную материальную ответственность, т.е. возмещение материального ущерба в заранее установленных пределах. Таким пределом следует считать определенную часть месячного содержания госслужащего.

27. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ гражданского служащего. Основания привлечения к ответственности. Виды наказаний и порядок их применению к гражданскому служащему

Уголовная ответственность распространяется на государственных гражданских служащих как наравне со всеми гражданами, так и в специальных случаях, прямо связанных с их должностным статусом в соответствии с установленными нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

Составы уголовных преступлений, непосредственно зависящих от юридического статуса гражданского служащего, закреплены в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ), основные из них представлены в таблице 3.1 [5].

Таблица 3.1 - Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Номер статьи Преступление

285 Злоупотребление должностными полномочиями

286 Превышение должностных полномочий

287 Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ

288 Присвоение полномочий должностного лица

289 Незаконное участие в предпринимательской деятельности

292 Служебный подлог

293 Халатность

Так же государственные служащие могут быть подвергнуты уголовному наказанию за деяния, совершенные ими как должностными лицами, если неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими служебных обязанностей подлежит уголовной ответственности. При этом нужно говорить о деяниях, за которые могут быть уголовно наказаны и недолжностные лица. Но должностные лица за те же деяния подлежат более строгому наказанию. Это, например, в случае совершения ими преступлений против свободы, чести и достоинства личности на службе (ст. 127 - 130 УК РФ).

Прямое отношение к уголовной ответственности гражданских служащих имеется такой вид уголовного наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (статья 47 УК РФ)

В случае совершения тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить государственного служащего специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ).

28. СЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА гражданского служащего

Статья 45. Служебное время и время отдыха

1. Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени.

2. Нормальная продолжительность служебного времени для гражданского служащего не может превышать 40 часов в неделю. Для гражданского служащего устанавливается пятидневная служебная неделя.

3. Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы. Для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

4. Гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и который не может быть менее трех календарных дней. В случае, если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

Наши рекомендации