Правовой статус сельского населения в 18в.

Сельское население составляло к концу века 95,9%, из них 48,7% крепостные мужского пола

Низкий уровень агротехники способствовал неурожаям (например, в 1723—, 1733, 1750 гг.). Владельцы вотчин в первой половине века обычно находились на службе, и вместо них управляли всем приказчики в соответствии с детальными инструкциями хозяев. Крестьяне от трех до шести дней в неделю работали на барщине, платили платежи и натуральные взносы помещикам, подушную подать в пользу государства.

По петровскому указу 1724 г. крестьянин, чтобы пойти со своего двора “работою кормиться”в соседние с его деревней места (до 30 верст от дома), должен был получить письменную отпускную от помещика. Для более дальнего отхода требовался уже паспорт подписями представителей власти. Так было положено начало паспортной системе. В черноземных губерниях преобладает барщина, в нечерноземных — денежный оброк. Распространение последнего давало крестьянам больше простора для хозяйственной инициативы, обогащения. Именно из крестьян-оброчников выходили богатые купцы и мануфактуристы, а их владельцы-помещики получали от них большие платежи. В черноземной полосе помещики получали немалые доходы от продажи излишков зерна и другой продукции, произведенной их крестьянами, которые трудились на барщине. В их имениях довольно часто применялась так называемая месячина — крестьяне, лишенные своего надела, все время трудились на барской пашне, получая от господина месячное пропитание и одежду.

22. Органы власти, центральное и местное управление в XVIII в. В 1711г.был учрежден Сенат - высший(после царя)орган гос.власти. Все центральные и местные органы управления подчинялись ему. К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебная деят - ть, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитные полномочия. После его реформирования в 1722г.круг его вопросов стал еще шире. 1722г. Петр1 ввел должность генерал-прокурора, который подчинялся только императору и осуществлял контроль над Сенатом. При Екатерине1 был создан Верховный тайный совет, который .стал главным органом управления в стране. При Анне Иоанновне он был упразднен и роль Сената вновь возросла. При Екатерине 2 важнейшими органами центрального отраслевого управления стали Коллегии. Реформы коснулись и местного управления. Территория гос-ва была поделена на губернии. Во главе губернии стоял губернатор, во главе провинции-воевода. Позже губернии делились на уезды, а уезды на волости. Помощником губернатора был вице-губернатор, который. возглавлял казенную палату. Во главе уезда стоял земский исправник или капитан-исправник. Городским управлением при Петре1 ведали в губернских городах магистраты, а в уездных-ратуши. Общее руководство ими осуществлял Главный магистрат. При Екатерине создаются новые органы гор.упр-ния-«градское общество»избирало органы гос.упр-ния-Общую Думу на 3 года.Это был распорядительный орган,на первом заседании которого избирался постоянный орган-Шестигласная Дума.Во главе Думы стоял выборный городской голова.В городах сохранялись магистраты.Во главе их стоял городничий.Гор.органы находились в полном подчинении у губернатора и губернских учреждений.

23. Суд, полиция, прокуратура в XVIII в.Суд .При Петре1 были сделаны первые попытки отделить суд от администрации. Для этого создавались надворные и нижние суды, подчиненные Юстиц-коллегии. Был создан военный суд, духовный суд. В конце правления Петра 1 суды были ликвидированы а Екатерина 2 создала на местах сословные суды. Для дворян был уездный суд(первая инстанция)состоял из уездного судьи и двух заседателей и верхний земский суд(вторая инстанция).Для горожан первой инстанцией был городской магистрат,вторая инстанция-губернский магистрат.Для крестьян первая инстанция-нижняя расправа,вторая инстанция-верхняя расправа. Также в каждой губернии создавались совестные суды,рассматривающие гражданские дела в примирительном порядке и некоторые уголовные. В Петербурге и Москве создавались надворные суды. Высшим судебным органом в гос-ве был Сенат. От судебных органов требовалось ,чтобы они стремились не столько к уяснению личности,сколько к устрашению народа.

Полиция.

Вначале 18 в. В системе гос.аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др.В 1782 г. В соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы — управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах— полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами. Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости.

Прокуратура.

Зарождение органов прокуратуры в России уходит корнями в начало XVIII века и связана с реформами русского царя Петра Первого по созданию регулярной армии. 12 января 1722 г. по замыслу Указа Петра 1 прокурорский надзор сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. Последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях, при надворных судах и прокурор при Святейшем Синоде. Одновременно происходило становление института прокурорских чинов в армии и на флоте Именно в петровскую эпоху во всех полках пехоты и кавалерии, в местах дислокации флота были введены должности полковых аудиторов-юристов, сочетавших в одном лице полномочия следователя, прокурора и судьи.В течение последующих полутора веков органы прокуратуры подвергались в России всевозможным реформированиям, то упразднялись, то создавались заново. Первым прокурором Российской империи был Павел Ягужинский.

