Возрождение суда присяжных в России.

Радикальным шагом по возвращению в Россию суда присяжных стала разработка Концепции судебной реформы, в которой суду присяжных было отведено центральное место в демократизации уголовной юстиции.

В Концепции отмечалось, что к достоинствам суда присяжных относятся: «... — привнесение в атмосферу казенной юстиции жи­тейского здравого смысла и народного правосознания; — стимули­рование состязательности процесса; — способность испытывать правоту законов применительно к конкретному случаю». Суд при­сяжных рассматривался Концепцией как средство «...разрешения нестандартных ситуаций, где из-за тяжести возможных последст­вий опаснее погрешить против справедливости, нежели против ве­ления абстрактной правовой нормы»1.

24 октября 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановле­ние «О концепции судебной реформы в РСФСР», в п. 3 которого отмечалось, что в качестве важнейшего направления судебной ре­формы в России следует рассматривать «признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, ус­тановленных законом».

Реализацией идеи возрождения суда присяжных стало внесе­ние положений о возможности рассмотрения дел в этой форме судопроизводства в Конституцию РСФСР 1978 г. (изменения в ч. 1 ст. 166, внесенные 1 ноября 1991 г.) и упоминание о суде присяж­ных в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Статья 166 Конституции РСФСР в результате ука­занной поправки стала содержать следующее положение: «Рас­смотрение гражданских и уголовных дел осуществляется коллеги­ально и единолично; в суде первой инстанции — с участием при­сяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей».

Значение этого шага для возрождения суда присяжных в России трудно переоценить, ведь в Декларации прав и свобод человека и гражданина рассмотрение дела в суде присяжных впервые было названо объектом самостоятельного права человека, привлекаемо­го к уголовной ответственности. Связь между правами человека и судом присяжных, отраженная в Декларации, подчеркивала пре­имущества этой формы судопроизводства перед традиционным по­рядком рассмотрения дел, указывала на гуманистический и право­защитный характер новой формы судопроизводства. Придание

1 Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992. С. 81.

праву на рассмотрение дела в суде присяжных характера конститу­ционной нормы подчеркивало его исключительную важность среди остальных прав человека и гражданина, охраняемых в России.

16 июля 1993 г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный-кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об ад­министративных правонарушениях» возродил в России суд при­сяжных — самую демократическую форму судопроизводства. Рас­смотрение дел присяжными вводилось лишь для областных (крае­вых) судов, к подсудности которых по первой инстанции относятся дела о наиболее тяжких преступлениях (квалифицированные убийство и изнасилование, хищения в особо крупных размерах, преступления против безопасности государства и др.) и только в тех регионах, которые выразили согласие на введение новой формы судопроизводства (Московской, Рязанской, Саратовской, Ивановской, Ульяновской и Ростовской областях, Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях), где предварительно была про­ведена большая подготовительная работа.

В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г., суду присяж­ных отведено место важнейшей гарантии прав и свобод человека, в том числе и црава на жизнь, так как именно возможность выбора этой формы судопроизводства законодатель называет обязатель­ным условием применения самой жесткой меры наказания — смертной казни. Так же как и ранее действовавшая конституцион­ная норма, ст. 20 Конституции РФ гарантирует право каждого об­виняемого на рассмотрение дела судом присяжных в случаях, пре­дусмотренных федеральным законом.

Подход Конституции РФ к производству в суде присяжных как объекту права обвиняемого не мог не вызвать вопроса о конститу­ционности положений федерального законодательства о постепен­ности введения этой формы судопроизводства.

В тех регионах, где суд присяжных не был введен, суды продол­жали рассматривать дела о тяжких и особо тяжких преступлениях в обычных составах, не предоставляя подсудимому права на рас­смотрение дела в суде присяжных. Нередко такие разбирательства заканчивались вынесением смертных приговоров. Вскоре несколь­ко осужденных к смертной казни, лишенных права на рассмотре­ние дела с участием присяжных, обратились в Конституционный Суд РФ с просьбой проверить конституционность постановления "•' Верховного Совета от 16 июля 1993 г.

Наши рекомендации