Глава 1. Налоговая система Испании

Введение

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Тема моей научно – исследовательской работы «Налоговая система Испании» является достаточно актуальной, так как налоговая система Испании очень схожа с налоговой системой России, и опыт Испании в сфере налогов и налогообложения по некоторым вопросам можно применить в налоговой системе России.

Целью работы является изучение зарубежного опыта налогообложения и совершенствование налоговой системы РФ, задачи работы следующие: изучить налоговые системы в Испании и России, выявить общие схожие положения, выявить возможные достоинства и недостатки налоговой системы Российской Федерации и предложить мероприятия по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации.

Объектом работы являются налоговые системы Испании и РФ, а предметом исследования - налоговые отношения, сложившиеся в этих странах.

Глава 1. Налоговая система Испании

Федеральные налоги

На федеральном уровне, как в России, так и в Испании, взимаются прямые налоги: налог на доходы физических лиц и налог на прибыль юридических лиц.

С фиксированной заработной платы, получаемой испанцем по месту работы, налоги взимаются автоматически на предприятии также как и в России. Налогооблагаемая база в Испании шире, чем в большинстве европейских стран. Так, помимо заработной платы, до­ходов от предпринимательской и профессиональной деятельности, дивиден­дов от капитала, в нее включаются пенсии, пособия по безработице. Не об­лагаются подоходным налогом пособия по болезни, государственные сти­пендии, выигрыши в лотереи, разовые пособия при увольнении с работы.

Из налогооблагаемого дохода вычитается до 20 тыс. песет в год на каж­дого ребенка и иждивенца в семье старше 65 лет. Из годового дохода ис­ключаются отчисления на социальное страхование и профсоюзные взносы, но не более 5% и не свыше суммы 250 тыс. песет. Частично вычитаются до­кументированные расходы на лекарства.

Для исчисления налога к доходу добавляются 2% от стоимости недвижи­мого имущества.

Подоходный налог уплачивается индивидуально или семейной парой. Необлагаемый минимум составляет в первом случае 400 тыс. песет в год, во втором — 800 тыс. песет. Далее с ростом дохода действует прогрессивная шкала из 16 ставок. Минимальная — 20%, максимальная — 56%. Последняя применяется при доходах свыше 9 550 тыс. песет в год у одного человека или свыше 11 000 тыс. песет — у семейной пары.

Нельзя не отметить, что 16 ставок подоходного налога создают значи­тельные неудобства в расчетах. В настоящее время в Испании разрабатыва­ются предложения о сокращении их числа. Система многих развитых стран (в том числе России) из 3—5 ставок налога более целесообразна.

15% подоходного налога из федерального бюджета передаются в бюдже­ты регионов.

Одним из основных прямых налогов является налог на прибыль корпора­ций.Налог на прибыль взимается на основе бухгалтерских документов предприятий. Ставка налога с юридических лиц в Испании составляет 35 % в отличие от Российской Федерации, где ставка - 24 %. Для коопе­ративов ставка понижается до 26%. Значительные льготы предусмотрены для новых инвести­ций и развивающихся производств. На уменьшение налогооблагаемой базы может сразу относиться до 5% суммы новых ин­вестиций, для предприятий, осуществляющих вложения в но­вые технологии и разработку новых видов продукции, размер этой льготы увеличен до 20%. Испанские экспортеры также по­лучают особые льготы в виде налоговых скидок в отношении расходов на освоение новых рынков и открытие филиалов за рубежом. Налоговыми льготами особо поощряются капиталовложения в культуру, включая кинопромыш­ленность, образование, профессиональную подготовку кадров.

В федеральном бюджете доходы от налога на прибыль корпораций опре­делены в 8,2%. Законодательством установлены строгие сроки предоставления налоговой декларации: Испания - 20 июня, Российская Федерация - 30 апреля каждого года.

