Вопрос 16. Понятие и виды юридических лиц по римскому праву
1. Понятие юридического лица
2. Свойства юридического лица (корпорации)
3. Виды юридических лиц
1. В римском праве не существовало понятия юридического лица, так как предполагалось, что носителями прав могут быть только люди. "Так как все право установлено для людей, то сначала мы будем говорить о положении лиц, а потом о прочих предметах" (Д. 1.5.2), Однако в ходе развития хозяйственного оборота стали появляться образования, которые объединяли нескольких лиц и их капиталы в некое целое. Такие образования сейчас носят название юридических лиц, но в римском праве не разработали какого-либо понятия, признав только их существование. Для включения их в оборот на них были распространены свойства физических лиц, они уподоблялись человеку.
Однако это не значит, что такого понятия не было вовсе. В Дигестах есть описание, которое можно назвать понятием юридического лица: "Те, которым разрешено образовать союз под именем коллегии, товарищества пли под другим именем того же рола, приобретают свойство иметь по образцу общины общие веши, общую казну и представителя или синдика, посредством которых, как и в общине, делается и совершается то, что должно совершаться и делаться сообща" (Д.3.4.!.1).
Исторически уже в Законах XII таблиц упоминаются разного рола корпорации религиозного и профессионального характера. В дальнейшем, по мере развития торгового оборота, была установлена нераздельность и обособленность имущества корпорации, поэтому выход одних ее членов и вступление новых на судьбе корпорации не отражались, то есть фактически признавалось наличие особого субъекта права.
На определенном этапе развития появились и "муниципии" - муниципальные образования, за которыми были признаны, помимо всего прочего, также права истца и ответчика, то есть гражданско-процессуальная правоспособность.
Со временем как некое единое целое стало рассматриваться и государственное имущество (казна), от имени которого выступает магистрат.
Муниципии, а позже и корпорации получили возможность наследования.
2. Можно выделить несколько признаков юридических лиц па римскому праву:
Ø корпорация рассматривалась в обороте как физическое лицо, та есть наделялась его свойствами;
Ø корпорации состояли из определенного количества членов, но они не прекращались, если их состав менялся, - главным было наличие согласия между участниками юридического лица;
Ø имущество корпорации обосабливалось от имущества ее участников и было принадлежностью юридического лица как целого;
Ø корпорация выступала в гражданском обороте через своих представителей — физических лиц, которые имели на то соответствующие полномочия.
3. Римское право знало три вида юридических лиц:
- частные корпорации;
- муниципии;
- казна (государственное имущество).
Корпорации создавшись по религиозному или профессиональному принципу. Это были союзы жрецов (коллегии понтификов, авгуров); союзы должностных лип (писцов, счетоводов); производственные союзы — цехи (союзы ремесленников, торговцев, булочников и т. л. по однородности деятельности).
Вначале допускалась почти полная свобода создании корпораций, лишь бы их устав не противоречил законам.
С переходом к монархии корпорации стали вызывать подозрение у властей, и поэтому практически все они (кроме древнейших) были распущены. После этого был издан закон, существенно затруднявший создание новых корпораций, так как на их образование теперь требовалось специальное разрешение Сената, а иногда еще и санкция самого императора.
Дела корпорации вели избиравшиеся для этой цели физические лица. Имущество, закрепленное за корпорацией, принадлежало самой корпорации, и поэтому выбывающий не имел права требовать выдела какой-либо доли. И только в случае прекращения деятельности корпорации ее имущество делилось между последним составом ее членов.
Минимальное число членов корпорации четко Определено не было, однако на практике их должно было быть не менее трех.
Муниципии обладали более широкой правоспособностью, чем корпорации. Муниципии — политические союзы внутри территории Римского государства наравне с цивитас, колониями и республиками.
Так, помимо собственного имущества и органов управления, муниципии изначально обладали правом получать имущество по завещательным отказам.
Корпорации получили такое право лишь со II в. н. э. Муниципии могли свободно назначаться наследниками, а корпорации - только при наличии специальной привилегии.
Особый (привилегированный) статус имела государственная казна (фискус). Так, на фискальное имущество не распространялись сроки давности; исковые требования государственной казны имели преимущество на удовлетворение по сравнению с иными требованиями; существовали ограничения по ответственности самой казны перед третьими лицами и т. д.
Уже под конец существования Древнего Рима как государства появился новый, особый вид юридического лица - учреждения. Сперва данный статус получили церкви, а в дальнейшем - все благотворительные союзы.
Кроме того, статусом юридического лица наделялись военные легионы.
Вопрос 17. Опека
1. Понятие опеки
2. Виды опеки
3. Права и обязанности опекуна
4. Прекращение опеки
1. Опека — особый правовой режим, при котором одно лицо — опекун, наделялось правом принимать решения за другое лицо — опекаемого в интересах опекаемого.
