Меры поощрения и ответственности государственных служащих.

Законодательством предусматриваются различные виды поощрениягосударственных служащих:

1. Материальные - награждение именными (ценными) подарками, денежные премии, повышение в должности (последнее одновременно является и мерой морального поощрения).

2. Моральные - награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий, награждение почетными знаками, грамотами, занесение на Доску почета, объявление благодарности, досрочное или внеочередное присвоение звания.

Юридическая ответственность выражается в применении к государственным служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных действующим законодательством, за совершенные ими правонарушения. Законодательством предусмотрены четыре вида юридической ответственности государственных служащих: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисци­плинарный проступок, т. е. виновное нарушение правил, уставов, обязанностей и т.д. службы, в частности трудовой дисциплины. Законодательством установлены три вида дис­циплинарной ответственности служащих:

1. впорядке подчиненности;

2. в порядке, установленном уставами и положениями о дисциплине, действующими в ряде министерств, ведомств;

3. в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка. Виды дисциплинарной ответственности отличаются друг от друга перечнем взысканий, порядком их наложения и обжалования.

Административная ответственность государственных служащих наступа­ет за совершение ими административного правонарушения, связанного со слу­жебной деятельностью.

Уголовная ответственность государственных служащих наступает за со­вершение должностных преступлений. В УК Республики Беларусь выделены их следующие составы: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, должностной подлог.

Материальная ответственность государственных служащих наступает в слу­чае нанесенных их служебными действиями материального ущерба государству.

Возмещение ущерба может производиться в административном или судеб­ном порядке. Служба прекращается по основаниям, предусмотренным законодательством. Она может прекращаться в соответствии с личным заяв-лением служащего об увольнении с государственной службы.

36. Понятие форм управленческой деятельности.

Форма деятельности органов государственного управления – внешнее практическое выражение управленческой деятельности (то есть функций) в конкретных действиях, совершаемых органом государ­ственного управления (должностным лицом) в пределах компетенции и вызывающее определенные последствия.

Классифика­ция форм управленческой деятельности:

1) издание правовых актов – нормативных и индивидуальных (принятие решений);

2) совершение иных юридически значимых действий;

3) проведение непосредственно организационных мероприятий;

4) осуществление материально-технических операций.

В издании правовых актов в наибольшей степени проявляется государственно-властный характер управления. Осуществляя эту форму управления на ос­нове и во исполнение закона, органы управления практически реализуют свою компетенцию. Поэтому эта форма управленческой деятельности наиболее зна­чима, является правовой, т.е. влечет юридические последствия. Через данную форму реализуются правоприменительные, правоустановительные и правоох­ранительные функции исполнительной власти.

Совершение иных юридически значимых действий также является правовой формой управленческой деятельности. Они осуществляются при нас­туплении соответствующих условий, указанных в правовой норме, без принятия ин­дивидуальных актов. Это такие действия, как применение мер пресечения про­тивоправных действий (задержание нарушителя, изъятие и уничтожение спиртных напитков домашней выработки, изъятие вещей и документов); регистрация опре­деленных фактов (прописка и выписка граждан, регистрация автотранспорта); выдача официальных документов типа прав на вождение транспортных средств и т. д.

Проведение непосредственно организационных мероприятий относит­ся к неправовым формам управленческой деятельности и включает: инспекти­рование, изучение и распространение передового опыта, разъяснение содержания и целей законов и иных правовых актов, подготовку и рассылку информационных материалов, обзоров, писем и т.д.

Организационные мероприятия не нуждаются в издании специальных юридических актов, они осуществляются в порядке текущей управленческой деятельности.

Материально-технические операции имеют исключительно вспомога­тельное значение. Их совершение является необходимой предпосылкой для правотворческой и правоприменительной деятельности в процессе осущест­вления государственного управления.

К материально-техническим операциям относятся: ведение делопроизвод­ства; регистрация фактов; оформление документов; сбор, подготовка и обра­ботка информационных материалов; учетно-статистические работы; составление справок, отчетов и др. При осуществлении материально-технических операций все шире используются различные средства организационной техники и автоматизации, что значительно облегчает обработку объемной управленческой информации, повышает производительность и культуру управленческого труда.

Эффективность управленческой деятельности в немалой степени зависит от умелого сочетания правовых и не правовых форм деятельности.

37. Классификация правовых форм управленческой деятельности.

Форма деятельности органов государственного управления – внешнее практическое выражение управленческой деятельности (то есть функций) в конкретных действиях, совершаемых органом государ­ственного управления (должностным лицом) в пределах компетенции и вызывающее определенные последствия.