Важное место в федеральной налоговой системе, как и в Российской Федерации, занимает налог на добавленную стоимость(испанская аббревиатура -IVА).Этот налог в послед­ние годы имеет тенденцию к повышению. Так, в 1986 г., когда данный на­лог был введен в связи с вхождением Испании в ЕЭС, и до 1993 г. включи­тельно ставка менялась с 12 до 15%. С 1994 г. НДС взимается по ставке 16% и дает 25% налоговых поступлений в федеральный бюджет. Существует три вида налога: льготный - 3% (электроэнергия, транспорт медикаменты), средний - 6% и максимальный - 16%. Его выплачивают все без исключения граждане Испании и проживающие на ее территории иностранцы и туристы, поскольку налог входит в стоимость всех промышленных и продовольственных товаров, различных видов услуг, транспортных билетов. Не облагаются НДС медицинские услуги в больницах, финансовые, банковские и страховые операции, образование.

В доходной части федерального бюджета сумма НДС равна 3 533,8 млрд. песет, или 24,9%.

Вторым важным косвенным федеральным налогом служат акцизы,их доля в бюджете — 1 872,6 млрд. песет, или 13,2%. Набор подакцизных това­ров обычен для европейских стран: алкогольные напитки, табачные изделия, топливо, автомобили и некоторые другие товары.

Подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, НДС, акцизы - обеспечивают более 84% доходов феде­рального бюджета Испании. Остальное — таможенные пошлины, пени за просрочку налоговых платежей и неналоговые поступления. В общей сумме собираемых налогов ведущее место занимают прямые налоги — более 60%, на долю косвенных приходится око­ло 25%, остальное — платежи по социальному страхованию.

Ряд прямых налогов передан автономиям, в частности налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и налог на собственность или на имущество(независимо от местонахождения имущества - в Испании или за рубежом). В Российской Федерации, помимо налога на имущество физических лиц и налога на наследование или дарение к местным налогам и сборам также относится земельный налог, налог на рекламу и местные лицензионные сборы. В Испании же к ведению местных властей относятся налоги на автотранспортные средства, а также на строительные и инженерные работы.

Автономные власти собирают налоги и на первом этапе оставляют их у себя. Затем эти средства и государственные отчисления распределяются между автономией, мэрией и муниципалитетами в зависимости от уровня их развития и потребностей в финансировании. Налог на недвижимость устанавливается в зависимости от кадастровой стоимости, определяемой на государственном уровне. Мэрии и муниципалитеты самостоятельно устанавливают ставки налогов в рамках существующих лимитов - от 0,4% до 1% (в Мадриде ставка составляет 0,4% кадастровой стоимости недвижимости; в Барселоне - 0,9%).

Региональные налоги

Налоги на игорный бизнес в размере 0,2% бюджета. Облагаются казино, аттракционы, луна-парки, игровые ав­томаты. Ставки налога колеблются от 20 до 55%.

Налоги на водопровод и систему водоснабжения и канализации заложе­ны в бюджет в размере или 0,3%.

Налог на собственность или на имуществопредусмотрен 1,7%. Необлагаемый минимум составляет 17 млн. песет. Далее име­ется прогрессивная шкала со ставками от 0,2 до 2,5% в год. Максимальная ставка применяется, если стоимость имущества превышает 1,6 млн. песет. Не подлежат налогообложению исторические и культурные ценности.

Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения,за­писан в бюджет 2%. Ставки налога — от 7,65 до 34%. При определении налогооблагаемой базы наибольшими льготами пользуется прямой наследник.

Налог на передачу имущества—6,4% бюджета. Платель­щиками выступают юридические лица при покупке или аренде имущества. Передача движимого имущества облагается по ставке 4%, недвижимого имущества — 6%.

Региональные органы могут по согласованию с федеральным правитель­ством вводить и некоторые другие мелкие налоги. Например, налог на стра­хование жизни. Ставка его — 0,2% от суммы страхования в год. Если страховая сумма превышает 17 млн. песет, то ставка налога увеличивается до 0,5%.

Нетрудно заметить, что даже после передачи регионам некоторых доход­ных источников в Испании происходит перераспределение налогов "сверху вниз". В основе формирования региональных бюджетов лежат не столько собственные источники, сколько субсидии.

