Тема 15. «Международная защита прав человека»
Цель:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК–1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Вопросы для обсуждения
1. Права, человека в истории международных отношений и международного права
2. Становление и развитие принципа уважения и защиты прав человека в современном международном праве
3. Юридическое содержание Всеобщей декларации прав человека 1948 года
4. Разработка и принятие Пактов о правах человека
5. Международный Пакт о гражданских и политических правах. Факультативные Протоколы к Пакту
6. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах
7. Система и полномочия Организации Объединенных Наций в области прав человека
8. Конвенционные контрольные органы по правам человека
9. Региональное сотрудничество государств в области прав человека
Темы докладов/рефератов
1. Права человека в европейском правовом пространстве
2. Ответственность за нарушение прав человека
3. Статус личности в международном праве и национальные юридические механизмы его защиты
Образовательные технологии: методы обучения – объяснительно-иллюстративный, программированный, эвристический, проблемный, модельный, метод case study («разбор конкретных ситуаций»).
Литература по теме
1. Карташкин В.А. Международная защита прав человека: основные проблемы сотрудничества государств. — М., 1976.
2. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. — М., 1995.
3. Международные акты о правах человека: Сборник документов. Изд. 2-е, дополненное / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. — М., 2002.
4. Мовчан А.П. Международная защита прав человека. — М., 1958.
5. Мовчан А.П. Права человека и международные отношения. — М., 1982.
6. Мюллерсон. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М., 1991.
7. Островский Я.А. ООН и права человека. — М., 1968.
8. Права человека и вооруженные конфликты: Учебник / Отв. ред. В.А. Карташкин. — М., 2001.
9. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е.А. Лукашевой. — М., 2002.
10. Права человека: Учебник для вузов / Под ред. Е.А. Лукашевой. — М., 2001.
11. Решетов Ю.A. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. — М., 1983.
12. Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: Учебник. — М., 1999.
13. Черниченко С.В. Личность и международное право. — М., 1974.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Европейский суд по правам человека: организация деятельности и компетенция
2. Правовые вопросы организации и деятельности органов по правам человека, созданных в рамках ОБСЕ.
3. Полномочия Межамериканской Комиссии и Межамериканского Суда по правам человека.
4. Африканская Хартия прав человека и народов.
Формы контроля самостоятельной работы студентов:письменная контрольная работа
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: опросы,выступления, доклады, рефераты, обсуждение вопросов, письменные работы.