Классифика­ция форм управленческой деятельности:

5) издание правовых актов – нормативных и индивидуальных (принятие решений);

6) совершение иных юридически значимых действий;

7) проведение непосредственно организационных мероприятий;

8) осуществление материально-технических операций.

В издании правовых актов в наибольшей степени проявляется государственно-властный характер управления. Осуществляя эту форму управления на ос­нове и во исполнение закона, органы управления практически реализуют свою компетенцию. Поэтому эта форма управленческой деятельности наиболее зна­чима, является правовой, т.е. влечет юридические последствия. Через данную форму реализуются правоприменительные, правоустановительные и правоох­ранительные функции исполнительной власти.

Совершение иных юридически значимых действий также является правовой формой управленческой деятельности. Они осуществляются при нас­туплении соответствующих условий, указанных в правовой норме, без принятия ин­дивидуальных актов. Это такие действия, как применение мер пресечения про­тивоправных действий (задержание нарушителя, изъятие и уничтожение спиртных напитков домашней выработки, изъятие вещей и документов); регистрация опре­деленных фактов (прописка и выписка граждан, регистрация автотранспорта); выдача официальных документов типа прав на вождение транспортных средств и т. д.

Материально-технические операции имеют исключительно вспомога­тельное значение. Их совершение является необходимой предпосылкой для правотворческой и правоприменительной деятельности в процессе осущест­вления государственного управления.

К материально-техническим операциям относятся: ведение делопроизвод­ства; регистрация фактов; оформление документов; сбор, подготовка и обра­ботка информационных материалов; учетно-статистические работы; составление справок, отчетов и др. При осуществлении материально-технических операций все шире используются различные средства организационной техники и автоматизации, что значительно облегчает обработку объемной управленческой информации, повышает производительность и культуру управленческого труда.

Эффективность управленческой деятельности в немалой степени зависит от умелого сочетания правовых и не правовых форм деятельности.

38. Понятие и юридическое значение правовых актов управления.

Акт государственного управления – это подзаконное официальное ре­шение, принятое органом управления (должностным лицом) в односто­ронне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в пре­дусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Акты органов государственного управления - важ­ное средство, обеспечивающее поведение людей в обществе, средство за­крепления и развития общественных отношений.

Юридическое значение актов государственного управления:

Общее для всех актов управления состоит в том, что после их издания нас­тупают определенные правовые последствия.

Юридическое значение ак­тов различно.

Акт управления выступает в данном случае как юридический факт.

Акты государственного управления могут служить основаниями для издания других актов управления.

Акты управления могут играть роль судебного доказательства по конкретному делу (например, решение исполкома на выдачу ордера на жилую площадь).

Иногда акты управления выступают как условие действительности других актов (гражданско-правовых, земельных, трудовых и т. д.).

Акт управления может быть основанием для рассмотрения дела в суде.

39. Виды актов управления, их соотношение.

Акт государственного управления – это подзаконное официальное ре­шение, принятое органом управления (должностным лицом) в односто­ронне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в пре­дусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Классификация актов государственного управления по:

1) их юридическим свойствам;

По юридическим свойствам акты управления делятся на акты админис­тративные (индивидуальные) и нормативные (общие).

2) действию в пространстве;

По действию в пространстве различаются акты центральных и акты мес­тных органов. Это деление основано на делении органов управления на центральные и мес­тные.

3) характеру компетенции органов, издающих акты;

По характеру компетенции органов, издающих акты, различаются акты общего управления и акты специального (отраслевого) управления.

4) органам, издающим акты.

По органам, издающим акты управления, последние делятся на несколько видов. По этому признаку определяются следующие виды актов государственного уп­равления:

- постановления Совета Министров;

- приказы и инструкции министров и руководителей государственных комитетов, комиссий и специальных ведомств;

- решения и распоряжения исполкомов;

- приказы и инструкции руководителей управлений и отделов исполкомов, руководителей учреждений и предприятий.

Особое место в системе актов управления занимают акты, предусматрива­ющие административную ответственность за их нарушение. В научной юриди­ческой литературе их называют акты с административной санкцией.

40. Требования, предъявляемые к актам управления и последствия их
несоблюдения.

Акт государственного управления – это подзаконное официальное ре­шение, принятое органом управления (должностным лицом) в односто­ронне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в пре­дусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

Требования, предъявляемые к юри­дическому содержанию ик порядку издания акта управления:

1. Общие требования законности:

- должен быть издан в соответствии с законом и его целями, полномочным органом управления и в пределах его компетенции;

- не должен нарушать права и законные интересы граждан, общественных объединений, предпринимательских и коммерческих организаций, фирм и иных ассоциаций и объединений;

- должен приниматься в строго установленном порядке, предусмотренном соответствующими нормативными актами либо прямо выте­кающем из структуры органа управления;

- должен быть юридически обоснован, то есть в нем должны быть четко выражены цели его издания, а также основания и юридические последствия;

- должен быть издан с соблюдением формы, установленной Конституцией, текущими законами или иными правовыми актами.