Местные налоги

То же самое происходит и на муниципальном уровне. Среди местных налогов, можно отметить три важнейших. Прежде всего это налог на недвижимость:земельные участки и строения в пределах муниципального округа, составляет 14,9% муниципальных доходов. Оценка имущества производится Кадастровым управ­лением. Ставки дифференцированные и регулируются муниципалитетами.

Затем налог на экономическую деятельность.Он дает местным бюджетам или 3,4%. Налог платят юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. С 1992 г. для усиления контроля за сбором налогов с мелких предпринимателей, владельцев мелких лавочек, составляющих основу экономики Испании, введен твердый налог, являющийся разновидностью подоходного. В соответствии с ним Государственное итоговое агентство устанавливает среднюю оценочную прибыль по видам деятельности (пекарни, ремонтные мастерские) в зависимости от которой рассчитывается фиксированная базовая налоговая ставка. Определяется ряд объективных показателей, характеризующих предприятие (вида деятельности, метража занимаемого помещения, энергопотребления, места расположения предприятия, от муниципального коэффициента количество наемных лиц). В результате умножения налоговой ставки на эти показатели выводится фиксированный налог для конкретного предприятия.

В Российской Федерации преимущество такого способа налогообложения малых предприятий оценили сравнительно недавно. Введение единого налога на вмененный доход позволяет государству практически полностью собирать налоги и значительно упростить налоговую документацию.

Третий —налог на автотранспортобеспечивает местным бюджетам, или 4,1%.

Можно отметить такие местные налоги, как налог на возрастающую стоимость земельных участков. Вносится при изменении владельца участка в случае, если его кадастровая стоимость возросла за период, прошедший от приобретения до продажи.

Налог на строительство зданий общественной значимости, чтобы воз­местить расходы. Налог на вывоз мусора. Вводятся специальные налоги, чтобы покрыть стоимость услуг, носящих индивидуальный характер. Так, стоимость работ по асфальтированию тротуара раскладывается на заинтере­сованных жильцов расположенных в данном месте домов.

Введение дополнительных муниципальных налогов возможно, но только с разрешения вышестоящих органов управления.

Государственное агентство налоговой службы Испании сумело успешно решить задачу регистрации и учета налогоплательщиков через свой инфор­мационный центр. Каждое юридическое и физическое лицо имеет иденти­фикационный номер. Юридическому лицу он присваивается налоговой службой при регистрации новой компании. А для учета физических лиц ис­пользуются идентификационные номера Министерства внутренних дел. Все данные о налогоплательщиках страны находятся в компьютерной системе налоговой службы в Мадриде.

Налоговая система Испании, не смотря на то, что является достаточно молодой системой, в течение последних десятилетий существенно приблизилась к среднеразвитым европейским странам. В соответствии с административно-территориальным делением налого­вая система Испании трехступенчата, что означает осуществление налогообложения на трех уровнях: государственном, региональном и местном. Это свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и даже провинций.

Заключение

Налоговые системы Российской Федерации и Испании во многом схожи. Налогообложение в Испании, как и в Российской Федерации, осуществляется на трех уровнях: государственном, региональном и местном, что свидетельствует о возможности сочетания государственных интересов с интересами автономных областей и провинций. Некоторые виды испанских налогов перекликаются с российскими: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и др. Каждая страна имеет свою специфику экономического развития, поэтому присутствуют налоги не похожие на наши, например, в Испании существуют налоги на водопровод и систему водоснабжения и канализации.

В Российской Федерации, как и в Испании, основу федерального бюджета составляют налоговые поступления.

Однако, принимая во внимание молодость испанской системы, нельзя отвергать полезные новшества, такие как регистрация и учет налогоплательщиков через единый информационный центр, присвоение юридическим и физическим лицам идентификационных номеров. Некоторые моменты из налоговой системы Испании налоговые органы России могли бы заимствовать и с успехом внести в свое законодательство. Например, проблему занятости населения правительство Испании решает путем установления специальных льгот для предприятий, создающих новые рабочие места; предприниматели, использующие труд инвалидов и лиц, старше 45 лет, получают прямые субсидии.

