Тема 19. Международное сотрудничество в предупреждении преступности

Транснациональная (международная) преступность - совокупность совершенных преступлений, причиняющих вред развитию человеческого общества. Транснациональные преступления: преступления против мира, включающие планирование, подготовку, развязывание или ведение войны в нарушение международных договоров, соглашений (геноцид, экоцид); преступления против человечности, включающие убийства и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны (биоцид, наемничество); военные преступления, включающие нарушение законов или обычаев ведения войны.

Основные преступления международного (транснационального) характера. Преступления, наносящие ущерб мирному сотрудничеству и нормальному осуществлению межгосударственных отношений (терроризм, угон самолетов, захват заложников, хищения ядерного орудия, незаконное радиовещание); преступления, наносящие ущерб экономическому и социально- культурному развитию государств и народов (незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ; фальшивомонетничество, контрабанда, нелегальная иммиграция, преступные посягательства на окружающую среду, преступные посягательства на национально-культурное наследие).

Нормативная база международного сотрудничества. Значимость международных договоров и соотношение их с внутренним законодательством.

Деятельность Комитета по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями Организации Объединенных Наций. Международные конгрессы ООН по предупреждению и обращению с правонарушителями. Международные организации, имеющие в ООН Консультативный статус. Международная ассоциация уголовного права; Международное криминологическое общество; Международное общество социальной защиты; Международное пенитенциарное общество.

Международная организация уголовной полиции Интерпол. Цели, задачи, функции, структура Интерпола. Интерпол в международном розыске и экстрадиции преступников. Интерпол в социально-правовом контроле над: организованной и экономической преступностью; террористической деятельностью; незаконным оборотом наркотиков; хищениями предметов, представляющих культурную ценность; фальшивомонетничеством и подделкой документов; преступностью в сфере высоких технологий; автотранспортными преступлениями и др.

Формы международного сотрудничества в социально-правовом контроле над преступностью: международные консультации; разработка программ сотрудничества в области предупреждения преступлений; обмен правоохранительным опытом; передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве их гражданства или постоянного места жительства. Передача органам другого государства надзора за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями, выдача преступников другому государству или международному органу для уголовного преследования, подготовка кадров, предоставление экспертных услуг, поставка специальных научно-технических средств и оказание материально-технической помощи другим государствам.

Современное состояние незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, оружия, терроризм, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Их тенденции и опасность для мирового сообщества. Особенности сотрудничества по борьбе с данными видами преступлений.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Понятие криминологии как науки, ее история,

Предмет, задачи, функции

Вопросы, выносимые на занятие:

1. Понятие криминологии как социолого-правовой науки, ее функции, задачи.

2. Предмет науки криминологии.

3. Система криминологии как науки и учебной дисциплины.

4. Место криминологии в системе наук. Связь криминологии с другими науками.

5. Значение криминологических знаний для практической деятельности органов внутренних дел.

6. Зарождение криминологической мысли. Теологические теории причин преступности раннего феодализма. Примитивно-рационалистическая концепция причин преступности.

7. Возникновение криминологии как науки. Биологическое и социологическое направления в познании природы преступности.

8. Становление и развитие криминологии в России. Современное состояние науки криминологии.

Методические рекомендации

Настоящая тема является вводной, предваряющей изучение данного предмета, дает общее представление о криминологической науке, ее методологических основах, основных проблемах, которые она изучает, о соотношении криминологии с другими науками. Зна­комство с этой темой подготовит к изучению последующих тем курса, облегчит их усвоение.

Чтобы составить правильное представление о криминологиче­ской науке, следует исходить из существования двух основных на­правлений борьбы с преступностью: уголовно-правового ("репрессивного") и собственно криминологического (профилактиче­ского). Содержание последнего направления, его отличие от уголов­но-правового определяет суть и содержание криминологии как науч­ной основы предупреждения преступности. Определяя понятие кри­минологии, нельзя ограничиваться описанием изучаемого ею предме­та, а следует выделить те закономерности, раскрытие которых состав­ляет главное содержание криминологии как науки.

Говоря о предмете криминологии, наряду с основными его элементами (преступность, причины преступности, лица, совершив­шие преступления, предупреждение преступлений) следует иметь в виду и иные вопросы, изучаемые криминологией в связи с проблема­ми, составляющими основное содержание ее предмета (история кри­минологической науки, методика криминологических исследований, прогнозирование преступности и др.). Поэтому особое значение имеет вопрос об отнесении к предмету криминологии сопутствующих пре­ступности иных антисоциальных ("фоновых") явлений - пьянства, ал­коголизма, наркомании, токсикомании, аморальных проявлений, семейно-бытовых конфликтов и т.п.

Важное значение имеет вопрос о методологических основах криминологической науки. Опираясь на полученные при изучении курса философии знания об основных закономерностях социального развития, функционирования общества, следует понять, как философ­ские, социологические категории, закономерности применяются в криминологии, являясь исходными позициями при изучении преступ­ности, ее причин, лиц, совершивших преступления, и методов преду­преждения преступлений.

Чтобы составить себе правильное и полное представление об изучаемой науке, надо сопоставить ее с другими науками, определить ее место в общей системе научных знаний. В этой связи важны преж­де всего характер криминологии как науки, связанной с социологией и правом; соотношение криминологии с различными отраслевыми юридическими науками, в особенности с уголовным правом, иными общественными и естественными науками. Рассматривая эти связи, следует учитывать, что в криминологии применяются как методики анализа, используемые другими науками, так и данные, касающиеся ее проблематики. Важно иметь в виду и то, что криминология не только пользуется данными других наук, но и сама обогащает и воо­ружает другие науки выводами и положениями, часто весьма сущест­венными для них.

