В. Санкции, применяемые Центральным банком по отношению к коммерческим банкам
В случае нарушения кредитной организацией законодательства Российской Федерации, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право:
• требовать устранения выявленных нарушений;
• взыскивать штраф в размере до 0,1% от размера минимального уставного капитала;
• ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам вкладчиков (кредиторов), Банк России вправе:
• взыскать с кредитной организации штраф до 1 % от разме
ра оплаченного уставного капитала, но не более 1% от мини
мального размера уставного капитала;
• потребовать от кредитной организации:
осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению
кредитной организации, в том числе изменения структуры активов;
замены руководителя кредитной организации;
реорганизации кредитной организации;
• изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;
• ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
• назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;
• отозвать лицензию на осуществление банковских операций.
§ 1. Трудовое право как отрасль 283
Глава б Трудовое право
Трудовое право как отрасль
До XX в. государство почти не регулировало применение труда на производстве. Считалось, что работник и работодатель — свободные люди и могут сами регулировать свои отношения трудовым договором. Однако всегда так получалось, что работодатель в условиях безработицы диктовал работнику самые невыгодные условия (например, 16-часовой рабочий день, невысокая зарплата и т. п.). Поэтому государство в первой половине XX в. перестало считать отношения по найму рабочей силы частным делом работника и работодателя, увидев в рассматриваемой сфере публичный интерес (например, сохранение социальной стабильности, охрана здоровья человека, поддержание достойного уровня его жизни), и стало устанавливать в правовых нормах, носящих строго обязательный характер, минимальные гарантии для работающих по трудовому договору. Именно эти нормы образовали впоследствии самостоятельную отрасль права — трудовое право.
Трудовое право - это система норм права, регулирующих отношение работодателя и работника по поводу использования его способности к труду (наемного труда).
Необходимо специально остановиться на вопросе, какие конкретно отношения по поводу использования способности работника к труду регулирует трудовое право, т. е. очертить предмет регулирования трудового права.Дело в том, что не все отношения, так или иначе связанные с трудом, регулируются трудовым правом.
Во-первых, не нуждается в правовом регулировании труд лица, работающего на самого себя. Не секрет, что, как правило, для каждого является необходимой работа по приготовлению пищи, уборке квартиры, многие трудятся на садовом участке и т. д. В данном случае результаты труда используются самим работником, а потому и не возникает отношений между людьми по поводу использования способностей к труду.
Во-вторых, не регулируется с помощью норм трудового права труд предпринимателя, использующего свое имущество для
2 8 4 Глава 6. Трудовое право
регулярного извлечения прибыли. Строго говоря, в данном случае труд предпринимателя является разновидностью труда на свое благо, когда отношений между работником и лицом, использующим способности другого лица к труду, не возникает. В данном случае правовому регулированию подлежат отношения по поводу использования собственником своего имущества, составляющие предмет регулирования гражданского права.
Некоторые проблемы возникают при рассмотрении трудовых отношений, возникающих на производствах, где постоянные работники являются одновременно и участниками (акционерами, пайщиками и т. п.) данных юридических лиц. Здесь возможны две ситуации. Первая — когда администрация юридического лица заключила трудовой договор с работником — участником юридического лица. В данной ситуации, как правило, имеется возможность четко развести гражданско-правовые (участие в управлении юридическим лицом, выплата дивидендов и др.) и трудовые (вопросы рабочего времени, времени отпуска, заработной платы, увольнения и др.) отношения. Вторая — когда трудовой договор с участником юридического лица не заключался, а он работает в фактическом порядке. Такое возможно, как правило, только в небольших организациях, где работающие знают друг друга: в обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах. Большинство ученых — специалистов по трудовому праву склонны считать данные отношения в определенной мере попадающими в сферу регулирования трудового права.
В-третьих, трудовое право не регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением работы по гражданско-правовому договору подряда. Например, отношения между подрядчиком и заказчиком, хотя и возникают по поводу выполнения определенной работы, тем не менее носят имущественный, а не трудовой характер. Заказчик заинтересован прежде всего не в том, чтобы подрядчик изо дня в день добросовестно выполнял свои трудовые функции, а в том, чтобы последний к установленному сроку предоставил в распоряжение заказчика полезный результат работы. Поэтому предметом договора подряда является не трудовая функция работника, т. е. работа, выполняемая в течение неопределенного срока, а выполнение разовой работы по изготовлению или переработке вещи. И если в подрядных отношениях стороны остаются в положении равенства, то в трудовых между работником и работодателем возникают специфические отношения власти и подчинения. Из это-
§ 1. Трудовое право как отрасль
го вытекают другие отличия трудового договора: отсутствие ответственности работника за результат работы, подчинение работника трудовому режиму, обязательность выполнения распоряжений администрации и др.
