Тема 3. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

Источниками трудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной частью системы источников трудового права являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В современной науке трудового права по-прежнему основное внимание уделяется анализу норм, а за локальными нормативными актами традиционно признается только функция конкретизации норм трудового права.

Судебная практика (судебный прецедент) не является источником права в общепринятом смысле, однако играет существенную роль для правильного понимания и применения закона. Постановления Пленума Верховного Суда, обобщая правоприменительную практику судов, дают толкование, как единообразно и правильно применять конкретные нормы трудового законодательства. В ряде случаев они восполняют имеющиеся пробелы и неясности трудового законодательства. Например, важное теоретическое и практическое значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 г. "О применении судами Трудового кодекса ", т.к. на Пленуме обсуждались проблемы иерархических коллизий в нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения; вопросы применения ст. 142 ТК , предусматривающей право работника в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней приостановить работу; вопросы увольнения работников, работающих в обособленных структурных подразделениях; обоснованность заключения срочных трудовых договоров и др.

Конституционному Суду приходится решать вопрос о конституционности того или иного нормативного акта. Если же Конституционный Суд придет к выводу о несовершенстве закона, то он в порядке законодательной инициативы может обратиться в Государственную Думу с предложением о его изменении или дополнении. Несмотря на то что указанные суды высшей инстанции ориентируют судебную практику на единообразное правопонимание, они все же не уполномочены "творить" право. В научном мире в отношении того, можно ли относить постановления Конституционного Суда к источникам права, существуют две противоположные точки зрения.

Трудовое законодательство может применяться лишь в той части, в которой оно соответствует Конституции . Конституция имеет не только высшую юридическую силу, но и прямое действие. Суды вправе отказаться применять закон, сославшись на его несоответствие Конституции и отдать предпочтение последней как акту прямого действия.

Конституция ввела ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к содержанию источников права, в том числе и трудового. Основной Закон провозглашает: права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. В статье 37 Конституции закреплены основные права в сфере труда, в том числе принципы свободы труда; запрещение принудительного труда; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; право на трудовые споры, включая право на забастовку.

Трудовое законодательство согласно ст. 72 Конституции находится в совместном ведении и ее субъектов. Статья 6 Трудового кодекса посвящена вопросам разграничения полномочий между и органами государственной власти и органами государственной власти субъектов в сфере трудовых отношений. Законы и нормативные правовые акты субъекто, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Трудовому кодексу , иным законам, указам Президента , постановлениям Правительства и нормативным правовым актам органов исполнительной власти. Принцип неухудшения положения работника в трудовом законодательстве субъектов по сравнению с законодательством означает, что базовый уровень гарантий, определяемый трудовым законодательством, должен быть незыблем.

Нельзя забывать о приоритетности норм международного права. Сегодня любое государство прочно "связано" нормами международного права. Но они не всегда легко входят в правовой массив. Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового регулирования труда. Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах ООН, Международной организации труда (МОТ), соглашениях государств. В науке трудового права нет единой позиции по природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ. Отсутствие единства в понимании не лучшим образом сказывается на уровне включения норм международного права в сферу трудовых отношений. Большинство ученых конвенции МОТ и международные договоры считают источниками трудового права, указывая при этом, что они обязательны для использования в практике национального законотворчества и правоприменительной деятельности. Некоторые исследователи (например, Л.А. Сыроватская) утверждают, что конвенции МОТ имеют значение для законодательства, но в буквальном смысле источниками права не являются, т.к. национальное законодательство не воспроизводит их содержания.

Принцип приоритета норм международного права отражен в ст. 10 Трудового кодекса , где воспроизведена конституционная норма о том, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы ". Часть 2 названной статьи гласит: "Если международным договором установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора". Очевидно, что международные договоры (принципы, нормы) применяются в качестве непосредственного регулятора трудовых отношений, когда нормы национального законодательства ухудшают положение граждан и организаций в сравнении с соответствующими международными правилами, т.е. устанавливают более низкий уровень правовых гарантий, социальной защиты. Как справедливо отмечает А.Ф. Нуртдинова, "для трудового права имеет значение не сам факт существования в международном договоре другого правила, а его характер (более или менее благоприятные условия для работников), а ст. 10 ТК не учитывает отраслевой принцип неухудшения положения работников". Действительно, этот принцип является важным, потому что определяет особенности построения системы источников трудового права, и в этой связи его необходимо закрепить в Кодексе.

Приобретение конвенциями МОТ характера источника трудового права означает, что при рассмотрении трудового спора в суде работники вправе ссылаться на них для защиты своего права, а суд обязан принять их во внимание. Следует отметить, что обоснование судебных решений ссылками на конвенции МОТ становится все более распространенным (см., например, Определение Конституционного Суда от 4 декабря 2003 г. о проверке конституционности ч. 1 ст. 374 ТК).

