Принципы построения налоговой системы страны

Налоговая система страны – совокупность существенных условий налогообложения, действующих в данный момент в конкретном государстве.

Она включает:

1. Налоговое законодательства (систему налогов).

2. Налоговые органы.

3. Традиции налогообложения и основные принципы налоговой политики, в том числе распределения налогов по бюджетам, формам и методам налогового контроля, подход к решению проблемы международного двойного налогообложения.

  Экономические Юридические Организационные
Согласование интересов государства и бизнеса Правовой характер налогообложения Стабильность налогового законодательства на протяжении по крайней мере календарного года
Вторичность налоговой системы по отношению к принятой макроэкономической модели экономики страны Максимальная формализация законодательства Четкая иерархия нормативных документов по налогообложению, ясность и определенность налогового законодательства. Нормативные документы должны допускать однозначное и адекватное толкование.
Хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика Налоговый федерализм и четкое разделение полномочий в сфере нормотворчества Доступность нормативной информации по налогообложению
Экономичность. Затраты на сбор налогов должны быть заметно меньше поступлений налогов в бюджет страны Принцип разделения властей Симметричная ответственность налогоплательщиков и налоговых органов
Денежный характер обложения Запрет избыточного нормотворчества Удобство уплаты налогов для налогоплательщиков
  Неотвратимость налогообложения  
  Справедливость налогообложения – отсутствие несправедливых льгот  

Юридические аспекты налогообложения

Установление налогов

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом (п. 5 ст. 3 НК).

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (ст. 17 НК):

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

Если какой-либо элемент налога не определен законом, то налог оказывается неустановленным, и ни у кого не возникает обязанности по его уплате.

Обратная сила налоговых законов

(на основе п. 2, 3, 4 статьи 5 НК)

  Увеличение (ужесточение) Уменьшение (смягчение)
Налоговая нагрузка Нет обратной силы Может быть обратная сила, если прямо указано в законе
Ответственность за нарушение налогового законодательства Нет обратной силы Есть обратная сила

Примечание

Увеличение налоговой нагрузки – вступление в силу актов законодательства, которые устанавливают новые налоги и (или) сборы, повышают налоговые ставки, размеры сборов, устанавливают новые обязанности или иным образом ухудшают положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Увеличение ответственности за нарушение налогового законодательства – вступление в силу актов законодательства, устанавливающих или отягчающих ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Коллизия норм национального и международного

Налогового законодательства (ст. 7 НК)

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Наши рекомендации