Налоговая система Российской Федерации

Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему. В нашем законодательстве термин «налог» используется в широком смысле и охватывает также сборы и пошлины, другие обязательные платежи, направляемые в бюджет или во внебюджетные фонды.

Налоговая система — это совокупность налогов, сборов и по­шлин, установленных на федеральном уровне и введенных в дей­ствие законами РФ, субъектов РФ, актами органов местного са­моуправления{рис. 5.4).

§ 6. Налоговая система Российской Федерации



      Налоги      
Федералы иые налоги Региональные налоги Местные налоги
и сборы и сборы и сборы
1) налог на добавлен- 1)налог на имущество 1)земельный налог
ную стоимость организаций 2) налог на имущество
2) акцизы на отдельные 2} налог на недвижи- физических лиц
виды товаров (услуг) и мость 3) налог на рекламу
отдельные виды 3) дорожный налог 4) налог на наследова-
минерального сырья 4} транспортный налог ние или дарение
3} налог на прибыль 5)налог с продаж 5) местные лицензион-
(доход) организаций 6) налог на игорный ные сборы
4) налог на доходы от бизнес  
капитала 7) региональные  
5) подоходный налог с лицензионные сборы  
физических лиц '  
6)взносы в государ-    
ственные социальные    
внебюджетные фонды  
7)государственная "  
пошлина '■  
8) таможенная пошлина .  
и таможенные сборы .  
9) налог на пользование '  
недрами .  
10} налог на воспроиз- '  
водство минерально-    
сырьевой базы .  
11) налог на дополни- "  
тельный доход от    
добычи углеводородов  
12) сбор за право    
пользования объектами .  
животного мира и _  
водными биологически-    
ми ресурсами    
13) лесной налог .  
14) водный налог    
15) экологический '  
налог    
16) федеральные '  
лицензионные сборы  

Рис.5.4. Налоговая система РФ

Все налоги налоговой системы РФ можно разделить на фе­деральные, налоги субъектов РФ, местные налоги. Внутри каждо­го вида налогов возможно выделение групп, отличающихся правовым режимом установления.

260 Глава 5. Финансовое право

Необходимо отметить важную особенность налоговой систе­мы Российской Федерации. Дело в том, что законодательство различает понятие установления налога и введения его в дейст­вие.

Установление налога означает его отражение в базовом зако­не о налоговой системе в качестве элемента налоговой систе­мы, определение возможной территории его взимания и уровня бюджета, куда направляются суммы налога, а также определе­ние налогоплательщиков и прочих элементов налогообложе­ния: объекта, базы, периода и др.

Наиболее важные полномочия, относящиеся к установлению налогов, принадлежат только Федеральному Собранию РФ. Ис­черпывающий перечень всех налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе РФ, закрепляется законода­тельством РФ. Органы государственной власти всех уровней не вправе устанавливать дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Другими словами, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не могут при­думывать свои собственные налоги. Схема налоговой системы формируется на федеральном уровне.

Федеральными законами также определяются важнейшие элементы налогов всех уровней налоговой системы РФ. Органы Государственной власти субъектов РФ и органы местного само­управления при установлении, соответственно, региональных и местных налогов, обладают лишь правом определять налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уп­латы налога, а также формы отчетности по данным налогам.

Однако установление налогов не означает обязательного их взимания на определенной территории. Орган представитель­ной власти того уровня, в соответствующий бюджет которого поступает установленный налог, может посчитать излишним его взимание. Для того чтобы налог существовал в действитель­ности, необходимо ввести его в действие, т. е. принять норма­тивно-правовой акт (региональный или акт органа местного са­моуправления), предусматривающий обязанность налогопла­тельщика уплатить налог в бюджет определенной территории. Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате на всей тер­ритории РФ, поэтому в их отношении понятие введения налога в действие теряет смысл.