Обычно опека устанавливалась над малолетними гражданами обоих полов в целях защиты их прав. Лицо могло нуждаться н защите в связи с возрастом, состоянием здоровья или по другим причинам. При этом опека устанавливалась над лицом, которое в будущем, по ее прекращении могло стать "лицом своего права".
Над лицами мужского пола опекунство продолжалось до достижения лицом 14 лет, а над лицом женского пола (по общему правилу) - до 12 лет.
В то же время вплоть до классического периода женщина считалась пол вечной опекой своего домовладыки или мужа.
Опекуном мог быть назначен любой гражданин, имеющий право занимать публичные должности, а также муниципалитет.
Опека рассматривалась в Древнем Риме как обязанность лица и поэтому отказаться от исполнений обязанностей опекуна можно было только по уважительной причине.
От обязанности быть опекуном, в частности, освобождались:
• престарелые в возрасте старше 70 лет;
• лица, имевшие на своем иждивении трех и более сыновей;
• сенаторы и магистраты;
• юрисконсульты;
• учителя;
• Малоимущие и др.
2. Римское право различало три кила опекунства:
• опека в силу завещания:
• опека н соответствии с законом:
• опека по назначению государственного чиновника (претора).
На основе завещания опека учреждалась домовладыкой.
В завещании отец семейства мог учредить опеку над своими детьми, как уже родившимися, так и над темп, которые еще только должны родиться, а также над внуками или правнуками, если у них отец умер ранее деда.
Если отец не установил до своей смерти опеку, то она учреждалась на основе закона.
Опекуном по закону мог стать лишь ближайший родственник пи отцовской линии.
По праву Юстиниана опекуном мог быть также и родственник по материнской линии.
Если не было завещательной опеки и невозможно было установить законную, опекуна назначал претор при участии трибунов.
Особенности учреждаемой опеки:
• согласия малолетних на установление подобной опеки не требовалось;
• опекун должен был проживать в округе претора, назначающего опекунство;
• предварительно узнавали о нравственном поведении будущего опекуна;
• не допускалось назначение опеки под каким-либо условием.
Ходатайство об установлении опеки могло быть подано любы у заинтересованным лицом (например кредитором). Первоначально опека устанавливалась в интересах будущих наследников опекаемых лиц.
Ближайшие родственники были обязаны в случае необходимости ходатайствовать о назначении опекунства. В пpoтивном случае они лишались права на наследство опекаемого.
3. Опекун вступал в свои права после утверждения его муниципалитетом или магистратом. Права опекуна вначале были сродни власти домовладыки, впоследствии же его права предназначались исключительно для надлежащего исполнения его обязанностей.
До вступления в право опекун был обязан в присутствии городских чиновников сделать точную опись всего имущества опекаемого и представить ее магистрату.
Опекун был обязан:
Ø представлять н защищать интересы опекаемого;
Ø добросовестно управлять н преумножать имущество опекаемого;
Ø придавать юридическую силу сделкам опекаемого либо аннулировать их исходя только из принципов выгодности и полезности этих сделок для опекаемого.
Опекун отвечал за всякую свою вину, в том числе и легкую небрежность. Для выполнения своих обязанностей опекун имел право:
• производить необходимые расходы за счет имущества опекаемого;
• распоряжаться полевыми плодами и урожаем;
• расходовать деньги опекаемого и в своих интересах, но с последующим их возвратом с максимальными процентами, установленными на день возврата для третьих лиц.
Опекун не имел права отчуждать недвижимое имущество опекаемого. Движимое имущество могло быть отчуждено, но только если это было действительно необходимо и на отчуждение было получено разрешение магистрата.
Если опекун отчуждал имущество опекаемого без согласия магистрата, то опекаемый, достигнув совершеннолетия, получал право личного иска против опекуна и вещного - против приобретателя имущества. Срок исковой давности для предъявления таких исков устанавливался от 5 до 20 лет (на срок влияли условия сделок).
По окончании опекунства опекун был обязан предоставить подробный отчет о своей деятельности, а опекаемый должен был компенсировать опекуну произведенные расходы, которые он понес в связи с управлением имуществом опекаемого.
Опекун не имел права требовать вознаграждения за исполнение им опекунских обязанностей.
Если опекун своими действиями причинил убытки опекаемому, то он обязан был их возместить. В случае если опекун не был в состоянии возместить убытки и при этом опекунство было учреждено магистратом без должного изучения личности опекуна, опекаемый имел право предъявить иск не только к опекуну, но и к магистрату.