2. Специальные требования законности (дополнительные) предъявляются к некоторым актам государственного управления в зависимости от их содержания и назначения:

- некоторые акты могут быть изданы лишь в определенный срок;

- многие акты издаются после предварительного согласования с другими государственными органами, заинтересованными сторонами, с предшествую­щим получением заключений компетентных органов;

- отдельные акты могут издаваться лишь по отношению к лицам, достигшим определенного возраста;

- в отдельных случаях акты управления могут издаваться лишь при наличии оснований в виде других правовых актов.

3. Организационно-технические требования, предъявляемые к актам государственного управления, призваны обеспечить конкретное оперативное и дифференцированное руководство. Акты управления должны издаваться сво­евременно и по тем вопросам, которые именно в данный момент требуют раз­решения с помощью правовых средств.

Таковы основные требования, предъявляемые к актам управления. Если они нарушаются при издании актов, то в зависимости от степени и характера нарушения акты управления становятся дефектными. Такие акты принято подразделять на оспоримые и ничтожные.

Оспоримыми называются правовые акты управления, которые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены заинтересованными органами или лицами.

Ничтожные акты государственного управления – это неправомерные акты, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они не могут подлежать исполнению, пороки таких актов не могут быть устранены. Подобные акты не порождают юридических последствий. Подчиненные не только не вправе их исполнять, но и несут всю полноту ответственности в случае их исполнения.

Действие актов управления.

Акт государственного управления - это подзаконное официальное ре­шение, принятое органом управления (должностным лицом) в односто­ронне-властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в пре­дусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.

При помощи актов управления пресекаются неправомерные действия должностных лиц, граждан и организаций, осуществляется привлечение к ответственности лиц, совершивших административные и дисциплинарные проступки.Акты государственного управления могут служить основаниями для издания других актов управления.

Действие правовых актов управления выражается в порождении ими юридич. последствий, в установлении, изменении или отмене правовых норм, возникновении, изменении или прекращении определенных правоотношений.

Действие правового акта управления возможно лишь при наличии у него юридической силы. Под юридической силой акта управления понимается реальность практического использования данной правовой формы управленческих действий в рамках системы публичного управления. Юридическая сила показывает способность акта управления выступать в роли нормативного регулятора управленческих отношений, а также решать конкретные (или общие) задачи государственного управления и его функции. Она обеспечивает необходимость обязательного исполнения данного акта всеми субъектами, которым он адресован; в случае неисполнения или нарушения акта управления государство и его органы вправе требовать от лиц исполнения данного акта, причем в некоторых случаях могут применяться и меры принудительного воздействия. В этом смысле правовой акт управления отличается от актов управления, принятых различными органами общественных объединений, которые не характеризуются государственно-правовой властной направленностью своего действия.

Действие начинается с момента вступления их в силу( по зак-ву вступают по-разному т.к. зависит от вида правового акта, органа, его принявшего, и т.д.) Правовой акт управления, принятый в рамках соответствующих нормативно установленных процедур, является действительным и вступившим в законную силу.

Порядок вступление НПА в силу регулируется ЗАКОНОМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», и Положением «об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь».Сроки вступления не одинаковы( со дня принятия, через 10 дней после опублик., со дня включения в Нац.реестр, со дня опубликования, в срок оговоренный в акте).

Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

· через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

· через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т. д.)

· по истечении определенного указанного в другом законе

Момент утраты юр. силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

· с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)

· с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Все остальные способы — способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юр. силы. Например: принятие акта большей юр.силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ультраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать).

В общепринятой практике закон не имеет обратной силы. В исключительных случаях это возможно если:НПА прямо устанавливает обратную силу,Уголовный закон смягчает или отменяет наказание.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве

Этот вопрос тесно связан с проблемой государственного суверенитета и юрисдикцией государства. Предполагается распространение действия акта на территорию государства. К территории государства в соответствии с международным правом относят:

— земная территория (суша), в том числе недра (теоретически до центра земли, а практически — на доступную для проникновения глубину) и континентальный шельф;

— внутренние и территориальные воды (обычно в пределах 12 морских миль);

— воздушное пространство над земной и водной территорией государства до границ с космосом (примерно 100—110 км);

— речные и морские суда под флагом своего государства в открытом море. Военные суда - не зависимо от места нахождения;

— Кабины летательных и космических аппаратов.

Иностранное законодательство допускается к применению на территории другого государства, если об этом имеется соответствующее соглашение между государствами.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресоваться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц, а также общества).

Наши рекомендации