§ 6 . Н а л о г о в а я система Российской Федерации 2 6 1

Данный принцип проводился не всегда последовательно. В качестве примера можно упомянуть Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 году»1, допускавший введение налогов актами органов го­сударственной власти субъектов РФ и органов местного само­управления. Однако этот указ был незаконным, и решения Высшего Арбитражного Суда РФ пресекли практику самостоя­тельного введения налогов местными органами.

Налог на доходы физических лиц.Данный налог установлен гл. 23 НК РФ. Он является одним из наиболее существенных источников пополнения бюджета и по сумме поступлений усту­пает лишь налогу на прибыль организаций и налогу на добав­ленную стоимость.

Субъектом налогаявляются физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства), как имеющие постоянное место жительства в Российской Федерации (резиденты), так и не имеющие его (нерезиденты).

Объектом налогообложенияявляется факт получения доходов.

Предметом налогообложенияявляется совокупный доход фи­зического лица, полученный им в календарном году как в де­нежной, так и в натуральной формах. У резидентов налогообло­жению подлежит весь доход независимо от месторасположения источников его получения, у нерезидентов — лишь доход, полу­ченный от источников, находящихся в Российской Федерации.

В совокупный годовой доход включаются любые виды дохода, полученные из разных источников, в том числе дивиденды и проценты, авторские гонорары, доходы от аренды, доходы от реализации имущества, заработная плата, негосударственные пенсии, доходы от использования имущества и др.

В совокупный доход включается также и стоимость матери­альных и социальных благ, предоставляемых предприятиями, учреждениями в натуральной форме либо в виде материальной выгоды, в частности:

• оплата коммунально-бытовых услуг, абонементов, под­писки на газеты, питания, проезда к месту работы и обратно, отдыха, обучения и т. д.;

• разница в цене товаров, реализованных физическими ли­цами по ценам ниже розничных или бесплатно;

1 Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 1 2 . Ст. 5074.

262.

Глава 5. Финансовое право

• суммы единовременных пособий физическим лицам, ухо­дящим на пенсию, не предусмотренных законодательством о труде, и др.

• материальная выгода от экономии на процентах за поль­зование заемными средствами;

• оплата труда в натуральной форме и др.

Льготы, предусматриваемые законодательством для физиче­ских лиц, достаточно широки:

• устанавливается необлагаемый минимум доходов (налого­
вый вычет) в размере 3000 руб. (для инвалидов Великой Отече­
ственной войны, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС
и др.), 500 руб. (для Героев Советского Союза, Российской Фе-
- дерации, участников Великой Отечественной войны, родителей

и супругов погибших военнослужащих, воинов-афганцев и др.), 300 руб. (для малообеспеченного налогоплательщика, имеюще­го ребенка);

• совокупный доход уменьшается на сумму расходов на обуче­ние (в пределах 25 тыс. руб.), на лечение (в пределах 25 тыс. руб.);

• совокупный доход уменьшается на сумму доходов, подле­жащих налогообложению и перечисленных на благотворитель­ные цели;

• совокупный доход уменьшается на сумму, направленную на строительство или приобретение личного дома, квартиры, дачи в пределах 600 тыс. руб., а также на сумму, полученную от продажи дома или квартиры, находившегося в собственно­сти не менее 5 лет (в пределах 1 млн. руб.), не менее трех лет (в пределах 125 тыс. руб.).

В совокупный годовой доход также не включаются:

• государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению (например, по беременности и ро­дам; по уходу за ребенком; на погребение; на детей малообес- , печенным слоям населения, по безработице и др.);

• все виды государственных пенсий;

• все виды установленных законодательством компенсаци­онных выплат, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, увольнением работ­ников, гибелью военнослужащих или госслужащих, возмеще­нием командировочных расходов и др.;

• алименты, получаемые налогоплательщиком;

§ 6. Налоговая система Российской Федерации 263

• суммы единовременной материальной помощи, оказывае­мой в связи со стихийными бедствиями, работодателями чле­нам семьи умершего работника и др.;

• суммы стипендий, выплачиваемых студентам вузов;

• суммы грантов ипремий за достижения в области искус­ства, науки, культуры;

• вознаграждение за сданную кровь, материнское молоко;

• другие виды доходов.

