Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им преступному деянию и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Умысел— самая распространенная форма вины; имеет ме­сто, когда лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит его общественно опасные последствия и же­лает (прямой умысел) или хотя и не желает, но сознательно до­пускает (косвенный умысел) их наступление.

1. Осознание общественно опасного характера своего дея­ния предполагает понимание социальной значимости объекта по-

584 Глава 13. Уголовное право

сягательства, вредоносности действия (бездействия) для систе­мы общественных отношений; лицо осознает, как бы заранее видит совершение преступления в конкретное время, в конкрет­ном месте, при определенных обстоятельствах, определенным способом. Умысел не обязательно предполагает осознание уго­ловной противоправности деяния. Незнание закона не освобо­ждает от ответственности. Однако понимание общественной опасности деяния все же в определенной степени связано с представлением о запрещенности деяния в нормах права.

2. Субъект предвидит наступление вредных последствий сво­его деяния, представляет приблизительно, как его действия при­ведут к определенному результату.

3. Желание наступления последствий (прямой умысел) озна­чает стремление к конкретному результату. Так бывает, когда последствия являются конечной целью преступления, либо промежуточным, но необходимым этапом в достижении конеч­ной цели, либо необходимым средством для достижения цели.

4. Сознательное допущение последствий (косвенный умысел) означает, что виновному данные последствия не нужны, они ему безразличны, они — та цена, которую он готов заплатить за дос­тижение определенных целей.

Умысел — наиболее опасная форма вины, так как лицо соз­нательно направляет свои действия на причинение вреда пра-воохраняемым интересам, и соответственно наказываются та­кие преступления всегда более сурово, чем неосторожные.

Неосторожность — не менее опасная форма еины. Наше время характеризуется ростом числа источников повышенной опасности, работа с которыми требует предельной четкости и осторожности. Поэтому растет удельный вес неосторожных преступлений в нашем обществе. Корни неосторожности за­ключаются в недостаточной значимости для лица правоохра-няемых интересов, и, как следствие, — недостаточная внима­тельность, легкомыслие, завышенная самооценка. Иногда не­осторожность может иметь место вследствие общей физической усталости, замедленной реакции.

Для того чтобы признать в действиях лица вину в форме не­осторожности, необходимо установить:

наличие обязанности лица решать и действовать в рамках установленных норм безопасности;

принятие лицом неправильного решения;

наличие конкретной возможности в конкретной обстановке действовать в рамках требований безопасности.

§ 3. Состав преступления 585

Неосторожная форма вины подразделяется на:

а) легкомыслие, когда лицо предвидит, что в подобной си­
туации в принципе возможно наступление вредных последствий,
но легкомысленно, без достаточных на то оснований, рассчиты­
вает на их предотвращение. Сознание и воля лица направлены
на предотвращение этих последствий, оно рассчитывает на ка­
- кие-либо обстоятельства, которые помогут предотвратить на­
ступление последствий, но, к сожалению, расчеты лица не оп­
равдываются;

б) небрежность, когда лицо не предвидело наступления по­
следствий, но должно было и могло предвидеть. Ситуация долж­
на создавать лицу объективную возможность предвидения по­
следствий, лицо по индивидуальным качествам имело возмож­
ность оценить сложившуюся ситуацию, предвидеть последствия,
и нет обстоятельств, препятствующих такому предвидению.

Сущность вины заключается в отрицательном отношении субъ­екта к охраняемым законом и нарушаемым им интересам общест­ва — от откровенно враждебного до недостаточно внимательного.

Иногда статья УК РФ, предусматривающая конкретный со­став преступления, содержит указание на мотив и цель преступ­ления. Например, служебный подлог — это внесение должност­ным лицом в официальные документы заведомо ложных сведе­ний, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. В этом случае такое же деяние, но совершенное в других целях, нежели указанные в статье, не бу­дет квалифицироваться как преступление.

В истории человечества к институту вины существовало неодно­значное отношение. В X I X в. т ю р е м н ы й в р а ч Ч. Ломброзо, осново­положник антропологической школы уголовного права, сделал вывод, что преступление — такое же естественное явление для человека, как рождение и смерть. Преступник генетически запрограммирован на совершение общественно опасных деяний, о чем говорят определен­ные особенности его физического строения (стигматы). Поэтому ли­цо, совершающее преступление, не виновато, такова уж его судьба. К таким лицам должны применяться уголовно-хирургические меры. Но ведь если установлена такая закономерность, можно не ждать, пока потенциальный преступник раскроет себя, его можно обезвре­дить и без вины.




586 Глава 13. Уголовное право

В конце XIX — начале XX в. широкое распространение получила социологическая школа уголовного права. Она провозгласила, что пред­посылкой совершения преступлений является его социальное положе­ние, принадлежность к тому или иному классу. Поэтому допускалось уничтожение людей по классовому признаку как потенциальных пре­ступников, как это было в России в первые два десятилетия после ус­тановления советской власти.

Согласно классической школе уголовного права наказание без вины невозможно. Таким образом, если человек не мог или не должен был предвидеть наступления вредных последствий своего деяния, то, каки­ми бы страшными ни были эти последствия, об уголовной ответствен­ности не может быть и речи.

Соучастие в преступлении

Соучастие — умышленное участие двух и более лиц в соверше­нии умышленного преступления.