Общепризнанные принципы и нормы находят свое отражение в декларациях (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г.), пактах (Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.). Наиболее распространенным видом международного договора в сфере труда являются конвенции Международной организации труда. Значительная часть конвенций МОТ обязательна для в силу их ратификации еще Союзом ССР. Часть конвенций МОТ обязательна в силу самого членства в этой международной организации. Декларация МОТ 1998 г. об основополагающих принципах и правах в сфере труда напомнила, что, вступая в МОТ, государства-члены признали принципы и права, закрепленные в Уставе и Филадельфийской декларации, и обязались добиваться достижения всех целей организации, а также что эти принципы и права получили свое выражение и развитие в форме конкретных прав и обязательств в конвенциях, признанных в качестве основополагающих как в самой организации, так и за ее пределами.

В настоящее время в действует 58 конвенций МОТ. Среди основных можно назвать Конвенцию 1948 г. "О свободе ассоциации и защите права на организацию", Конвенцию 1958 г. "О дискриминации в области труда и занятий", Конвенцию 1957 г. "Об упразднении принудительного труда", Конвенцию 1949 г. "Об охране заработной платы" и др.

В связи с происходящими изменениями в обществе, в сфере труда законодательство о труде постоянно совершенствуется.

В состав трудового законодательства входит законодательство об охране труда. В статье 5 ТК приведены виды нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Кодекс выстраивает иерархическую систему трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:

- Трудовой кодекс ;

- законы;

- указы Президента ;

- постановления Правительства и нормативные правовые акты органов исполнительной власти;

- конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъекто;

- акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

В случае противоречий между Кодексом и иными и законами, содержащими нормы трудового права, применяется Кодекс (ч. 8 ст. 5 ТК ).

На структуру нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, влияет устройство , распределение предметов ведения и полномочий между и ее субъектами.

В соответствии со ст. 72 Конституции трудовое законодательство отнесено к совместному ведению и ее субъектов. Это положение предопределило необходимость разграничить полномочия между и органами государственной власти и органами государственной власти субъектов . Статья 6 Трудового кодекса провела такое разграничение по двум критериям: 1) по предмету регулирования; 2) по содержанию (объему) регулирования.

По предмету регулирования к ведению органов государственной власти отнесены: порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; основы социального партнерства; порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений; порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора; виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения. По условиям труда на уровне устанавливается обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям), а также особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.

В отношении установления особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников обратим внимание на расхождения между ст. 6, 11 и другими статьями ТК (например, ст. 282, 189). Согласно ст. 6 ТК установление особенностей отнесено к полномочиям органов государственной власти. Часть 5 ст. 11 ТК закрепила, что особенности правового регулирования труда устанавливаются Трудовым кодексом и иными и законами. Вместе с тем ст. 282 ТК гласит, что особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников определяются в порядке, установленном Правительством ; в соответствии со ст. 189 ТК для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством . Указывая на противоречивые нормы, сделаем вывод, что требуется четкое разграничение компетенции органов законодательной и исполнительной государственной власти.

Органы государственной власти субъектов вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям органов. На уровне субъекта могут быть установлены дополнительные права, гарантии, льготы и преимущества. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта . Следовательно, на региональном уровне необходимо конкретизировать и дополнять нормы с учетом специфики каждого субъекта, ни в коем случае не снижая уровень социальной защищенности работников и не ограничивая их трудовые права.

Правовые нормы в сфере труда делятся на две группы: 1) общие нормы, распространяющиеся на всех работников наемного труда; 2) специальные нормы, которые действуют только для отдельных категорий работников (женщин; несовершеннолетних; работников бюджетной сферы; лиц, занятых на тяжелых и вредных работах; временных и сезонных работников и др.).

Нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, т.е. лиц, заключивших трудовой договор. В отдельных случаях нормы Трудового кодекса применяются к лицам, еще не состоящим в трудовых отношениях (например, ст. 64, 381 ТК ).

Действие нормативных правовых актов о труде распространяется на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законом или международным договором . Указанные категории работников и работодателей пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, которые предусмотрены ст. 21, 22 ТК для всех работников и работодателей.

Часть 6 ст. 11 Трудового кодекса указывает категории лиц, на которых не распространяется действие Трудового кодекса и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей. К их числу относятся:

- военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы;

- члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

- лица, работающие по договорам гражданско-правового характера;

- другие лица, если это установлено законом.

Трудовое законодательство не распространяется на сотрудников СБ. К отношениям, связанным с гражданской службой, применяются нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права лишь в части, не урегулированной законом от 27 июля 2004 г. N 79- "О государственной гражданской службе ". Регулирование труда заключенных осуществляется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом (УИК ), в котором конкретизируются конституционные нормы с учетом их особого правового положения (например, УИК закрепляет принцип обязательности труда осужденных).

Наши рекомендации