Налоговая система Российской Федерации
Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему. В нашем законодательстве термин «налог» используется в широком смысле и охватывает также сборы и пошлины, другие обязательные платежи, направляемые в бюджет или во внебюджетные фонды.
Налоговая система — это совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных на федеральном уровне и введенных в действие законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления{рис. 5.4).
§ 6. Налоговая система Российской Федерации
Налоги | ||||||
Федералы | иые налоги | Региональные налоги | Местные налоги | |||
и сборы | и сборы | и сборы | ||||
1) налог на добавлен- | 1)налог на имущество | 1)земельный налог | ||||
ную стоимость | организаций | 2) налог на имущество | ||||
2) акцизы на отдельные | 2} налог на недвижи- | физических лиц | ||||
виды товаров (услуг) и | мость | 3) налог на рекламу | ||||
отдельные виды | 3) дорожный налог | 4) налог на наследова- | ||||
минерального сырья | 4} транспортный налог | ние или дарение | ||||
3} налог на прибыль | 5)налог с продаж | 5) местные лицензион- | ||||
(доход) организаций | 6) налог на игорный | ные сборы | ||||
4) налог на доходы от | бизнес | |||||
капитала | 7) региональные | |||||
5) подоходный налог с | лицензионные сборы | |||||
физических лиц | ' | |||||
6)взносы в государ- | ||||||
ственные социальные | ||||||
внебюджетные фонды | ■ | |||||
7)государственная | " | |||||
пошлина | '■ | |||||
8) таможенная пошлина | . | |||||
и таможенные сборы | . | |||||
9) налог на пользование | ' | |||||
недрами | . | |||||
10} налог на воспроиз- | ' | |||||
водство минерально- | ||||||
сырьевой базы | . | |||||
11) налог на дополни- | " | |||||
тельный доход от | ||||||
добычи углеводородов | ■ | |||||
12) сбор за право | ||||||
пользования объектами | . | |||||
животного мира и | _ | |||||
водными биологически- | ||||||
ми ресурсами | ||||||
13) лесной налог | . | |||||
14) водный налог | ||||||
15) экологический | ' | |||||
налог | ||||||
16) федеральные | ' | |||||
лицензионные сборы | ■ |
Рис.5.4. Налоговая система РФ
Все налоги налоговой системы РФ можно разделить на федеральные, налоги субъектов РФ, местные налоги. Внутри каждого вида налогов возможно выделение групп, отличающихся правовым режимом установления.
260 Глава 5. Финансовое право
Необходимо отметить важную особенность налоговой системы Российской Федерации. Дело в том, что законодательство различает понятие установления налога и введения его в действие.
Установление налога означает его отражение в базовом законе о налоговой системе в качестве элемента налоговой системы, определение возможной территории его взимания и уровня бюджета, куда направляются суммы налога, а также определение налогоплательщиков и прочих элементов налогообложения: объекта, базы, периода и др.
Наиболее важные полномочия, относящиеся к установлению налогов, принадлежат только Федеральному Собранию РФ. Исчерпывающий перечень всех налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе РФ, закрепляется законодательством РФ. Органы государственной власти всех уровней не вправе устанавливать дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Другими словами, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут придумывать свои собственные налоги. Схема налоговой системы формируется на федеральном уровне.
Федеральными законами также определяются важнейшие элементы налогов всех уровней налоговой системы РФ. Органы Государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при установлении, соответственно, региональных и местных налогов, обладают лишь правом определять налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данным налогам.
Однако установление налогов не означает обязательного их взимания на определенной территории. Орган представительной власти того уровня, в соответствующий бюджет которого поступает установленный налог, может посчитать излишним его взимание. Для того чтобы налог существовал в действительности, необходимо ввести его в действие, т. е. принять нормативно-правовой акт (региональный или акт органа местного самоуправления), предусматривающий обязанность налогоплательщика уплатить налог в бюджет определенной территории. Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ, поэтому в их отношении понятие введения налога в действие теряет смысл.
§ 6 . Н а л о г о в а я система Российской Федерации 2 6 1
Данный принцип проводился не всегда последовательно. В качестве примера можно упомянуть Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 году»1, допускавший введение налогов актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Однако этот указ был незаконным, и решения Высшего Арбитражного Суда РФ пресекли практику самостоятельного введения налогов местными органами.