Ставка налога.В последние несколько лет было серьезно снижено бремя выплат по налогу на доход физических лиц. Ес­ли раньше доходы облагались по методу сложной прогрессии, и максимальная ставка достигала 45%, то сегодня все доходы (за некоторыми исключениями) вне зависимости от их размера об­лагаются по ставке в 13%.

Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отноше­нии выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей; стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводи­мых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг в части, превышающей 2000 руб.; страхо­вых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения размеров внесенных налогоплательщиком страхо­вых взносов; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ; суммы эко­номии на процентах при получении налогоплательщиками за­емных средств.

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отноше­нии дивидендов и доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

Способы и порядок уплаты налога.Законодательство исполь­зует два способа уплаты подоходного налога: уплата налога у источника дохода (налоговым агентом) и уплата налога по дек­ларации.

1. Исчисление и удержание подоходного налога с доходов,по­лученных за выполнение трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы, производится пред­приятием, учреждением, организацией, где работает налогопла­тельщик, с начала календарного года по истечении каждого ме­сяца. В конце каждого года производится перерасчет налога, исходя из сумм совокупного дохода, начисленных физическому лицу в течение календарного года. Такой же порядок исчисле-

264 Глава 5. Финансовое право

ния и удержания налогов устанавливается для предприятий, принимающих на работу совместителей.

_ 2. Уплата налога по декларации. Всвязи с отказом от метода сложной прогрессии и обложении любых доходов по твердым ставкам, сфера применения данного способа уплаты налога су­зилась. Сегодня обязанность подачи декларации установлена лишь для тех, кто получил доходы от лиц, не являющихся на­логовыми агентами, в частности, из иностранных источников, а также для индивидуальных предпринимателей, частных нота­риусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.

Все перечисленные категории лиц при наличии у них дохо­дов в календарном году обязаны представить налоговому орга­ну по месту постоянного места жительства не позднее 30 апре­ля следующего за отчетным года декларацию о доходах. Декла­рация в данном случае является отчетным действием, так как эти категории лиц в установленные сроки исчисляют и уплачи­вают налог самостоятельно.

Налог на п р и б ы л ь организаций.Этот налог установлен гл. 25 НК РФ и является самым существенным источником доходов бюджета.

Субъектами налога на прибыль являются:

1) российские организации, т. е. юридические лица, образо­
ванные в соответствии с законодательством Российской Феде­
рации, в том числе постоянные представительства иностранных
юридических лиц в России;

2) иностранные организации, осуществляющие свою дея­
тельность в Российской Федерации через постоянные предста­
вительства и (или) получающие доходы от источников в Рос­
сийской Федерации, в том числе международные организации,
их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Объектом налога является факт получения прибыли.

Предметом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком, т. е. его доход, уменьшенный в соответ­ствии с положениями закона на величину произведенных рас­ходов (обоснованных и документально подтвержденных затрат, осуществленных налогоплательщиком). При этом налоговой ба­зой признается денежное выражение прибыли (рис. 5.5), .

Ставканалога. Налоговая ставка по налогу на прибыль уста­новлена в размере 24%. Из них: 7,5% зачисляется в федераль­ный бюджет; 14,5% — в бюджеты субъектов РФ; 2% — в мест­ные бюджеты.

Особые ставки установлены для обложения налогом доходов иностранных организаций (20 и 10% в зависимости от вида до-

§ 6. Налоговая система Российской Федерации




ДОХОДЫ

минус

РАСХОДЫ

ПРИБЫЛЬ



Доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав

выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации иного имущества и имущественных прав

Связанные

С производством

И реализацией

1)материальные расходы (на приобретение сырья, материалов, топлива, комплектующих и др.

2)расходы на оплату труда

3)суммы начисленной амортизации

4)на ремонт основных средств

5)на освоение природных ресурсов

6)на научное исследование

7)на страхование имущества и др.