24. Указ «О порядке наследовании в движимых и недвижимых Имуществах» («О единонаследии») 1714.Указом о единонаследии 1714 все светские феодалы объединяются в единое сословия, которое Петр называл «шляхетство». Указ подтверждал положения Соборного уложения об уравнивании юридического статуса вотчины и поместья. Разрешение мены вотчины на поместье и поместья на вотчину. Земля переходила к старшему сыну, а остальные должны были нести военную или гражданскую службу за жалованье. В Указе о единонаследии впервые был использован термин «недвижимость». Указ запрещал отчуждать недвижимость, кроме случаев «нужды». Таким образом, Пётр добивался следующих результатов: землевладения ограждались от бесконечного дробления, а дворянское сословие — от обнищания. Запрет на отчуждение не позволял дворянину проиграть в карты или каким-либо другим образом «разбазарить» драгоценную землю. Кроме того, право на наследство, закреплённое только за одним сыном, вынуждало его братьев исправно служить на государственной службе — «искать чинов». Новый Указ, имевший многие прогрессивные, черты, вызвал недовольство. К тому же, как и многие нормативные акты петровской эпохи, он не был достаточно хорошо разработан с точки зрения юридической техники. Неопределённость формулировок порождала сложность в исполнении Указа.

25. Внешняя характеристика источников права в 18 веке.В начале 18 в. круг источников права пополнился манифестами, указами, уставами, регламентами, учреждениями и др. Регламенты— это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и направления деятельности государственных органов управления. Манифесты издавались в особо торжественных или важных случаях: вступление монарха на престол, начало войны, подписание мира и т. д. Манифесты могли издаваться только монархом и были обращены ко всему населению и всем учреждениям. Уставы — это сборники законов, объединяющие нормы права, относившиеся к определенной сфере государственной деятельности: Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г.. Устав благочиния 1782 г. Указы представляли собой акты, содержащие правовые нормы и административные предписания, которые были направлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности гос.органов. Указы-наиболее важная часть законодательства- издавались монархом или от его имени сенатом. Можно выделить следующие указы: Указ о единонаследии 1714г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда 1723 г. и т. д.Продолжалось разграничение законодательства по отраслям права.Выделялись военно-уголовное,военно-процессуальное законодательство,церковное.Изменениям подвергались практически все отрасли и институты права

26. Материальное уголовное право по Артикулу Воинскому 1715г. Арикул состоит из 24 глав. Цель наказания - устрашение, возмездие, устранение преступника. Преступление - нарушение законов и ослушание царской воли. Умопомешательство не освобождало от наказания, но смягчало его. От уголовной ответственности освобождались несовершеннолетние (до 10 лет). Случайные деяния не подлежали наказанию, неосторожные подлежали с учетом степени неосторожности. Понятие аффекта в некоторых случаях смягчает наказание. Опьянение влечет увеличение наказания. Различают умышленное и неумышленное преступление, оконченное и неоконченное. От наказания освобождались в случае необходимой обороны, крайней необходимости и за давностью лет. Одинаковое наказание всем лицам, причастным к преступлению, независимо от из степени виновности. Виды преступления: против веры (богохульство, несоблюдение обрядов, чародейство), политические (измена, бунты), должностные (взяточничество, казнокрадство), против порядка управления (срывание царских указов, фальшивомонетчество), против суда (лжеприсяга, лжедонос). Тяжкие имущественный преступления: рабой, грабеж, поджог имущества. Убийства делились на обыкновенные и тяжкие (отцеубийство, ребенка). Против нравственности: прелюбодеяние, проституция, мужеложство. Неопределенность санкций, множественность наказания. Казнь простая и квалифицированная. Новый вид: расстрел и подвешивание за ребро на крючке. Телесные: членовредительные (урезание частей тела) и болезненные (битье). Позорящие наказания для дворян - шельмование, раздевание. Лишение свободы - тюрьма, ссылка на каторги. Конфискация имущества и штрафы.

27. Судопроизводство по «Краткому изображению процессов и судебных тяжб». «Краткое изображение...» посвящено почти целиком вопросам судоустройства и процесса. И

«Краткое изображение...» построено весьма четко. Вначале идут две главы, носящие как бы вводный характер. Затем идет последовательное изложение хода процесса, своеобразно разделенное на три основные части. Закон закрепляет стройную систему судебных органов, не известную до Петра I, довольно четко регламентирует вопросы подсудности. Для осуществления правосудия создаются специальные органы. Однако они все еще не до конца отделены от администрации. В соответствии с этим в процессе отсутствует деление на предварительное производство и производство дел непосредственно в суде. Собственное признание по-прежнему считалось доказательством. Вторым видом доказательства были свидетельские показания. В петровском процессе уцелел «один из видов суда Божьего, именно Очистительная присяга, к которой допускается обвиняемый в том случае, когда против него не было других достаточно весомых улик. С принятием присяги подозреваемый считался оправданным. Наконец, в числе лучших доказательств считались письменные доказательства (например, торговые книги). После рассмотрения доказательств, по большинству голосов судей (суд был коллегиальным) выносился приговор, который облекался в письменную форму, подписывался судьями и скреплялся аудитором.

Наши рекомендации