Тема 16. «Международное гуманитарное право»

Цель:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Вопросы для обсуждения

1. Понятие, источники и принципы международного права вооруженных конфликтов. Международное право вооруженных конфликтов и международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов.

2. Правовое регулирование начала военных действий. Театр войны. Нейтралитет.

3. Правовой статус участников вооруженного конфликта.

4. Защита жертв вооруженных конфликтов.

5. Запрещенные методы и средства ведения войны.

6. Правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны.

Темы докладов/рефератов

1. Соотношение международного гуманитарного права и права разоружения и международной безопасности.

2. Международно-правовой статус участников международных вооруженных конфликтов.

3. Защита раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение.

4. Гуманитарные организации и их правовой статус.

5. Международно-правовой статус и защита военнопленных.

6. Определение гражданского населения и гражданских объектов.

7. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях международного вооруженного конфликта.

Образовательные технологии: методы обучения – объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, метод case study («разбор конкретных ситуаций»).

Литература по теме

1. Арцибасов И.Н. Международное право (законы и обычаи войны). -М., 1975.

2. Блищенко И.П. Обычное оружие и международное права.
- М., 1984.

3. Блищенко И.П., Гринь В.А. Международное гуманитарное право и Красный Крест. - М., 1983.

4. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. -М., 1979.

5. Бурдин П.К., Арцибасов И.Н. Международное право и война: учебное пособие. - М., 1972.

6. Василенко В.А. Ответственность государств за международные правонарушения. - Киев, 1976.

7. Калядин А.Н. Проблемы запрещения и нераспространения ядерного оружия. - М., 1976.

8. Капустин А.Я., Мартыненко Е.В. Международное гуманитарное право. - М., 1991.

9. Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. - М., 1976.

10. Семенов B.C. Вооруженные силы ООН. - М. 1976.

11. Фуркало В.В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженного конфликта. - Киев, 1986.

12. Хлестов О.Н., Блищенко И.П. Красный Крест и международное гуманитарное право. - М., 1977.

13. Гай С. Гудвин-Гилл. Статус беженца в международном праве. -М., Будапешт, 1997.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Международно-правовая защита культурных ценностей.

2. Международно-правовая защита жертв немеждународного вооруженного конфликта.

3. Проблема запрещения применения ядерного оружия.

4. Проблема запрещения применения противопехотных мин.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:письменная контрольная работа

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: опросы,выступления, доклады, рефераты, обсуждение вопросов, письменные работы.

II. «КРУГЛЫЙ СТОЛ»

Наши рекомендации