Значение квалификации преступлений.
Квалификация преступления имеет общесоциальное и уголовно-правовое значение. Общесоциальное значение квалификации преступлений заключается в том, что она, характеризуя состояние социально-правовой системы, с одной стороны, составляет фундамент обеспечения законности в государстве в целом и, с другой — занимает центральное место в формировании правового государства в нашей стране. То и другое обусловлены ролью уголовного права в государстве и обществе, суть которой — определение наиболее важных и ценных общественных отношений, олицетворяющих сущность социально- экономической формации и нравственные и моральные устои в обществе, и охрана этих отношений путем применения репрессии к их нарушителям.
В общесоциальном плане о законности в государстве в целом, ее соблюдении и обеспечении, судят в первую очередь по тому, насколько применяемые репрессии соответствуют уголовному закону и, в частности, насколько точно и непредвзято квалифицируются совершаемые общественно опасные деяния.
Формирование правового государства — как процесс, степень реализации и конечный результат — оценивается по двум составляющим. Первая из них заключается в содержании и форме закона, причем применительно к рассматриваемой проблеме прежде всего уголовного. Содержание закона состоит главным образом в том, в какой мере государственная воля, выражающая по своей сути волю правящей бюрократии и крупного капитала, соответствует воле народа, то есть подавляющего большинства населения страны; насколько обоснованно взяты под охрану уголовного закона общественные отношения как наиболее важные и ценные и выделены из всех правонарушений и аморальных проступков преступления как общественно опасные деяния; как фактически, а не декларативно, преступления дифференцированы по степени общественной опасности, отраженной в санкциях статей Особенной части УК РФ[26]. Форма закона - это выражение его содержания в описании уголовно-правовых норм в УК РФ, в основном в статьях его Особенной части. Такое описание может быть, в частности, точным или казуистичным. Степень точности описания в уголовном законе его содержания заведомо предопределяет как применимость данного закона в социальной — следственной и судебной — практике, так и точность квалификации преступлений.
Вторая составляющая выражается в фактической применимости и применяемости уголовного закона на практике, то есть в какой степени его содержание и форма обеспечивают точную квалификацию преступлений.
Уголовно-правовое значение квалификации преступлений многообразно и проявляется в ряде моментов. Выделяя основные и определяющие из них, необходимо констатировать, что правильная и точная квалификация преступлений: 1) обеспечивает соблюдение законности при осуществлении правосудия; 2) выражает социально-политическую и юридическую оценку совершенного деяния; 3) гарантирует права и законные интересы виновного, способствуя индивидуализации уголовной ответственности и наказания в точном соответствии с нормами Особенной и Общей частей УК РФ; 4) предопределяет законное и обоснованное применение институтов и норм Общей части уголовного законодательства регламентирующих освобождение от уголовной ответственности и от наказания, погашение судимости; 5) обусловливает процессуальный порядок расследования преступлений, установленный уголовно-процессуальным законодательством и 6) позволяет правильно охарактеризовать состояние, структуру и динамику преступности и выработать эффективные меры борьбы с ней.
Точная квалификация преступлений обеспечивает соблюдение правоохранительными органами исполнительной власти и судом законности как конституционного принципа и вытекающих из него принципов уголовного права. В качестве конституционного принципа законность провозглашена в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где закреплено, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
В уголовном законе определены принципы и другие общие и конкретные положения уголовного права, точное соблюдение которых при квалификации преступлений в следственной и судебной практике обеспечивает реализацию названного конституционного принципа. Так, согласно принципу законности, закрепленному в ч. 1 и 2 ст. 3 УК РФ, соответственно «преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» и «применение уголовного закона по аналогии не допускается». На основании принципа равенства граждан перед законом, установленного ст. 4 этого УК, «лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». При определении этого принципа законодателем не учтены и проигнорированы, однако, не соответствующие ему положения Конституции РФ, содержащиеся в ее ст. 91, 98 и 122, о неприкосновенности Президента РФ, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также судей, хотя следовало бы указать на такие исключения из данного принципа. В соответствии с принципом вины, определенном в ст. 5 УК РФ, в ее ч. 1 предусмотрено, что «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина», а ч. 2 —что «объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается».
Важнейшее общее положение, в котором наиболее ярко и рельефно высвечивается уголовно-правовое значение точной квалификации преступлений, это положение, установленное ст. 8 УК РФ, где предусмотрено, что «основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом». Обеспечение законности предполагает, естественно, соблюдение при квалификации преступлений всех уголовно-правовых норм, определяющих конкретные составы преступлений и их признаки.