Налог на доходы физических лиц.Данный налог установлен гл. 23 НК РФ. Он является одним из наиболее существенных источников пополнения бюджета и по сумме поступлений уступает лишь налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость.
Субъектом налогаявляются физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства), как имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации (резиденты), так и не имеющие его (нерезиденты).
Объектом налогообложенияявляется факт получения доходов.
Предметом налогообложенияявляется совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной, так и в натуральной формах. У резидентов налогообложению подлежит весь доход независимо от месторасположения источников его получения, у нерезидентов — лишь доход, полученный от источников, находящихся в Российской Федерации.
В совокупный годовой доход включаются любые виды дохода, полученные из разных источников, в том числе дивиденды и проценты, авторские гонорары, доходы от аренды, доходы от реализации имущества, заработная плата, негосударственные пенсии, доходы от использования имущества и др.
В совокупный доход включается также и стоимость материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями, учреждениями в натуральной форме либо в виде материальной выгоды, в частности:
• оплата коммунально-бытовых услуг, абонементов, подписки на газеты, питания, проезда к месту работы и обратно, отдыха, обучения и т. д.;
• разница в цене товаров, реализованных физическими лицами по ценам ниже розничных или бесплатно;
1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 1 2 . Ст. 5074.
262.
Глава 5. Финансовое право
• суммы единовременных пособий физическим лицам, уходящим на пенсию, не предусмотренных законодательством о труде, и др.
• материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами;
• оплата труда в натуральной форме и др.
Льготы, предусматриваемые законодательством для физических лиц, достаточно широки:
• устанавливается необлагаемый минимум доходов (налого
вый вычет) в размере 3000 руб. (для инвалидов Великой Отече
ственной войны, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС
и др.), 500 руб. (для Героев Советского Союза, Российской Фе-
- дерации, участников Великой Отечественной войны, родителей
и супругов погибших военнослужащих, воинов-афганцев и др.), 300 руб. (для малообеспеченного налогоплательщика, имеющего ребенка);
• совокупный доход уменьшается на сумму расходов на обучение (в пределах 25 тыс. руб.), на лечение (в пределах 25 тыс. руб.);
• совокупный доход уменьшается на сумму доходов, подлежащих налогообложению и перечисленных на благотворительные цели;
• совокупный доход уменьшается на сумму, направленную на строительство или приобретение личного дома, квартиры, дачи в пределах 600 тыс. руб., а также на сумму, полученную от продажи дома или квартиры, находившегося в собственности не менее 5 лет (в пределах 1 млн. руб.), не менее трех лет (в пределах 125 тыс. руб.).
В совокупный годовой доход также не включаются:
• государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению (например, по беременности и родам; по уходу за ребенком; на погребение; на детей малообес- , печенным слоям населения, по безработице и др.);
• все виды государственных пенсий;
• все виды установленных законодательством компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, увольнением работников, гибелью военнослужащих или госслужащих, возмещением командировочных расходов и др.;
• алименты, получаемые налогоплательщиком;
§ 6. Налоговая система Российской Федерации 263
• суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями, работодателями членам семьи умершего работника и др.;
• суммы стипендий, выплачиваемых студентам вузов;
• суммы грантов ипремий за достижения в области искусства, науки, культуры;
• вознаграждение за сданную кровь, материнское молоко;
• другие виды доходов.
Ставка налога.В последние несколько лет было серьезно снижено бремя выплат по налогу на доход физических лиц. Если раньше доходы облагались по методу сложной прогрессии, и максимальная ставка достигала 45%, то сегодня все доходы (за некоторыми исключениями) вне зависимости от их размера облагаются по ставке в 13%.
Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей; стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в части, превышающей 2000 руб.; страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров внесенных налогоплательщиком страховых взносов; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств.
Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении дивидендов и доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
Способы и порядок уплаты налога.Законодательство использует два способа уплаты подоходного налога: уплата налога у источника дохода (налоговым агентом) и уплата налога по декларации.
1. Исчисление и удержание подоходного налога с доходов,полученных за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы, производится предприятием, учреждением, организацией, где работает налогоплательщик, с начала календарного года по истечении каждого месяца. В конце каждого года производится перерасчет налога, исходя из сумм совокупного дохода, начисленных физическому лицу в течение календарного года. Такой же порядок исчисле-
264 Глава 5. Финансовое право
ния и удержания налогов устанавливается для предприятий, принимающих на работу совместителей.
