Продление, восстановление, приостановление и перерыв процессуальных сроков. Последствия пропуска процессуального срока.
Течение всех неистекших процессуальных сроков приостанавливается одновременно с приостановлением производства по делу. Со дня возобновления производства по делу течение процессуальных сроков продолжается. Процессуальные действия должны быть совершены в оставшийся после возобновления производства по делу срок.
От приостановления отличается перерыв процессуальных сроков. После перерыва процессуальный срок начинает исчисляться вновь с самого начала, а истекшее до перерыва время не засчитывается в новый срок. Прерываться может только срок исполнения решения предъявлением приказа к исполнению, а также частичным исполнением решения. В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.
Назначенные судом процессуальные сроки для действий, совершаемых участниками процесса и иными лицами, обязанными выполнять предписания суда, могут быть продлены судом. Продление сроков осуществляется по общим правилам, предусмотренным для их восстановления.
Следует отличать продление процессуальных сроков от их восстановления. Продлеваться могут только сроки, установленные судом, а сроки, устанавливаемые законом, восстанавливаются.
Восстановление пропущенных процессуальных сроков производится по ходатайству лица, участвующего в деле. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, и рассматривается в судебном заседании. Одновременно с подачей заявления о восстановлении срока должно быть совершено требуемое процессуальное действие, в отношении которого пропущен срок (подана жалоба, представлены документы).
Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока рассматривается в судебном заседании без извещения лиц, участвующих в деле, если иное не предусмотрено Кодексом, в пятидневный срок со дня его поступления в арбитражный суд.
Как и в случае продления процессуального срока, основанием восстановления является наличие уважительных причин пропуска срока.
Вне зависимости от того, как будет разрешен вопрос о восстановлении процессуального срока, суд обязан вынести отдельный судебный акт — определение. Обжаловаться может не только определение об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока, но и определение суда о его восстановлении.
Последствия пропуска процессуальных сроков.
1) прекращение существовавшего права и невозможность его реализации;
2) восстановление, продление процессуального срока и реализация права, которое должно быть совершено в этот срок.
При нарушении сроков могут наступить и иные правовые последствия. Например, наложение штрафа.
Понятие и виды судебных расходов. Основания и порядок отсрочки и рассрочки уплаты судебных расходов, а также уменьшение их размера. Обжалование определений по вопросам, связанным с судебными расходами.
Судебные расходы - это затраты, возникающие в связи с рассмотрением дела арбитражным судом.
Введение судебных расходов преследует несколько целей:
1. Компенсационная цель - получаемые средства от государственной пошлины способствуют покрытию тех расходов, которые сопровождают судебную деятельность.
2. Превентивная цель - наличие государственной пошлины призвано дисциплинировать граждан, юридических лиц, предотвращая необоснованное заявление требований.
3. Обеспечительная цель - введение судебных издержек призвано обеспечить нормальное осуществление правосудия, позволяющее вызывать свидетелей, проводить экспертизу, объявлять розыск ответчика и т.д.
Судебные расходы слагаются из:
1) государственной пошлины;
2) издержек, связанных с рассмотрением дела.
Государственная пошлина - установленный законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов, в том числе за действия, совершаемые судом по рассмотрению, разрешению, пересмотру гражданских дел, за выдачу судом копий документов.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральным законом (НК РФ) и зависят от характера иска (заявления, жалобы) и цены иска.
Арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить)ее уплату.
Ходатайство об уменьшении размера, отсрочке (рассрочке) уплаты государственной пошлины может быть удовлетворено арбитражным судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют об отсутствии у заявителя денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.
Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена арбитражным судом истцу, заявителю по его ходатайству на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на шесть месяцев.
В АПК РФ не говорится о праве суда уменьшить размер государственной пошлины, однако такая возможность предусмотрена НК РФ.
Судебные издержки - это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты их лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям, специалистам), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.
В отличие от государственной пошлины размер издержек определяется исходя из фактически понесенных затрат при рассмотрении и разрешении конкретного гражданского дела.
Согласно ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении. Указанное определение может быть обжаловано.
40. Понятие, виды и порядок определения размера государственной пошлины. Последствия неуплаты государственной пошлины при обращении в суд.
Государственная пошлина - установленный законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов, в том числе за действия, совершаемые судом по рассмотрению, разрешению, пересмотру гражданских дел, за выдачу судом копий документов.
Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральным законом (НК РФ) и зависят от характера иска (заявления, жалобы) и цены иска.
Государственная пошлина может быть подразделена на виды, исходя из порядка ее расчета:
1. Простая государственная пошлина - размер государственной пошлины установлен в твердой денежной форме.
2. Пропорциональная государственная пошлина - размер государственной пошлины исчисляется в процентном отношении от какой-то суммы (как правило, цены иска).
3. Смешанная (комбинированная) государственная пошлина - сочетание в размере государственной пошлины твердой денежной суммы и процентов от какой-то суммы.
Размеры подлежащей уплате государственной пошлины при рассмотрении дел арбитражными судами определяются ст. 333.21 НК РФ.
Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды:
1) при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
2) цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска - арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;
3) при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 НК.
4) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;
5) при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы;
6) при подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции.
Государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.
Неуплата госпошлины влечет оставление искового заявления без движения, а если в установленный судом срок этот недостаток не будет исправлен, то возвращение искового заявления.