Список литературы

1. Конституция РФ

2. Налоговый Кодекс РФ

3. Гончаренко Л. И. Налоги и налоговая система РФ. Уч. пособие. 2009

4. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. - М., 2007.

Приложения

Приложение 1. Классификация налогов по различным признакам в России.

Признак Налоги
1. По принадлежности к уровню власти · Федеральные ( на добычу п/и) · Региональные (на имущество) · Местные (земельный)
2. По методу взимания · Прямые (на прибыль организации) · Косвенные (НДС)
3. По субъекту уплаты · С юридических лиц (на имущество организации) · С физических лиц (НДФЛ) · Смежные (земельный)
4. По объекту налогообложения · Реальные (имущественные) · Ресурсные (рентные) · Личные · С выплат и иных вознаграждений
5. По способу обложения · «У источника» (НДФЛ) · «По декларации» (на имущество) · «По кадастру» (земельный)
6. По назначению · Абстрактные/Общие (НДС) · Целевые/Специальные (ЕСН)
7. По характеру отражения в бухгалтерском учете (по источнику) · Включаемые в себестоимость (транспортный) · Уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (на игорный бизнес) · Уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли (на прибыль организации) · Включаемые в цену продукции (НДС) · Удерживаемые из доходов работника (НДФЛ)
8. По порядку введения · Общеобязательные (НДФЛ) · Факультативные (налог с продаж)
9. По срокам уплаты · Срочные (до 2006 г. на наследование) · Периодично-календарные (На прибыль организации)
10. По применяемой ставке · с твердыми (специфическими) ставками (транспортный) · с пропорциональными ставками(на имущество) · с прогрессивными ставками (до 2001г. подоходный) · с регрессивными ставками (ЕСН)

Приложение 2. Отличительные признаки сборов от налогов

Признак Налог Сбор
Индивидуальная возмездность Налоги индивидуально безвозмездны и не предполагают персонально -обменных отношений налогоплательщика с государством. Какое-либо встречное удовлетворение для частного лица здесь не предусматривается Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован. Например: выдача лицензий, регистрационные действия, совершение нотариальных действий
Свобода выбора Отсутствует, т.к. уплата налога установлена законом и является обязанностью, а не правом Уплата сбора связана со свободой выбора, например: автор изобретения может подать заявку на выдачу патента и только тогда будет обязан уплатить пошлину, а может и не претендовать на приобретение соответствующих прав, льгот и преимуществ, вытекающих из патента
Взнос, а не платеж Налог всегда выступает только в виде денежного платежа Сбор может быть внесен различными способами.
Компенсационный характер Цель налогообложения — покрытие совокупных расходов публичной власти. Согласно ст. 8 НК РФ налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований Целевое назначение сбора — компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера
Ограниченный состав элементов Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а в необходимых случаях — налоговые льготы При установлении сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам
Нерегулярный характер Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях
Предварительный характер уплаты Объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности Объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства — уже после уплаты сбора, по принципу «утром деньги — вечером стулья»
Соразмерность При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия
Штрафные санкции Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий, без применения какого-либо рода санкций

Введение

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в бюджет, взимаемых на условиях, определяемых законодательными актами. Существенными характеристиками налоговой системы той или иной страны являются: совокупность налогов, установленных законодательством; принципов, форм и методов их установления и ввода в действие; система налоговых органов, форм и методов налогового контроля; права и ответственность участников налоговых отношений, порядок и условия налогового производства.

Тема моей научно – исследовательской работы «Налоговая система Испании» является достаточно актуальной, так как налоговая система Испании очень схожа с налоговой системой России, и опыт Испании в сфере налогов и налогообложения по некоторым вопросам можно применить в налоговой системе России.

Целью работы является изучение зарубежного опыта налогообложения и совершенствование налоговой системы РФ, задачи работы следующие: изучить налоговые системы в Испании и России, выявить общие схожие положения, выявить возможные достоинства и недостатки налоговой системы Российской Федерации и предложить мероприятия по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации.

Объектом работы являются налоговые системы Испании и РФ, а предметом исследования - налоговые отношения, сложившиеся в этих странах.

Глава 1. Налоговая система Испании

Наши рекомендации