_ 2. Уплата налога по декларации. Всвязи с отказом от метода сложной прогрессии и обложении любых доходов по твердым ставкам, сфера применения данного способа уплаты налога сузилась. Сегодня обязанность подачи декларации установлена лишь для тех, кто получил доходы от лиц, не являющихся налоговыми агентами, в частности, из иностранных источников, а также для индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.
Все перечисленные категории лиц при наличии у них доходов в календарном году обязаны представить налоговому органу по месту постоянного места жительства не позднее 30 апреля следующего за отчетным года декларацию о доходах. Декларация в данном случае является отчетным действием, так как эти категории лиц в установленные сроки исчисляют и уплачивают налог самостоятельно.
Налог на п р и б ы л ь организаций.Этот налог установлен гл. 25 НК РФ и является самым существенным источником доходов бюджета.
Субъектами налога на прибыль являются:
1) российские организации, т. е. юридические лица, образо
ванные в соответствии с законодательством Российской Феде
рации, в том числе постоянные представительства иностранных
юридических лиц в России;
2) иностранные организации, осуществляющие свою дея
тельность в Российской Федерации через постоянные предста
вительства и (или) получающие доходы от источников в Рос
сийской Федерации, в том числе международные организации,
их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
Объектом налога является факт получения прибыли.
Предметом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком, т. е. его доход, уменьшенный в соответствии с положениями закона на величину произведенных расходов (обоснованных и документально подтвержденных затрат, осуществленных налогоплательщиком). При этом налоговой базой признается денежное выражение прибыли (рис. 5.5), .
Ставканалога. Налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 24%. Из них: 7,5% зачисляется в федеральный бюджет; 14,5% — в бюджеты субъектов РФ; 2% — в местные бюджеты.
Особые ставки установлены для обложения налогом доходов иностранных организаций (20 и 10% в зависимости от вида до-
§ 6. Налоговая система Российской Федерации
ДОХОДЫ
минус
РАСХОДЫ
ПРИБЫЛЬ
Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав
выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации иного имущества и имущественных прав
Связанные
С производством
И реализацией
1)материальные расходы (на приобретение сырья, материалов, топлива, комплектующих и др.
2)расходы на оплату труда
3)суммы начисленной амортизации
4)на ремонт основных средств
5)на освоение природных ресурсов
6)на научное исследование
7)на страхование имущества и др.
Внереализационные доходы
Внереализационные
1)от долевого участия в других организациях
2)от операций купли-продажи иностранной валюты
3)в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба
4)от сдачи имущества в аренду (субаренду)
5)в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам
6)в виде безвозмездно полученного имущества
7)в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде и др.
1)расходы на содержание переданного по договору аренды имущества
2)расходы в виде процентов по долговым обязательствам
3)расходы на организацию выпуска ценных бумаг
4)расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и др.
5)судебные расходы и арбитражные сборы
6)расходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций
7)расходы на оплату услуг банков
8)убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном периоде и др.
Рис.5.5. Расчет прибыли организации
266 Глава 5. Финансовое право
хода), полученных налогоплательщиком дивидендов (6% для российских организаций и 15% для иностранных) и др.
Налог на добавленную стоимость (НДС)также является одним из лидеров по объему поступлений в бюджет.
Субъектаминалога являются организации (как российские, так и иностранные и международные), а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При этом организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от уплаты налога (на один год), если за каждые три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности один миллион рублей.
Объектом налогообложенияявляются:
• сделки по реализации товаров;
• импорт товаров и др.
Налоговая базапри реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, а при ввозе их на таможенную территорию РФ — как сумма их таможенной стоимости, таможенной пошлины и акцизов.
Ставка налога.Общая ставка НДС установлена в размере 20%. Для сделок по реализации некоторых видов товаров установлены льготные ставки (10% для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей; 0% для экспортируемых товаров и др.). Соответственно, сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщик, реализуя товар, увеличивает его цену на сумму уплаченного НДС. Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога, в свою очередь уплаченного им при приобретении товаров, необходимых для производства. Разница вносится в бюджет.
Таким образом, юридический налогоплательщик не несет никакого экономического бремени, связанного с уплатой налога, так как компенсирует затраты за счет покупателя своего товара, на которого перекладывает налог.