Внереализационные доходы

Внереализационные



1)от долевого участия в других организациях

2)от операций купли-продажи иностранной валюты

3)в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба

4)от сдачи имущества в аренду (субаренду)

5)в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковско­го счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам

6)в виде безвозмездно полученного имущества

7)в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде и др.

1)расходы на содержание переданного по договору аренды имущества

2)расходы в виде процентов по долговым обязательствам

3)расходы на организацию выпуска ценных бумаг

4)расходы на ликвидацию выводимых из эксплуата­ции основных средств, включая расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества, охрану недр и др.

5)судебные расходы и арбитражные сборы

6)расходы в виде сумм штрафов, пеней и (или) иных санкций

7)расходы на оплату услуг банков

8)убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном периоде и др.

Рис.5.5. Расчет прибыли организации

266 Глава 5. Финансовое право

хода), полученных налогоплательщиком дивидендов (6% для российских организаций и 15% для иностранных) и др.

Налог на добавленную стоимость (НДС)также является од­ним из лидеров по объему поступлений в бюджет.

Субъектаминалога являются организации (как российские, так и иностранные и международные), а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через тамо­женную границу РФ. При этом организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от уплаты налога (на один год), если за каждые три предшествующих последователь­ных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности один миллион рублей.

Объектом налогообложенияявляются:

• сделки по реализации товаров;

• импорт товаров и др.

Налоговая базапри реализации товаров определяется как стоимость этих товаров, а при ввозе их на таможенную терри­торию РФ — как сумма их таможенной стоимости, таможенной пошлины и акцизов.

Ставка налога.Общая ставка НДС установлена в размере 20%. Для сделок по реализации некоторых видов товаров установлены льготные ставки (10% для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей; 0% для экспортируемых товаров и др.). Со­ответственно, сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщик, реализуя товар, увеличивает его цену на сумму уплаченного НДС. Из полученного от покупателя налога налогоплательщик вычитает сумму налога, в свою очередь уп­лаченного им при приобретении товаров, необходимых для производства. Разница вносится в бюджет.

Таким образом, юридический налогоплательщик не несет никакого экономического бремени, связанного с уплатой нало­га, так как компенсирует затраты за счет покупателя своего то­вара, на которого перекладывает налог.

'-"••'•§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства

Известно, что уплата налогов — нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть нало­гового бремени незаконным образом. В связи с этим гаранти-

§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства 2 6 7

рованность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения — это необходимое условие ра­ботоспособности налоговой системы.

Меры государственного принуждения в сфере налоговых от­ношений не сводятся исключительно к мерам ответственности за налоговые правонарушения. Дело в том, что существует сис­тема правовых инструментов, которые не направлены на нака­зание налогоплательщика, а носят предупредительный, пресе-кательный либо восстановительный характер (например, осу­ществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (заниже­нии) прибыли (дохода) и т. п.). Главное, что отличает эти меры от мер ответственности, — это отсутствие дополнительного об­ременения, накладываемого в качестве наказания за совершен­ное правонарушение. Все это позволяет назвать меры государ­ственного принуждения, не связанные с применением мер от­ветственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.

Достаточно часто меры защиты могут применяться при от­сутствии какого-либо правонарушения в сфере налоговых пра­вонарушений. Поэтому, как правило, при применении данных мер разговор о наличии вины становится бессмысленным.

Применение мер налоговой ответственности возможно, если имеется для этого основание — налоговое правонарушение.

Налоговое правонарушение — противоправное виновное дейст­вие или бездействие, посягающее на правопорядок в области на­логовых отношений, за которое предусмотрено применение мер юридической ответственности.

Вроссийском законодательстве нормы, предусматривающие конкретные составы налоговых правонарушений, находятся преимущественно в НК РФ. Ответственность за наиболее тяж­кие деяния в сфере налогообложения предусмотрена УК РФ.