Выражая социально-политическую и юридическую оценку совершенного деяния, точная квалификация преступления является основанием для отрицательной оценки государством и обществом совершенного деяния как преступного с учетом его тяжести и степени общественной опасности; фиксирует содержание нарушенных общественных отношений и причинение вреда обеспечиваемым ими социальным ценностям, характер и направленность содеянного, форму вины и т. д.; определяет соответствие фактических признаков совершенного преступления признакам состава преступления, предусмотренного конкретной статьей Особенной части УК РФ, а при неоконченном преступлении или преступлении, совершенном в соучастии не исполнителем — еще и ст. 30 или ст. 33 этого УК.
При точной квалификации преступления гарантируются права и законные интересы виновного посредством индивидуализации уголовной ответственности и наказания, а также вытекающих из этого правовых последствий, поскольку обеспечивается применение, во-первых, той статьи Особенной части УК РФ, которая соответствует совершенному деянию, во-вторых, норм Общей части этого УК, регламентирующих возможность привлечения к уголовной ответственности за приготовление к преступлению, назначение наказания с учетом степени общественной опасности конкретно содеянного и личности виновного, в частности, более мягкого наказания, чем предусмотрено законом за данное преступление, условного осуждения и т. д.
Точной квалификацией преступлений предопределяется законное и обоснованное освобождение от уголовной ответственности и от наказания и погашение судимости, предусмотренные статьями Общей части УК РФ. В зависимости от квалификации преступления оно согласно ст. 15 этого УК относится к одной из четырех категорий: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкому или особо тяжкому. При этом освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ) и в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76) допускается в случаях совершения преступления небольшой тяжести; освобождение от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки (ст. 77) — преступления небольшой или средней тяжести; освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности (ст. 78) — по истечении двух лет после совершения преступления небольшой тяжести (п. «а» ч. 1), шести лет после совершения преступления средней тяжести (п. «б» ч. 1), десяти лет после совершения тяжкого преступления (п. «в» ч. 1) и пятнадцати лет после совершения особо тяжкого преступления (п. «г» ч. 1). Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79) применяется к совершеннолетним только после фактического отбытия осужденным не менее половины срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести (п. «а» ч. 3), не менее двух третей срока наказания, назначенного за тяжкое преступление (п. «б» ч. 3), и не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление (п. «в» ч. 3); к несовершеннолетним после фактического отбытия осужденным к исправительным работам или лишению свободы не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести (п. «а» ст. 93), не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление (п. «б» этой статьи), и не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление (п. «в» данной статьи). Судимость погашается (ст. 86) в отношении совершеннолетних, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания (п. «в» ч. 3), осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления — по истечении шести лет после отбытия наказания (п. «г» ч. 3), осужденных за особо тяжкие преступления — по истечении восьми лет после отбытия наказания (п. «д» ч. 3); в отношении несовершеннолетних, осужденных за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении одного года после отбытия лишения свободы (п. «а» ст. 95 УК РФ), осужденных за тяжкое или особо тяжкое преступление — по истечении трех лет после отбытия лишения свободы (п. «б» этой статьи).
Правильная квалификация преступления обусловливает процессуальный порядок расследования преступлений, предусмотренный уголовно-процессуальным законом, то есть форму расследования или производства по уголовному делу, подсудность, порядок судопроизводства, объем прав обвиняемого и иные процессуальные последствия. Причем квалификация преступления, с одной стороны, и процессуальный порядок расследования преступлений — с другой, взаимосвязаны, взаимообусловлены и оказывают взаимное влияние друг на друга. Так, если содеянное содержит признаки двух или более составов преступлений, предусмотренных соответственно двумя или более уголовно-правовыми нормами, одна из которых охватывает содеянное в целом, а другая (другие) его часть (части), то совершенное деяние квалифицируется только по одной более полной норме лишь тогда, когда подобная квалификация не упрощает процессуальный порядок расследования. Например, если хулиганство, ответственность за которое установлена ст. 213 УК РФ, сопровождается умышленным причинением легкого вреда здоровью, предусмотренным ст. 115 этого УК, то содеянное квалифицируется только по ст. 213 данного УК как содержащей норму, охватывающую содеянное в целом, в то время как ст. 115 названного УК содержит норму об ответственности за его часть и при этом не упрощается процессуальный порядок расследования. Если же хулиганство, предусмотренное ч. 2 или 3 ст. 213 УК РФ, повлекло умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, ответственность за которое установлена ст. 112 этого УК, то при аналогичном соотношении норм, охватывающих соответственно целое и часть, совершенное деяние должно быть квалифицировано по совокупности преступлений по названным статьям УК РФ, поскольку его квалификация только по ч. 2 или ч. 3 ст. 213 данного УК упрощает процессуальный порядок расследования преступлений.
Уголовно-правовое значение точной квалификации преступлений состоит и в том, что она позволяет правильно отразить в статистической отчетности состояние, структуру и динамику преступности, создает предпосылки для выявления тенденций последней и разработки наиболее эффективных мер борьбы с ней и с отдельными видами преступлений, в частности, посредством совершенствования уголовного законодательства.