4. Основания прекращения опеки:
Ø в связи со смертью опекуна или опекаемого;
Ø по достижении опекаемым возраста дееспособности (мальчики - 14 лет, девочки - 12 лет);
Ø вследствие утраты опекаемым одного из трех гражданских состояний (состояния свободы, гражданства или семейного состояния);
Ø по причине утраты опекуном состояния свободы или гражданства;
Ø в связи с отказом опекуна от опеки, если данный отказ принят;
Ø вследствие отстранения опекуна магистратом от опеки.
Отстранение от опеки происходило в случае злоупотреблении опекуна, неумелого управления делами и имуществом опекуна и др.
Вопрос 18. Попечительство
1. Понятие попечительства
2. Основания установления попечительства
1. Попечительство устанавливалось в отношении только совершеннолетних, которые по каким-либо причинам не могли самостоятельно управлять иди распоряжаться своим имуществом. Попечительство осуществлялось в соответствии с теми же правилами, которые предъявлялись к опекунству.
2. Попечительство устанавливалось в отношении:
• душевнобольных;
• лиц с физическими недостатками, лишающими их возможности полноценно управлять своим имуществом (например слепые, немые и т. д.);
• расточителей;
• неполнолетних, то есть лиц в возрасте от 14 до 25 лет.
В последнем случае попечительство могло быть назначено только с согласия самого лица.
Без попечителя лицо могло совершать только сделки, направленные на увеличение принадлежащего ему имущества. Душевнобольные, кроме моментов наступления просветления, вообще не могли совершать никаких сделок.
Вопрос 19. Родство и семья
1. Понятие родства но римскому частному праву
2. Отцовская власть в семье
1. В римском частном праве институт, регулирующий семейные отношении, имел ту особенность, что распространился только на римских граждан.
В современном понимании родство — это кровная связь между людьми, с наличием которой чакон связывает определенные правовые последствия.
Римское право различало два вида родства:
• агнатическое родство;
• когнатическое (кровное) родство.
Агнатическое родство охватывало всех лиц, принадлежащих к одной семье, и поэтому родственниками считались все, кто находился под властью главы этой семьи (домовладыки). "Агнатами называются те, кто связан законным родством. Законным же родством является такое, которое составляется посредством лиц мужского пола" (Гай Инст.3.10). Агнатическое родство основано на единстве семьи: домовладыка возглавляет семью и все, кто в нес входит, юридически являются родственниками.
Со временем власть домовладыки перестала быть безграничной, что привело к известной самостоятельности других членов семьи. В связи с этим значение агнатического родства со временем (в период Республики) уменьшается, а увеличивается значение когнатического родства.
"Между агнатами и когнатами, следовательно, такое различие, как между родом и видом, ибо тог. кто является агнатом, является и когнатом; однако не всегда тот, кто является когнатом, является агнатом: ведь одно основание цивильное, другое природное" (Д.38. 10.10.4.2). Так жена сына состояла с домовладыкой в агнатическом родстве, однако не была когнаткой.
Естественное (кровное) или когнатическое родство следует из общности крови, но зависит от характера брачной связи: законный брак имел следствием отеческую власть над детьми, натуральный брак — без этого следствия; конкубинат (постоянное сожительство) — жена и дети не входят в фамилию мужа. Родство по нисходяшей и восходящей линиям противопоставляется родству по боковым линиям (от общего предка). Родственники по боковым линиям могут быть полнородными и неполнородными (общие отец пли мать).
От родства следует отличать свойство. Свойство — это отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов.
Близость родства определялась правилом: "Два лица находятся в той степени родства, которая равна числу рождений, установивших между ними родственную связь".
2. Семейные отношения характеризуются в первую очередь патриархальностью, то есть неограниченной властью отца (домовладыки).
Поэтому, хотя сын и обладал всеми публичными (политическими) правами, однако в семье он был всецело подчинен отцу. В связи с этим имущественная правоспособность наступала для римского гражданина часто много позже политической — только после смерти отца.
Существовала лишь одна возможность для сына освободиться от власти отца до его смерти — эмансипация. Эмансипация осуществлялась путем обряда, заключающего в себе троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился свободным, однако одновременно с этим он первоначально терял и право на наследство отца.
Отцовская власть возникала с момента рождения сына или дочери, а также путем узаконения либо усыновления. Таковая могла возникнуть также в случае женитьбы сына. При определенных обстоятельствах жена становилась подвластной своему мужу или, если он сам был подвластным, — домовладыке.
Узаконение — это признание законными детей, рожденных вне брака (в результате конкубината - сожительства).
Узаконение могло быть совершено путем:
• последующего вступления в брак родителей внебрачного ребенка;
• получения специального императорского рескрипта;
• зачисления сына в члены муниципального сената, а дочери - путем выдачи замуж за члена этого сената.
Усыновление устанавливалось над совершенно посторонним для усыновителя лицом.