Можно выделить некоторые специфические черты мер нало­говой ответственности:

• эти меры осуществляются для обеспечения режима закон­ности именно в сфере налоговых отношений и имеют своей це­лью понуждение налогоплательщика к исполнению своих обязанно­стей поуплате налогов;

268 Глава 5. Финансовое право

• эти меры распространяются как на физических, так и на юридических лиц, однако перечень мер, применяемых к тем и дру­гим, а также порядок их наложения и исполнения не совпадают. Так, взыскание недоимок, сумм штрафов и иных санкций, пре­дусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном;

• этот правовой институт налоговой ответственности носит комплексный характер и состоит из мер ответственности за на­логовые правонарушения, предусмотренных административ­ным, финансовым, уголовным законодательством. Соответствен­но и система мер различается по силе воздействия: от взыска­ния пени до лишения свободы.

Финансовая ответственность в сфере налоговых отношенийпредусмотрена Налоговым кодексом РФ (частью первой)и нала­гается за совершение указанных в НК РФ налоговых правона­рушений.

Финансовые санкции не отличаются большим разнообрази­ем. Универсальной санкцией является штраф.Однако его раз­мер за одно и то же нарушение может существенно колебаться:

а) при наличии хотя бы одного из смягчающих обстоя­
тельств (совершение деяния вследствие стечения тяжелых лич­
ных или семейных обстоятельств или под влиянием угрозы,
принуждения, материальной, служебной или иной зависимости
и др.) размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в
два раза;

б) при наличии отягчающего обстоятельства (повторное
привлечение к ответственности за аналогичное правонаруше­
ние) штраф увеличивается на 100%.

Разумеется, взыскание штрафа не освобождает налогового правонарушителя от уплаты задолженности по налогам.

В НК РФ предусматривается ответственность за следующие виды налоговых правонарушений:

• нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

• уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

• нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

• нарушение срока представления налоговой декларации;

• грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а так­же и объектов налогообложения;

• нарушение правил составления налоговой декларации;

• неуплата или неполная уплата сумм налога;

§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства 2 6 9

• невыполнение налоговым агентом обязанности по удержа­нию и (или) перечислению налогов;

• незаконное воспрепятствование доступу должностного ли­ца налогового органа на территорию или в помещение;

• несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

• непредоставление налоговому органу сведений о налого­плательщике;

• отказ от предоставления документов и предметов по за­просу налогового органа;

• неявка, уклонение свидетеля от явки без уважительных причин либо отказ его от дачи показаний, а равно дача заведо­мо ложных показаний;

• отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода.

: Важную роль в финансовой системе любой страны играют ; банки. Вот почему российским законодательством на эти фи-\ нансовые учреждения возлагается ряд обязанностей, за наруше-! ние которых также предусматривается налоговая ответствен­ность в виде штрафов и пеней. К "числу таких нарушений со стороны банков относятся:

• нарушение порядка открытия счета налогоплательщика;

• нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

• неисполнение решения налогового органа о приостанов­лении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента;

• неисполнение банком решения о взыскании налога.
Налоговые органы, входящие в систему Министерства РФ

по налогам и сборам (а в ряде случаев, предусмотренных зако­ном, их функции выполняют таможенные органы), а также ор­ганы налоговой полиции имеют большие права, предоставлен­ные им законодательством для обеспечения взимания налогов и сборов, составляющих финансовую основу для выполнения государством своих многочисленных функций.

Вместе с тем эти органы должны выполнять и возложенные на них обязанности, в частности соблюдать законодательство о налогах и сборах, осуществлять контроль за его исполнением, вести учет налогоплательщиков, осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов,

2 7 0 Глава 5. Финансовое п р а в о

пеней и штрафов, соблюдать налоговую тайну и др. За наруше­ние своих обязанностей налоговые органы несут юридическую ответственность.Они обязаны возместить убытки,причиненные налогоплательщикам.

Уголовная ответственность за преступления в сфере налоговых отношений.За самые серьезные правонарушения в сфере нало­говых отношений ответственность предусмотрена в УК РФ, г д е налоговым преступлением посвящены две статьи (ст. 198, 199). Рассмотрим подробно эти статьи.

Наши рекомендации