В-четвертых, с помощью норм трудового права не регулируется техническая организация труда, т. е. вопросы технологии изготовления продукции, устройства станков и т. п.
Трудовое право регулирует следующие вопросы:
• кто может стать работником по трудовому договору;
• как заключается трудовой договор;
• как увольняются работники;
• какое время работник должен трудиться;
• как оплачивается его труд;
• какие отпуска ему предоставляются;
• меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания и др.
Помимо этих трудовое право регулирует еще некоторые вопросы, тесно связанные с использованием труда работника на производстве: занятость и трудоустройство, взаимоотношения трудового коллектива и администрации, профсоюза и администрации, подготовка кадров, повышение квалификации, материальная ответственность работника и работодателя, разрешение трудовых споров и др.
Трудовое законодательство— это совокупность нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.
Оно довольно объемно. Все нормативные акты, его составляющие, можно подразделить в зависимости от их юридической силы на законы и подзаконные акты.
Среди законов, регулирующих трудовые отношения, прежде всего следует назвать Декларацию прав и свобод человека и гражданина,принятую Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., где закрепляется право граждан на труд.
Конституция РФ(1993 г.) формулирует основные конституционные принципы использования труда в России — самые общие нормы о применении труда.
1. Труд в нашей стране свободен. Это означает, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду: может выбрать себе род занятий,
286 Глава 6. Трудовое право
профессию. Гражданин может вообще отказаться от труда (конечно, если он может себе это позволить), и никто не сможет принудить его к этому. В Российской Федерации принудительный труд запрещен. Не считаются принудительным трудом работы по приговору суда, работы в условиях общественного бедствия, военная служба.
2. Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечаю
щих требованиям безопасности и гигиены. Во-первых, законода
тельство содержит требования, правила безопасности труда, ко
торые не могут нарушаться. Во-вторых, за труд во вредных ус
ловиях устанавливается повышенная заработная плата,
предоставляются дополнительные отпуска, выдается молоко
и т. д. В-третьих, некоторые категории работников не допуска
ются к таким работам. В-четвертых, законодательство устанав
ливает ответственность работодателя, за ущерб, нанесенный
жизни и здоровью работника. В-пятых, контролем за безопас
ностью труда занимаются специальные органы (инспекции,
профсоюзы и др.).
3. Труд каждого должен быть соответствующим образом
вознагражден. Не допустимы какие-либо ущемления в оплате
труда в зависимости от пола, возраста, национальности и др.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается государ
ством.
4. Каждый человек имеет право на защиту от безработицы.
5. Каждый имеет право на отдых.
Особое место среди источников трудового права занимает Трудовой кодекс(ТК РФ),систематизированно регулирующий все стороны трудовых отношений. Это довольно объемный нормативный акт, состоящий из 424 статей, размещенных в 14 разделах, включающих в себя 62 главы. Он принят в 2001 г.
Трудовое законодательство, помимо ТК, содержит и другие законы, относящиеся к отдельным институтам, например Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» или Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Подзаконными актами(указами, постановлениями, инструкциями и др.) трудовые отношения в последнее время стали регулироваться в меньшей степени, нежели ранее, когда в нашей стране парламент как орган, работающий на постоянной основе и профессионально занимающийся законотворчеством, отсутствовал. Подзаконные акты, действующие на сегодняшний день, приняты в основной своей массе после 1991 г. Среди центральных органов делегированным правотворчеством в сфере
§ 2. Граждане как субъекты трудового права 287
труда занимается Министерство труда и социальной защиты (в его составе Федеральная служба занятости). Органы власти (представительные и исполнительные) субъектов Федерации и органы местного самоуправления активностью в этом плане не отличаются.
В регулировании трудовых правоотношений большое место занимают корпоративные (или локальные) нормативные акты.Это акты, разрабатываемые и принимаемые на предприятии и распространяющиеся на коллектив данного предприятия (например, Положение о приеме на работу, Положение о премиях, Правила внутреннего трудового распорядка и т. п.). Как правило, они лучше учитывают условия и особенности конкретного предприятия и более точно регулируют трудовые отношения, нежели законодательные нормативные акты.