'-"••'•§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства
Известно, что уплата налогов — нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гаранти-
§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства 2 6 7
рованность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения — это необходимое условие работоспособности налоговой системы.
Меры государственного принуждения в сфере налоговых отношений не сводятся исключительно к мерам ответственности за налоговые правонарушения. Дело в том, что существует система правовых инструментов, которые не направлены на наказание налогоплательщика, а носят предупредительный, пресе-кательный либо восстановительный характер (например, осуществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и т. п.). Главное, что отличает эти меры от мер ответственности, — это отсутствие дополнительного обременения, накладываемого в качестве наказания за совершенное правонарушение. Все это позволяет назвать меры государственного принуждения, не связанные с применением мер ответственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.
Достаточно часто меры защиты могут применяться при отсутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых правонарушений. Поэтому, как правило, при применении данных мер разговор о наличии вины становится бессмысленным.
Применение мер налоговой ответственности возможно, если имеется для этого основание — налоговое правонарушение.
Налоговое правонарушение — противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на правопорядок в области налоговых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.
Вроссийском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в НК РФ. Ответственность за наиболее тяжкие деяния в сфере налогообложения предусмотрена УК РФ.
Можно выделить некоторые специфические черты мер налоговой ответственности:
• эти меры осуществляются для обеспечения режима законности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей целью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанностей поуплате налогов;
268 Глава 5. Финансовое право
• эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и другим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном;
• этот правовой институт налоговой ответственности носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренных административным, финансовым, уголовным законодательством. Соответственно и система мер различается по силе воздействия: от взыскания пени до лишения свободы.
Финансовая ответственность в сфере налоговых отношенийпредусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой)и налагается за совершение указанных в НК РФ налоговых правонарушений.
Финансовые санкции не отличаются большим разнообразием. Универсальной санкцией является штраф.Однако его размер за одно и то же нарушение может существенно колебаться:
а) при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоя
тельств (совершение деяния вследствие стечения тяжелых лич
ных или семейных обстоятельств или под влиянием угрозы,
принуждения, материальной, служебной или иной зависимости
и др.) размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в
два раза;
б) при наличии отягчающего обстоятельства (повторное
привлечение к ответственности за аналогичное правонаруше
ние) штраф увеличивается на 100%.
Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя от уплаты задолженности по налогам.
В НК РФ предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:
• нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
• уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
• нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
• нарушение срока представления налоговой декларации;
• грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также и объектов налогообложения;
• нарушение правил составления налоговой декларации;
• неуплата или неполная уплата сумм налога;
§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства 2 6 9
• невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
• незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение;
• несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
• непредоставление налоговому органу сведений о налогоплательщике;
• отказ от предоставления документов и предметов по запросу налогового органа;
• неявка, уклонение свидетеля от явки без уважительных причин либо отказ его от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний;
• отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.
: Важную роль в финансовой системе любой страны играют ; банки. Вот почему российским законодательством на эти фи-\ нансовые учреждения возлагается ряд обязанностей, за наруше-! ние которых также предусматривается налоговая ответственность в виде штрафов и пеней. К "числу таких нарушений со стороны банков относятся:
• нарушение порядка открытия счета налогоплательщика;
• нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;
• неисполнение решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;
• неисполнение банком решения о взыскании налога.
Налоговые органы, входящие в систему Министерства РФ
по налогам и сборам (а в ряде случаев, предусмотренных законом, их функции выполняют таможенные органы), а также органы налоговой полиции имеют большие права, предоставленные им законодательством для обеспечения взимания налогов и сборов, составляющих финансовую основу для выполнения государством своих многочисленных функций.
Вместе с тем эти органы должны выполнять и возложенные на них обязанности, в частности соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за его исполнением, вести учет налогоплательщиков, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов,
2 7 0 Глава 5. Финансовое п р а в о
пеней и штрафов, соблюдать налоговую тайну и др. За нарушение своих обязанностей налоговые органы несут юридическую ответственность.Они обязаны возместить убытки,причиненные налогоплательщикам.
Уголовная ответственность за преступления в сфере налоговых отношений.За самые серьезные правонарушения в сфере налоговых отношений ответственность предусмотрена в УК РФ, г д е налоговым преступлением посвящены две статьи (ст. 198, 199). Рассмотрим подробно эти статьи.