1.Это участие двух и более лиц, являющихся субъектами пре­ступления, т. е. достигших возраста уголовной ответственности и вменяемых, в противном случае о соучастии говорить нельзя. Бывают случаи, когда малолетних и душевнобольных использу­ют в качестве непосредственных исполнителей преступления, заведомо зная, что они не являются субъектами преступления и не подлежат уголовной ответственности. В этом случае лицо, использующее их в качестве живого орудия преступления, бу­дет отвечать как исполнитель преступления.

2. Действия виновных должны быть совместными, направ­ленными на одну цель, дополняющими друг друга. Поэтому соуча­стие возможно до окончания преступления, так как невозможно помочь достичь цели, если она уже достигнута, преступление совершено. Если лица участвуют в одном посягательстве, но у них разные цели, то нельзя говорить о соучастии. Встречаются ситуации, когда у преступников нет договоренности о совмест­ных действиях. Например, проходя мимо взломанной двери квартиры, Б. увидел К., укладывающего вещи в сумку. Не гово­ря ни слова, Б. вошел в квартиру и взял несколько ценных предметов. Б. и К. в этом случае будут квалифицироваться как исполнители отдельных преступлений, но не как соучастники.

§ 4. Соучастие в преступлении



Вина — это психическое отношение лица к совершаемому им преступному деянию и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. - student2.ru

Рис. 13.6.В и д ы соучастников

3. Необходимо наличие умысла на совершение совместно с другими общественно опасного деяния.

В зависимости от характера и степени (роли) участия в со­вместном преступлении можно определить следующие виды со­участников(рис. 13.6).

Исполнитель— лицо, непосредственно своими действиями со­вершившее преступление, либо непосредственно участвовавшее в совершении преступления вместе с другими лицами — соиспол­нителями. Соисполнители могут выполнять как одинаковые действия (групповая драка, например), так и раздельные функ­ции (один держит жертву за руки, другой наносит удары ножом).

Организатор— лицо, организовавшее преступление либо руко­водившее его совершением, а равно лицо, создавшее организован­ную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими. Эта фигура наиболее опасна, так как она вовлекает в преступную деятельность других лиц, направляет их действия, вносит в их деятельность организованность и систему. Организация преступления — это приискание и подготовка испол­нителя, соучастников, распределение ролей, составление плана, приискание орудий и средств преступления. Руководство соверше­нием преступления — это распределение обязанностей, дача обяза­тельных для выполнения указаний исполнителю и соучастникам, активное лидерство в преступлении. Иногда организатор может быть одновременно и соисполнителем преступления.

Подстрекатель— это лицо, склонившее другое лицо к соверше­нию преступления. Подстрекатель своими действиями непосред­ственно в совершении преступления не участвует, не организует и не руководит преступлением, иначе бы это был, соответствен­но, исполнитель и организатор преступления. Подстрекатель лишь вызывает у другого лица решимость совершить преступле­ние, причем не преступление вообще, а какое-либо конкретное преступление (убить определенного человека, угнать автомо­биль). Подстрекатель может использовать различные способы и

5 8 8 Глава 13. Уголовное право

средства", подкуп, угрозы, обещания, уговоры, т. е. совершать любые активные действия, склоняющие к совершению уголовно нака­зуемого деяния. Мотивы и цели у подстрекателя и исполнителя могут быть разными, главное, чтобы подстрекатель понимал, что вовлекает человека в совершение общественно опасного деяния. Пособник— это лицо; содействовавшее совершению престу­пления советами, указаниями, предоставлением средств или уст­ранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, орудия и средства совершения преступления, сле­ды преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы. Пособник должен выполнить свои функции до начала или в момент исполнения преступления, но обязательно до фактического завершения преступления, иначе это уже будет не соучастие, но прикосновенность к преступлению (заранее не обещанное укрывательство, недонесение), так как соучастие — это участие в совершении преступления, действия соучастника должны способствовать наступлению преступного результата. Пособник должен осознавать, что содействует совершению пре­ступления, предвидеть последствия преступления. Пособник не организует преступление, не участвует непосредственно в со­вершении преступления, иначе это будет организатор и испол­нитель. Пособничество советами, указаниями, обещание ук­рыть преступника укрепляет решимость лица, уже замысливше­го преступление, а не вызывает эту решимость, в противном случае эти действия будут квалифицироваться как подстрека­тельство.

Ответственность соучастников.Уголовный'кодекс не преду­сматривает особых оснований ответственности за соучастие, поэтому наказание определяется пределами наказания, преду­смотренными статьей УК РФ, регулирующей ответственность исполнителя. Другими словами, закон не предусматривает ни более сурового, ни более мягкого наказания соучастникам, од­нако устанавливает требование, согласно которому ответствен­ность соучастников определяется характером и степенью фак­тического участия каждого из них в совершении преступления, их значимостью при совершении деяния. Поэтому организатор и подстрекатель обычно получают более суровое наказание, по­собник же, в силу вспомогательного характера своих функ­ций, — более мягкое.

Соучастник отвечает лишь за те действия, которые он пред­видел, которые охватывались его умыслом. Поясним это на

} 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 5 8 9

1римере. В процессе кражи квартиры А. непосредственно осу-дествлял похищение имущества, а Б. стоял внизу и смотрел, не гоявятся ли хозяева. Внезапно в квартиру входит хозяин, кото-)ый через некоторое время оказывается убитым непосредствен--1ым исполнителем. Но ведь Б. не предвидел такой вариант раз­вития событий, он не давал согласия А. на такие действия. По­этому действия А. будут квалифицироваться как умышленное /бийство в совокупности с покушением на кражу, а действия S. — как соучастие в покушении на кражу.

Наши рекомендации