Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.
Различают исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские, городов районного подчинения), базового (городские, городов областного подчинения, районные), областного уровней.
Состав исполнительного комитета: председатель исполнительного комитета, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.
Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту и Совету, исполнительные комитеты первичного и базового уровней - Президенту и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам.
Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решенияпростым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета.
Заседания исполнительного комитета созываются его председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в месяци считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.
Исполнительный комитет:
1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;
2) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение действующего законодательства;
3) организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;
4) распоряжается коммунальной собственностью административно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;
5) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации организаций в порядке, определенном соответствующим Советом, утверждает режим работы таких организаций, а также согласовывает режим работы других организаций независимо от форм собственности, расположенных на подведомственной ему территории, дает согласие на размещение на подведомственной ему территории организаций, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;
6) заключает договоры с юридическими и физическими лицами;
7) отменяет в пределах своей компетенции решения руководителей иных органов местного управления, принятые с нарушением законодательства Республики Беларусь или противоречащие решениям Совета и исполнительного комитета;
8) принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в судебном порядке, а также в вышестоящих органах государственного управления и иных государственных органах;
9) решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы землеустройства и землепользования;
10) принимает решения, направленные на защиту прав и удовлетворение законных интересов граждан, организует прием населения руководителями исполнительного комитета и его структурных подразделений, рассматривает обращения граждан и принимает по ним решения;
11) решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;
12) организует разъяснение законодательства Республики Беларусь и оказание юридической помощи населению;
13) обеспечивает исполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы всеми должностными лицами и гражданами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на подведомственной территории и др.
Председатели исполнительных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентомили в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими Советами.
Председатель исполнительного комитета:
1) возглавляет исполнительный комитет, обеспечивает взаимодействие исполнительного комитета и соответствующего Совета;
2) назначает первого заместителя, заместителей (заместителя) председателя, управляющего делами (секретаря), иных членов исполнительного комитета;
3) назначает заместителя (заместителей) главы местной администрации (для городов, имеющих районное деление);
4) представляет исполнительный комитет во взаимоотношениях с Советом, другими государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями и гражданами;
5) представляет сессии Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в год отчеты о деятельности исполнительного комитета, информирует Совет и граждан о состоянии дел на подведомственной Совету территории;
6) организует работу по подготовке заседаний исполнительного комитета, ведет заседания, обеспечивает контроль за реализацией принятых решений;
7) подписывает решения и протоколы заседаний исполнительного комитета, издает в пределах своей компетенции распоряжения;
8) является распорядителем кредитов по расходной части местного бюджета и внебюджетных средств;
9) налагает в соответствии с законодательством дисциплинарные взыскания на председателей нижестоящих исполнительных комитетов (глав местных администраций), их заместителей;
10) определяет структуру и штаты исполнительного комитета, его управлений, отделов и других подразделений, руководит ими и др.
Исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация с правами юридического лица.
В составместной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации.
Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом или в установленном им порядке. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета.
29. Предприятия и учреждения как субъекты административного права.
Под организациейпонимается коллектив работников разной численности (от нескольких человек до десятков тысяч), возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.
Органом управления организации является администрация. Ею может быть единоличный руководитель (директор, генеральный директор) и его заместители, либо одновременно единоличный и коллективный исполнительный орган. Администрация осуществляет управленческие функции внутри своей организации в пределах предоставленных ей полномочий, а также вступает во внешние административные правоотношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права.
Разновидностями организаций являются предприятияи учреждения. В зависимости от видов собственности они подразделяются на государственные и негосударственные (частные, общественные объединения). Государственные предприятия и учреждения по масштабу и значению своей деятельности могут быть республиканские и местные - районного, городского, поселкового и сельского значения.
Предприятия могут создаваться в организационно-правовых формах таких как: полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив, государственные унитарные предприятия и др.
Подразделение организаций на коммерческие и некоммерческие установлено в зависимости от цели их деятельности. Коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческими - не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных, унитарных предприятий; некоммерческие - в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Учредительным документом предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия. Негосударственные предприятия действуют на основании устава либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.
В соответствии с ГК предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц.
Предприятие - это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основу этой деятельности составляет его имущество.
Административная правосубъектность государственных и негосударственных предприятий различна.
Государственные предприятия - это собственность государства. Поэтому к ведению государственных органов относится: создание государственных предприятий; определение целей их деятельности, а также их размещение; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; доведение до них в установленных случаях государственных заказов на продукцию; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.
Государственное предприятие, самостоятельно планирует свою деятельность и перспективы развития.
Влияние на негосударственные предприятия со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями. Государство не участвует в комплектовании состава администрации негосударственного предприятия. Роль государства по отношению к этим предприятиям заключается в установлении административно-правового режима. Порядок управления негосударственным предприятием определяется законодательством и уставом предприятия.
Собственник предприятия осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно либо через назначенные им органы.
Учреждениемпризнается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или административно-политических функций. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в их предназначении, содержании их основной деятельности. Правовое положение учреждений определено рядом правовых актов, регулирующих отношения в отдельных отраслях и сферах управления.
30. Понятие и принципы государственной службы. Правовое регулирование государственной службы.
Правовой основой государственной службы в Республике Беларусь является Конституция, Закон Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и другие законодательные акты.
Государственная служба– это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Государственная служба основывается на принципах:
верховенства Конституции; служения народу; законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации; гуманизма и социальной справедливости; единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; гласности; профессионализма и компетентности государственных служащих и другие.
Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающийв установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.
Правом поступления на государственную службу обладают граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.
Поступление на государственную службу осуществляется путем назначения, утверждения или избрания, оформляемое приказом, распоряжением, иным актом государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.
31.Понятие государственного служащего и основы его правового положения.
К государственным служащим относятся граждане, работающие в государственных организациях, занимающие в них должность в установленном законодательством порядке, наделенные соответствующими должностными полномочиями, действующие от имени и по поручению государства в целях практического осуществления его задач и функций, с определенной оплатой труда.
Комплекс обязанностей, соответствующих им прав и пределы личной ответственности государственного служащего, которые устанавливаются по занимаемой должности, определяет содержание государственно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между ним и государством (в лице соответствующего органа) в связи с замещением должности и, во-вторых, между ним и другими субъектами государственно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности.
В основе отграничения государственных служащих от других участников трудового процесса (рабочих, колхозников) лежат два критерия: а) отношение к созданию материальных ценностей; б) правовые последствия трудовой деятельности людей.
Рабочие и колхозники заняты в сфере материального производства. Труд их создает материальные блага. Государственные служащие непосредственно материальных ценностей не создают, они осуществляют функции по руководству, управлению, контролю, надзору, учету и т. д. Они либо создают духовные ценности, либо реализуют функции государственных органов.
Государственный служащий осуществляет предоставленные ему права и возложенные на него обязанности в определенных пределах, установленных но должности. Действия государственных служащих могут порождать и порождают юридические последствия либо создают условия, необходимые для возникновения этих последствий. Правовое положение государственного служащего всецело определяется природой государства, принципами и условиями жизни общества. Потому следует различать понятия: государственный служащий в широком смысле; государственный служащий в узком смысле.
В широком смысле государственным служащим является лицо, занимающее в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, иной организации.
В узком смысле под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном аппарате.