Залогом успешного изучения криминологии, интереса к ней является понимание того значения, которое имеют криминологиче­ские знания для успешной практической деятельности органов внут­ренних дел.

Практическое задание № 1

Покажите на конкретных примерах значение криминологии для практической деятельности различных служб и подразделений органов внутренних дел.

Практическое задание № 2

Покажите на примерах применение в криминологической нау­ке следующих принципов и категорий научного познания:

- принцип историзма;

- диалектический закон единства и борьбы противоположно­стей;

- диалектические категории общего, особенного и единичного;

- философские категории необходимого и случайного;

- философские категории явления и сущности;

- диалектический закон всеобщей взаимосвязи и взаимозави­симости явлений.

Практическое задание № 3

Укажите основные этапы развития криминологической мысли и дайте характеристику:

а) теологическим взглядам на преступность;

б) криминологическим идеям Чезаре Беккария и других пред­ставителей просветительно-гуманистического направления;

в) взглядам на преступность социалистов-утопистов (Томаса Мора, Анри де Сен-Симона, Роберта Оуэна);

г) криминологическим идеям русских революционных демо­кратов (А.И.Радищева, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского).

Практическое задание № 4

Дайте характеристику биологического направления в крими­нологии. Расскажите о Ч.Ломброзо и его взглядах на преступность. Что вы знаете о современных биопсихологических теориях преступ­ности?

Практическое задание № 5

Охарактеризуйте социологическое направление в криминоло­гии и современные социологические теории преступности.

Практическое задание № 6

Расскажите о состоянии криминологической науки в России в современный период.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Основная:

1. Аванесов Г.А., Иншаков С.М., Лебедев С.Я., Эриашвили Н.Д. Криминология: Учебник / Под ред. Г.А. Аванесова. - 4-е изд., перераб. и доп. М., ЮНИТИ -ДАНА. 2006.

2. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д. Малкова. - М.: ЮСТИЦИН ФОРМ. 2006.

3. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева и проф. В.Е. Эминова. - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

4. Криминология: Учебник / Под ред. проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.

5. Криминология: Учебник / Под ред. С.Я. Лебедева и М.А. Кочубей. М., ЮНИТИ -ДАНА. 2007.

Дополнительная:

1. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. М., 2005.

2. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004.

3. Антонян Ю.М. Почему люди совершают преступления. Причины преступности. М., 2006.

4. Бабаев М.М. Социальные последствия преступности. М., 1982.

5. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 2004.

6. Дриль Д.А. Преступность и преступники. Учение о преступности и мерах борьбы с нею. М., 2006.

7. Жигарев Е.С. Науковедческие проблемы криминологии. М., 2003.

8. Жигарев Е. С., Петухов В.И. Философия криминологии. М., 2006.

9. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М., 1998.

10. Криминологический журнал. №№ 1-10. М., 2001-2006 гг.

11. Иванов Л.О., Ильина Л.В. Пути и судьбы отечественной криминологии. М., 1997.

12. Лозбяков В.П. Криминология и административная юрисдикция милиция. М., 1996

13. Ломброзо Ч. Преступление. Новейшие успехи науки о преступнике. Анархисты. М., 2004.

14. Овчинский В.С. Криминология и биотехнологии. М., 2005.

15. Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. М., 1980.

16. Сахаров А.В. Криминология и ее значение для профилактической деятельности органов внутренних дел. М., 1985.

17. Сахаров А.Б. История криминологической науки. М., 1994

18. Солодовников С.А. Основные криминологические понятия. М., 2000.

19. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступления толпы. М., 2004.

20. Ферри Э. Уголовная социология. М., 2005.

21. Хохряков Г.Ф. Криминология: Учебник / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 2000.

22. Шестаков Д.А. Семейная криминология. СПб., 1996.

23. Шнайдер Г.И. Криминология. М., 1994.

Контрольные вопросы для самоподготовки:

1. Что означает понятие криминология?

2. Почему криминология является социально-правовой наукой?

3. Какие цели достигаются наукой криминологией?

4. В чем заключаются основные задачи науки криминологии?

5. Какие функции выполняет наука криминология?

6. Какие элементы входят в предмет науки криминологии?

7. Является ли данный перечень элементов предмета науки криминологии исчерпывающим и чем обусловлено расширение его в современной криминологической литературе?

8. С какими науками у криминологии наиболее тесная связь и почему?

9. Как взаимодействует наука криминология с науками уголовно-правового цикла?

10. Расскажите о связи науки криминологии с другими науками.

11. Как применяются криминологические знания в деятельности ОВД?

12. Как зарождалась криминологическая мысль?

13. Каковы были основные взгляды древних мыслителей на проблему преступности и преступлений?

14. Какие представления о преступности и преступлении господствовали в средние века?

15. Взгляды Ч.Беккария и его вклад в развитие криминологической мысли?

16. Почему в криминологической мысли было два направления развития: антропологическое и социологическое?

17. Укажите основных представителей антропологического направления и их взгляды на проблему преступности и преступления?

18. Укажите основных представителей социологического направления и их взгляды на проблему преступности и преступления?

19. Чем обусловлены особенности развития криминологии в России?

20. Каково состояние криминологической мысли в России в современный период?

Наши рекомендации