Если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью, то на это требовалось получение императорского рескрипта, а если усыновляемый находился под отцовской властью, то на усыновление необходимо было согласие домовладыки усыновляемого, что фиксировалось в судебном протоколе.
Усыновитель должен был быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет.
Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, однако управлять и распоряжаться им мог только домовладыка. Поэтому, хотя сын и имел право самостоятельно совершать имущественные сделки, однако все полученное им по этим сделкам автоматически шло в распоряжение отца. При этом сам домовладыка не становился обязанным по сделкам своего сына, кроме случаев причинения сыном вреда. С развитием торговли и делового оборота имущественная правоспособность членов семьи домовладыки (прежде всего сыновей) значительно расширилась: подвластные стали обладать собственным имуществом (пекулий), получили в ряде случаев (например при наследовании) защиту претора; облегчается освобождение сына из-под власти отца (например в случае получения подвластным ряда почетных званий).
Вопрос 20. Брак
1. Понятие брака
2. Условия вступления в брак
3. Порядок и способы заключения брака
4. Прекращение брака
"Брак — это союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божественного и человеческого права" (Д.23.2.1). "Союз мужа и жены, основанный на совместной жизни" (Инст.1.9.1).
В таком понимании брака являются преобладающими нравственный долг и совместное проживание.
Римское право различало два вида брака:
Ø брак с властью мужа (cum manu mariti);
Ø брак без власти мужа (sine manu).
Брак "сине ману" следовало возобновлять ежегодно. Если жена в течение года прожила в доме мужа, то она автоматически попадала пол власть мужа. Полому, чтобы избежать этого, она должна была не менее трех ночей в голу проводить вне дома -давность таким образом прерывалась.
Виды брака различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. л.), так и по существу (разный объем правоспособности жены).
От брака "сине чану" следует отличать конкубинат. Конкубинат в Древнем Риме — это дозволенное законом постоянное сожительство мужчины и женщины. В отличие от конкубината, брак заключался с намерением создать семью и воспитать детей.
2. Римское право предусматривало определенные условия для вступления в брак. Одни из этих условий были обязательны для всех лиц, вступающих в брак, другие условия применялись только к определенным группам граждан.
Условиями для вступления в брак были:
• согласие лиц, вступающих в брак, а также согласие домовладыки жениха и домовладыки ненесты, если они были подвластными лицами. Если домовладыка безосновательно отказывал в браке, то его можно было принудить через магистрат;
• достижение брачного возраста: для мужчин — 14 лет, а дли женщин - 12 лет;
• вступавшие в брак не должны состоять в другом непрекращенном браке;
• каждый из врачующихся должен иметь право вступать в законный брак (поэтому, например, римлянин не мог заключить брак с чужеземкой). В дальнейшем, когда права римского гражданства были предоставлены и чужеземцам, данное условие отпало. Не допускались браки вольноотпущенников с лицами сенаторского сословия;
• лица, вступавшие в брак, не должны были состоять между собой в родстве или свойстве. Препятствием было как агнатическое, так и когнатическое родство.
• запрещались также браки между опекуном и подопечной, между правителем провинции и жительницами той провинции, а также между виновным в прелюбодеянии и его соучастником.
3. Заключению брака часто предшествовало обручение. Сначала оно производилось домовладыками, затем в нем стали участвовать лично жених и невеста. В классическую эпоху для заключения брака не требовалось каких-либо формальностей — он заключался простым соглашением. По при этом, если присутствовала сословная разница, составлялся договор.
Существовало три способа заключения брака:
Ø Торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и 10 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время). Такой способ заключения брака был привилегией патрициев и назывался "конференцией";
Ø мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилом, установленным для приобретения ценных вещей ("манципация невесты"). Этот способ заключения брака считается плебейским. Данный способ называется "коемпция" и в I в. н. э. превращается в фикцию и затем исчезает;
Ø брак "сине ману", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей. Данный вил брака развился из древней формы заключения брака под названием узус. Он состоял в применении к области брачных отношений давностных сроков.
4. Брак прекращался со смертью супруга, разводом или утратой свободы одним из супругов. В классическую эпоху развод был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению о расторжении брака. Судебных формальностей расторжение брака не требовало, однако объявление о разводе было необходимо.
Это привело к тому, что браки очень часто стали распадаться.
В связи с этим в эпоху Империи был принят ряд законов, направленных на предотвращение разводов ч укрепление семьи. Так, одностороннее заявление о расторжении брака допускалось только в том случае, если оно было обоснованным (например неверность супруга, неспособность к семейной жизни, насилие супруга и т. д.). Кроме того, закон обязывал состоять в браке мужчин в возрасте от 25 до 60 лет, а женщин — с 20 до 50 лет. Те, кто не выполнял данные требования, лишались возможности быть наследниками по завещанию. Был введен особый налог на безбрачие и т. д.